Это горькое слово "Чернобыль"

26 апреля - черная дата не только в украинской, но и в новейшей мировой истории. Трагедия на Чернобыльской АЭС превратила нашу страну в зону экологического бедствия. После Чернобыля Украина стала первым в истории человечества государством, которое свою же территорию, по площади равную средней европейской стране, официально признало неприемлемой для жизни, назвав ее “зоной отчуждения”. Площадь этой зоны - 2044 квадратных километра, и за 4 месяца из нее было переселено 90000 человек.

500 хиросимских бомб - таков эквивалент взрыва на четвертом блоке Чернобыльской АЭС. 50 миллионов кюри - суммарный выброс радиоактивных веществ. По официальным данным, в Украине от катастрофы пострадало 3 млн. 361 тыс. 870 человек. Само слово "Чернобыль" стало синонимом беды.

В канун восемнадцатой годовщины этой катастрофы интерес к чернобыльским проблемам приобрел в Украине особый контекст: затруднена деятельность ряда бла -готворительных организаций, сокращено финансирование чернобыльских программ.

Так уж сложилось, что каждая годовщина аварии на Чернобыльской АЭС - не только напоминание о самой большой радиационной катастрофе в истории человечества, но и повод в очередной раз вернуться к вопросам социальной политики Украины в отношении тех, кто от последствий этой самой катастрофы нас с вами спасал.

И гордиться нам здесь нечем - вряд ли ежегодные апрельские попытки “чернобыльцев” напомнить о своих проблемах можно назвать "доброй”традицией.

"О нас вспоминают только раз в год, когда приближается печальная дата, а потом опять забывают на год ", горько сетовали ликвидаторы последствий чернобыльской аварии на пресс-конференции, проходившей в управлении МЧС Украины в Черниговской области накануне восемнадцатой годовщины Чернобыльской катастрофы.

По мнению участников чернобыльских событий, пришедших на встречу с журналистами, виновны в их бедах украинские законодатели, которые, невзирая на Конституцию, лишили “чернобыльцев” прав, гарантированных, с их слов, Законом Украины "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСГ. Отсюда и что делать -понятно: необходимо вернуть все некогда данные ликвидаторам льготы, отменить которые по Основному Закону страны никто и никогда не вправе. Кстати, слово "льготы" в этом контексте неуместно. Речь идет о компенсации за нанесенный здоровью ущерб.

Несмотря на то, что в действующем ныне Законе 25 пунктов, казалось бы, предоставляют участникам ликвидации право получения социальной помощи, большинство из них - чистой воды декларативные и практически ничего не дают. Чиновники очень хорошо научились ставить бюрократические барьеры, опираясь на подзаконные акты, нередко, вступающие в противоречие с украинскими законами.

В результате сегодня сами ликвидаторы зачастую не могут сказать, какие права у них были и что от этих прав осталось. И претензии возникают не только по деньгам, но и по лекарствам, лечению...список можно продолжить. Выход из создавшейся кризисной ситуации один - коренной пересмотр наших жизненных приоритетов "Чернобыльц" вправе ожидать внимания к себе и к волнующим их жилищным, медицинским и иным проблемам.

И еще: настоящего патриотизма в нашей Отчизне хваттит, что называется, "за глаза". Не дай Бог, придет к нам новая беда - наш народ, конечно же опять встанет грудью, не вспоминая, каким местом государство поворачивалось к нашим отцам и старшим братьям. Вот только... не по-людски это как то, господа чиновники!

Дарья Сергеева, "Семь дней" №17 (128) от 21 апреля 2004

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Чернобыль, АЭС, годовщина, Дарья Сергеева, "Семь дней"

Додати в: