В воскресный день по Белоусу

"Белоус - речка В Черниговской области УССР, правая притока Десны (бассейн Днепра). Протяженность 55 км, площадь бассейна 657 кв.км. Долина заболочена...". Украинский советский энциклопедически словарь. 1986г.



Немногословно и без лишних подробностей сообщает энциклопедия о реке, которая ничем особым-то и не отличается от многих подобных речушек - водных артерий Украины. Врядли она вызывает интерес у любителей экзотических красот, да и ценителям рыбалки и охоты название этой реки мало о чем говорит. Но только не для меня.

Это первая река, которую я со своими сверстниками, шести-семилетними пацанами смело форсировал (благо глубина этой "водной преграды" редко доходила до шеи, а ширину можно было смело измерять двумя лягушачьими прыжками). Это давало полное право на фразу "Я переплывал Белоус!".

Здесь же устраивалась загонная охота на пескарей и "щипавок". Не знаю, как называется эта рыбка по-научному, но мы называли ее именно так. Для этого ватага из пяти-шести человек мчалась вдоль речки по руслу, а перепуганная рыбешка выгонялась на песчаную отмель, где с криками и воплями излавливалась охотниками, которые бросались на свою добычу и старались придавить ее животом к песчаному дну. Трофеи скрупулезно пересчитывались и все участники этой "облавы" мокрые, перепачканные речной грязью, но довольные, живо обсуждали все перипетии оного действа. Еще тогда возникали споры и фантазии - насколько далеко тянется наша река, куда впадает и где начинается. Можете считать, что я впал в детство, но недавно я поймал себя на мысли, что побывавши черт знает где на белом свете, я до сих пор не знаю где впадает Белоус в Десну и где его начало. Теоретически, по карте, это мне известно. Но не пройти полота километра пешком и не посмотреть своими глазами на все это, было бы неуважением к реке собственного детсва, да и к самому себе. Правда, смущала перспектива глубочайшего разочирования от созерцания тиличной пригородной речки-вонючки. Но как говорится, лучше горькая, но правда. И посему в одно прекрасное утро я со своей собакой курцхаром Азой прибыл на конечную остановку троллейбуса.

В полукилометре от нее широкий бетонный мост переметнул шоссе через речку, вызывающую во мне столь ностальгические чувства. Спустившись под мост, я увидел одинокую фигуру рыбака, сосредоточено и методически работающего удилищем вдоль течения реки. Вода быстро бежала по камням (явно привозным, оставшимся после постройки моста) среди плотных зарослей кустов и ивняка. Спрашивать об улове по понятиям рыбацкой этики было бы верхом невежества, поэтому ограничившись приветственным кивком головы и, возрадовавшись этой вселяющей оптимизм картине, мы начали путешествие вниз по течению.

Берега Белоуса были сплошь заросшими кустарником и разнообразными растениями, из которых мне были известны, по причине моей ботанической безграмотности, лишь ежевика, малина и дикий виноград. Побарахтавшись в этих джунглях с полчаса и преодолев при этом растояние в триста метров, я понял, что такими темпами мы далеко не уйдем. Пришлось выбираться на возвышенный берег и двигаться дальше, наблюдая сверху все изгибы реки, мелькающей среди кустов. Скоро, как-то сразу, исчезли глухие прибрежные заросли, и река вышла на чистое место. Идти стало веселей. Русло извивалось змейкой, и над водой росли старые вековые ивы да громадные тополя. Течение стало размеренным и по берегам встречались по одному, а то и группками удильщики.

Показалось на возвышенности село Гущин. Ничего особенного, село как село... Но есть одна особенность, благодаря которой это поселение вошло в историю отечественной археологии - знаменитое Гущинское городище 11-13 ст. На западной околице села, на высоком (до 7м.) мысе коренной лево-бережной террасы р.Белоус возвышается площадка овальной формы (66 на 77м.), вершина которой теперь занята сельским кладбищем. С Севера и Запада городище ограничено крутыми склонами к пойме, а с Востока и Юга-широким (8 - 16 м.), но очень заиленным рвом и валом, остатки которого сейчас почти незаметны. В далеком прошлом Гущинское городище было феодальным замком, бдним из форпостов Чернигова на Юго-западе. Не нужно обладать богатой фанта-змей, чтобы представить себе этот замок на месте созерцаемой возвышенности. Въезд в замок находился с восточной (напольной) стороны. В начале 30 -х годов вблизи городища был найден клад серебряных украшений, которые сейчас хранятся в Черниговском историческом музее им.Тарновского. Необычность этих украшений в том, что они моравского типа, т.е. попали сюда с территории современной Чехии. Но оставим исторические экскурсы и отправимся дальше вниз по реке.

Голубой молнией пронесся над водой зимородок и уселся на выступающей из воды коряге, высматривая на отмели добычу. Особенно радует присутствие на реке этой птички, которая является "индикатором" чистоты водоема. Через километра полтора от Гущина в Белоус впадает несколько стоков из коллекторов очистных сооружений. Зимородков, ниже по течению, я уже не встрепал... Взобравшись на дамбу и созерцая эти внушительных размеров "водоемы" я испытывал двоякое чувство. Ветер нагонял тошнотворный запах затхлой воды. По всей площади этого обширного, но мелкого отстойника копошилась масса всякой птицы. Первенство занимали, конечно же чайки разных видов, тучами восседавшие на грязи. Но и "благородных" птиц было в избытке. Я был без бинокля, так что всех подробно рассмотреть не смог. А вот белых цапель не спутаешь ни с какими другими птицами. Эти аристократки расхаживали по грязи в компании своих более скромных сородичей, серых и рыжих цапель. В небе висели силуэты хищных птиц. Именно с этих отстойников 13-17 июня был сделан сброс в Белоус, а потом, естественно в Десну. Последствия его были приравнены к экологической катастрофе локального масштаба. Но я находился здесь уже гораздо позже, так что комментировать последствия этого ЧП не могу. Ниже этих стоков речка становится шире до 15-20 м и именно здесь народ предпочитает ловить рыбу. Я встретил до десятка рыбаков, по всей видимости, лиш по причине выходного дня, а не хорошего клева и солидных уловов. Чтобы удовлетворить интерес коллег рыбаков, процитирую мнение старшего научного сотрудника ННПМ НАН Украины А. Щербухи относительно рыбы в реке Белоус: "В реке выявлено 15 видов рыб. В верховье, вблизи с. Кошовка, встречается всего 4 вида, в частности щука, плотва, красноперка, овсянка. В нижем течении, в районе с.Павловка выявлено 8 видов:плотва, елец, язь, овсянка, пескарь, верховодка, лещ, карп. В нижнем течении, на участке с.Жавинка -
в устье, зарегистрировано 7 видов рыб. Из предыдущего списка здесь нет верховодки, леща, карпа, зато появились красноперка, подуст, окунь".

Следуя вниз по реке, я был немало удивлен, обнаружив на прибрежных ивах погрыз бобра. Еще в детстве с приятелями я не раз натыкался на следы деятельности этого речного трудяги. Доводилось видеть и самого зверька. То, что по прошествии стольких лет на Белоусе, вблизи устья сохранилась популяция бобра, было для меня приятным открытием.

Непосредственно перед слиянием с Десной река Белоус принимает "правильный" и живописный вид. Прямое течение, берега негусто окаймлены многолетними деревьями. На небольшом участке вдоль реки протянулась даже живописная березовая посадка, слева от которой, в лугах, жители деревни Жавинка заготавлиают сено.

Путь наш проходил по таким зарослям иивняка, кустарника и разнообразных ползучих растений, что иногда казалось - мы попали в девственные джунгли Индонезии или Суматры.

Недалеко от впадания в Десну, река Белоус делает изгиб, постепенно превращающийся в длинную, глухую и заросшую затоку. И вот, наконец мы приближаемся к конечной цели нашего путешествия. Идем по пойменному прибрежному лесу. На кустарниках и деревьях висят длиные клочки водорослей и мха, что делает их похожими на стволы кокосовых пальм.



Река, к удивлению, становиться все мельче и спокойнее. И когда впереди блеснула широкая гладь Десны, то Белоус вошел в нее тихо и незаметно, с заросшим ивняком глубиной не превышающей величину холки средней собаки. Потоптавшись немного в глею (иле) на месте слияния двух рек и осознав, что я сделал, то, о чем давно думал, но на что так долго не находилось времени, мы прошли немного вверх по Десне и двинулись в обратный путь. Вечером мы были дома.

Конечно, такое путешествие не претендует на звание "великого". Но для меня оно имеет большое значение. Как часто мы стремимся за горизонт, в дальние страны, не замечая того, что имеем у себя под носом. А стоит лишь встать утром и пойти по реке, которая течет совсем рядом и известна с детсва. И уверяю вас, она принесет вам множества открытий и впечатлений, приятных и не очейь, но, безусловно, нужных вам лишь по той причине, что почерпнуты они будут не из книг, а измерены каждым вашим шагом.

Игорь Тютькало, "Семейная газета" №11 от 17.11.2005

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Белоус, Игорь Тютькало, "Семейная газета"

Додати в: