Лучше хорошо ехать...
Дачный сезон в самом разгаре. Разгораются и всевозможные человеческие страсти вокруг посадки, поливки, прополки пригородных участков. Старые проблемы по-прежнему никуда не девается, вместе с тем возникают новые. Одной из «вечных» проблем дачников является проблема транспорта, и вариант «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» людей не устраивает.

Прежде чем лечить болезнь, устанавливается диагноз. А для этого врач должен выслушать жалобы больного, проанализировать все симптомы и затем назначить речение. Примем, это за формулу, подставив, однако, несколько другие переменные.
В данном материале функцию «больного» выполняют пассажиры дачных и пригородных маршрутов, а «докторскую» функцию, соответственно, люди, в чьих силах и полномочиях устранить причины, заставившие «больного» к ним обратиться. Итак, «на что жалуемся?»
Горя Алла Тихоновна, пенсионерка. Проживает в Чернигове. Пользуется услугами автобуснонй станции №2 (АС-2).
«Очень плохое сообщение на отрезке маршрута «Чернигов - Якубовка». Уже во время посадки люди теснятся, как «селедки в бочке». В автобусной давке не мудрено и задохнуться. Доходит до того, что некоторые вынуждены оставлять дачи, будучи не в состоянии в срок полить, прополоть грядки, собрать урожай. И это при том, что основная часть пенсионеров кормится с дач, ведь за наши пенсии на рынке не накупишься.
Мулач Зоя Анатольевна, 33 года. Жительница с.Выбли.
«В Чернигов езжу не так часто, 2-3 раза в месяц. Однако в полной мере могу ощутить неудобства маршрута Чернигов - Ковчин, проходящего через наше село. По каким-то непонятным причинам автобус, ранее ехавший напрямую через транспортный мост (что недалеко от Количевки), совершает огромный крюк через Шестовицу. А ведь это оборачивается и усталостью пассажиров, и дополнительными затратами топлива. Данная ситуация актуальна и для многих других маршрутов, идущих в объезд этого моста. Котда возобновится прямое сообщение?»
По поводу наиболее животрепещущих вопросов я обратился непосредственно к Петришину Василию Григорьевичу, заместителю и генерального директора по перевоз кам ОАО «Черннговавтосервис»
- Многие пассажиры жалуются на то, то автобусный парк не в состоянии в должной мере обеспечить полноценное функционирование пригородных маршрутов. Особенно сейчас, в пик так называемого "огородного" сезона, когда существует необходимость регулярно пользоваться услугами пригородного транспорта. Автобусов катастрофически не хватает. Возможно ли в ближайшем будущем расширение автопарка?
- Ответ однозначный - «да». Мы стараемся постоянно производить замену изношенного подвижного состава на новый. Не боясь ошибиться, приведу следующую статистику: за последние 2 года автопарком было приобретено около 30 автобусов. В дальнейшем также планируется осуществлять плановое обновление и амортизацию парка.
- Из всех категорий пассажиров, пожалуй, самая многочисленная - пенсионеры и люди пожилого возраста. И вполне естество, что проездная плата, какой бы она ни была для них обременительна. Какие виды компенсации предусмотрены для этих людей?
- Для пенсионеров и некоторых других категорий отведены определенные дни недели, когда услугами автостанций они могут пользоваться бесплатно.
- А каков на сегодняшний день общий спектр льготных категорий? Следует ли ожидать каких-либо изменений в их количестве в будущем?
- Количество льгот корректируется ежегодно государственным бюджетом Украины. Льготы, предоставленные ранее работникам бюджетных организаций, не отменены, но должны компенсироваться за счет бюджетов соответствующих организаций. Механизм предоставления льгот в данном случае такой: бюджетная организация закупает для своих сотрудников проездные билеты длительного пользования, либо сотруднику компенсируется стоимость самостоятельной покупки проездного. Однако, это всего лишь частный случай.
- Каким образом люди могут узнать о причитающихся им льготах?
- В основном, систематизируя информацию, изучая законодательство.
Как рассчитывается стоимость проезда и покрывает ли она расходы, связанные с обслуживанием нормальной работы автобусов?
- Стоимость проезда рассчитывается пропорционально расстоянию до пункта назначения. Затраты же на эксплуатацию возмещаются частично. Остальное мы должны дополучать из бюджета. Но в прошлом году из бюджета мы недополучили значительную сумму.
- Планируется ли изменение цены на проезд?
- Несмотря на существующие трудности, подымать тарифы мы не планируем. Но если, например, завтра на 15-20% подорожает топливо, то стоимость проезда автоматически возрастет на 15-20%. Топливо сейчас занимает более половины удельной себестоимости перевозок.
Я такнсе переадресовал Василию Григорьевичу проблему Аллы Тихоновны.
- Дачный маршрут Чернигов-Якубовка возобновлен с 12 апреля. Он отправляется с АС-2, что находится неподалеку от Центрального рынка. Данная автостанция является непосредственным заказчиком. Она же формирует расписание и график движения автобусов. На вышеупомянутый рейс АС-2 заказывает нам определенное количество автобусов, исходя из собственных расчетов. В случаях, когда автобусы заказывались дополнительно, автопарк всегда старался удовлетворить запрос. Никаких жалоб в письменной форме нам до сих пор не поступало.
Тем не менее, вопрос достаточно принципиальный. Обещаем дополнительно изучить его и постараемся решить проблему в пользу пассажиров.
По поводу ситуации, о которой нам поведала Зоя Анатольевна, я обратился к Куземко Анатолию Григорьевичу, начальнику отдела эксплуатации ОАО «Черниговавтосервис». Вот что он ответил:
- Действительно, упомянутый мост на некоторое время закрыт. Прямые маршруты не будут возобновлены до тех пор, пока не завершится его реконструкция, связанная с нынешним технически неудовлетворительным его состоянием. На данный момент через него могут курсировать легкие маршрутные автобусы типа ГАЗели. Сроки? Судя по всему, не ранее 2004 года.
Эту информацию мне подтвердили и в дочернем предприятии «Черниговский облавтодор».
Выражаясь шаблонно, все это лишь «верхушка айсберга». Остается надеяться, что «айсберг» когда-нибудь все-таки растает и для черниговских пассажиров-дачников известная поговорка будет звучать по-новому: «Лучше хорошо ехать....»
* * *
• К пригородным относятся маршруты за пределы черты города дальностью до 50км, независимо от административно- территориального разделения, кроме городских маршрутов.
• Категории пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд в автобусах, работающих в режиме «маршрутное такси» (решение Черниговского горисполкома от 17.03.03 №49):
- Участники боевых действий (свидетельство, выданное военными комиссариатами и органами социальной защиты)
- Инвалиды войны всех групп
- Инвалиды, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС I категории
- Дети до 7 лет.
Юрий Мясников, "Семь дней" № 22 (80) от 28 мая 2003
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




