Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Профессия таксиста - плюсы и минусы

Профессия таксиста - плюсы и минусы

Лидия Нагорная и Юлия Нитченко

Все вокруг дорожает, а оно — дешевеет.  Городское такси — одна из немногих сфер услуг, которым черниговцы благодарны за расценки. Долго ли продержатся в таком режиме «шашечки»? Или скоро опять ждать повышения цен?

Не бензином единым
Совсем недавно расценки такси снизились — в связи с уменьшением цен на бензин. Одно время даже казалось, что пользоваться такси совсем недорого. Сейчас все идет к тому, что цены опять повысятся, возможно, даже очень заметно. И повышение будет вряд ли связано с бензином — сегодня дорого другое.
В четверг, 5 февраля, в центре Чернигова собрались водители, протестовавшие против новых налогов, мешающих спокойно ездить и зарабатывать. Вот и службы такси в рекомендательном порядке отправляли своих работников на площадь — отстаивать свой кусок хлеба.
— Предполагаемый новый автомобильный сбор должен быть в три раза больше, чем прежде, — рассказывает директор такси «Алва» Владислав Шубин. — Это ударит по карману каждого водителя. А если говорить о таксистах, то нам не на руку еще и повышение единого налога: в прошлом году он составлял 40 гривен, а с 1 января должен быть 150...
Свой протест недовольные показали, теперь осталось ждать результата. Как известно, идея увеличения транспортного сбора уже пересматривается, касательно единого налога пока все тихо. Смогут ли чиновники сделать так, чтобы такси продолжало быть хотя бы сколько-нибудь доступным видом транспорта? И смогут ли водители, многие из которых и так вынужденно выбрали этот способ зарабатывания денег — работу таксиста — зарабатывать их и в самое тяжелое время?

Взгляд сверху

Самая крупная служба такси города начала развиваться 14 лет назад.
— Наша фирма удовлетворяет около 2/3 потребностей города в таксомоторных услугах, — рассказывает директор такси «Алва». — У нас насчитывается около 200 своих машин, еще столько же используются в партнерстве с частными предпринимателями. В общей сложности служба дает городу более полутысячи рабочих мест.
О сложности работы таксистов слышали все. Во-первых, не каждый может подстроиться под трехсменный режим работы: 8.00 — 16.00, 16.00 — 24.00, 00.00 — 8.00. Во-вторых, требуется высокое внимание и понимание серьезности работы: ведь водитель такси несет юридическую ответственность и за сохранность автомобиля, и за жизнь и здоровье пассажиров. В-третьих, это работа далеко не самая высокооплачиваемая...
— В среднем водитель получает у нас полторы-две тысячи гривен в месяц, если он работает на нашем автомобиле. Если на своем — то можно заработать и до четырех тысяч, — делится информацией Владислав Евгеньевич. — Конечно, бывают сложные, «неурожайные» времена, но и тогда свои 800 гривен таксист будет иметь.
Этим всем прежде всего и объясняется заметная кадровая «текучка». Отрицать ее никто не может, но и остановить — тоже. Ведь система, благодаря которой люди приходят в таксисты, остается неизменной еще со времен ранних девяностых: когда водителями работать шли те, кому уже некуда было идти. Максимум 10 процентов таксистов — водители по профессии. Остальные 90 либо ищут дополнительный заработок, либо спасаются от тотальной безработицы.
***
Стоит обратить внимание на нетипичное желание работодателей в фирмах такси брать на работу не молодых, а опытных. Ведь многие жалуются на то, что, будучи специалистом в возрасте, очень сложно устроиться на какую-нибудь работу. А вот таксистом — можно.
Подбор кадров проводится в два этапа. Во-первых, со всеми желающими проводит собеседование директор фирмы, и прежде всего интересуется у водителя… знанием улиц города. После успешной сдачи такого теста проводится стажировка на улицах, после которой водителя пускают в «свободное плавание».
В каждом автомобиле службы такси имеется счетчик, и после поездки вы всегда можете получить чек. Говорят, в Европе цены на услуги общественного транспорта и такси отличаются не более чем в три раза. У нас пока что — раз в десять. И это при том, что черниговские такси — одни из самых доступных в Украине.

Конкуренты  или коллеги?
Последний писк «таксистской» моды в Чернигове — такси женское.
— Мысль об организации такой службы возникла у меня месяца четыре назад, — вспоминает шеф такси «Розовая пантера» Юлия Нитченко. — Ведь многие пассажирки испытывают дискомфорт, находясь в автомобиле наедине с незнакомым мужчиной. К тому же, к водителям-мужчинам нередко ревнуют своих девушек парни.
Вся идея женского такси состоит в том, чтобы водителями были исключительно женщины и чтобы весь салон автомобиля был максимально удобным для дам: тут есть и средства гигиены, и колготки на случай непредвиденных обстоятельств… А чтобы клиентки не скучали, все автомобили изначально были «укомплектованы» женскими журналами. К сожалению организаторов службы, журналы разгребли в первые же дни работы.
Сейчас под маркой «Розовой пантеры» ездят три основных авто и несколько непостоянных. Клиентов долго искать не приходится, т.к., по статистике, в нашем городе на одного мужчину приходится три женщины.
— Много кто не верил, что у нас что-нибудь получится, — делится опытом Юлия. — Но уже сейчас мы испытываем недостаток автомобилей — так много у нас заказов. Для удобной работы нужны хотя бы семь машин, но найти женщину-водителя со своим автомобилем в Чернигове не так-то просто...
Чтобы мужчины не жаловались на дискриминацию, их тоже иногда допускают в салон — но только в сопровождении женщин и детей.

Взгляд снизу
Что же побуждает водителей цеплять на крышу авто «шашечки»?
— Я подрабатываю таксистом всего два месяца, — говорит водитель Андрей. — Если бы не весь этот кризис, вряд ли бы я занимался этим.
Конечно, поправить свое материальное положение — вот и мотив. Но даже тем таксистам, которые ездят под эгидой службы такси, в контакте с диспетчером, приходится нелегко: простоять несколько часов без работы — сегодня не редкость. Ведь, как и у многих других фирм, предоставляющих разнообразные услуги населению, у таксистов количество клиентов уменьшилось заметно. А тем, кто занимается полностью частными перевозками, вообще нелегко.
— Нет, я больше этим не занимаюсь, — рассказывает другой водитель, не пожелавший назваться. — Разве это заработок — 20—30 гривен в день? Даже если «частники» берут больше и ничего не платят за услуги диспетчера, это не спасает: очень мало клиентов. А за заработанные деньги нужно и запчасти  (тоже подорожавшие) купить, и штрафы заплатить...
Ко всему прочему, быть таксистом небезопасно. Регулярно случаются инциденты с пассажирами — ведь часто они нетрезвы. А самые большие неприятности, рассказывают таксисты, с наркоманами. Бывает, что и нож к горлу приставляют...
Зато у женщин — иной подход. Водитель автомобиля женского такси Лидия Нагорная занимается этой работой ради удовольствия и к заработку относится по-философски.
— Я всегда любила общаться с людьми, — говорит Лидия Владимировна. — И работа таксистом удовлетворяет мое желание к общению. Я спокойно отношусь к своему статусу. Я занимаюсь тем, что у меня получается.
И опасностей Лидия Владимировна не боится: общий язык находит со всеми. К тому же, возить женщин, даже если подвыпивших, достаточно безопасное занятие.

***
К не особо высокооплачиваемым занятиям в сфере таксобизнеса относится диспетчерство. Например, в такси «Алва» есть четыре диспетчерские службы, всего в них работает 36 диспетчеров. В основном это девушки 25—26 лет, женщин за 40 тут, говорят, встретить сложно. Те, кто согласились со мной побеседовать, выглядели довольными и совершенно оптимистичными. Работа диспетчером предусматривает режим «сутки через трое» и в среднем тысячу гривен зарплаты. Зато все довольны коллективом. Рассказывают, что даже браки между диспетчерами и таксистами случаются!

Анна Прейс, еженедельник «Взгляд», № 7(088)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: такси, Анна Прейс

Додати в: