Александр Соколов: «Если кто-то плохо говорит об Украине, мы объединяемся. Это уже хорошо»
— Я избирался городским головой, на определенный срок. Им я и буду работать.
В Верховную Раду Соколов не идет: работы хватает здесь
— Александр Владимирович, первый вопрос — о палатках. У нас и новые появились в последнее время, и очень давно стоит уже старая, у Екатерининской церкви. По поводу новых палаток, от «Батьківщини», городская власть подала иск в суд — и этот иск удовлетворен. А по палатке у церкви вроде бы уже и решение есть, а городская власть ее не убирает. То есть, эти палатки мешают, а та — нет? Не совсем одинаковое отношение почему-то...
— По палатке у Екатерининской церкви есть решение суда, и его просто-напросто должна выполнить исполнительная служба. Не больше и не меньше.
И мы действительно подавали иск по поводу палаток, которые сейчас устанавливаются на площади. Никто, в общем, не против, я понимаю, что у нас существуют разные политические взгляды, и мы никому никогда не запрещали устанавливать палатки — но идут праздники... Учитывая, что мы празднуем День независимости, возможно, нужно установить определенный мораторий на политические акции — как на Олимпийских играх.
— Не хотелось бы много говорить о политике, но все же. Поскольку в Чернигове нет явного политического лидера, который ярко проявил бы себя накануне выборов, многие начинают смотреть в сторону Соколова — не вы ли станете тем человеком, который от города пойдет в Верховную Раду?
— Я избирался городским головой, на определенный срок. Им я и буду работать. Дальше жизнь покажет, но у меня других мыслей, во всяком случае, не было и на сегодняшний день нет.
Есть много планов. Слава богу, я могу вам сообщить, что наконец-то найдено понимание и решением Кабинета министров областной государственной администрации (но для города Чернигова) выделены дополнительные субвенции: 3 млн грн — на достройку и реконструкцию детской поликлиники №1; 3 млн 400 тыс. — на строительство травмопункта при 2-й городской больнице (а необходимость в травмопункте у нас есть!); 4 млн 700 тыс. — на олимпийский центр, стадион им. Гагарина, на реконструкцию беговой дорожки, плюс 900 тыс. — на реконструкцию подтрибунных помещений.
К тому же, как уже сообщалось, 7 млн — на реконструкцию сквера им. Богдана Хмельницкого. Хотелось бы привести сквер в порядок ко Дню города, но, скорее всего, в связи с тендерными процедурами не успеем этого сделать. Но думаю, что уже на Покрову мы проведем в городе казацкий праздник в реконструированном сквере Богдана Хмельницкого. Это будет и понятно, и правильно.
И еще 7 млн выделено на строительство первой очереди детского сада в Масанах. Работы для черниговских строителей много, все мы понимаем, что финансовый год скоро заканчивается и нам нужно все успеть, скорыми темпами пройти необходимые процедуры — но. Когда-то мы из 15 млн грн (кажется, в 2005 году), когда покупали троллейбусы, 100 грн вернули государственному бюджету. Хотелось бы, чтобы и сейчас не больше 100 грн осталось неиспользованными.
Мое личное желание — все средства из бюджета развития вложить в новые черниговские проекты.
— Какое-то видение этих новых проектов у вас есть?
— Есть. Хотелось бы полностью реконструировать две центральные магистрали города, улицу Шевченко и проспект Мира — с тем, чтобы какие-то свободные средства остались еще на другие дороги. Поскольку мы закончили второй и третий этапы и провели экспертизу по Стрижню, надеюсь, часть средств на дальнейшие работы получим еще в этом году, что-бы продолжить работу в сентябре-октябре.
Мы выделили землю под строительство Ледового дворца, и тоже есть надежда и желание, чтобы в следующем году выделены были средства и на этот объект.
Определенные предложения есть по роддому. Скорая помощь уже ко Дню города частично переедет в помещения поликлиники №3 радиозавода. Кроме того, хотелось бы — но это станет ясно, когда будет формироваться бюд жет, в том числе и государственный, — чтобы мы могли в следующем году на стадионе приступить к работам под восточной трибуной.
Конечно, нужно завершить строительство детского сада на Масанах. И думаю, что до следующего сентября городской центр занятости переедет в другое помещение, а мы на прежнем месте снова откроем детский сад.
«Земельные» решения появятся в Интернете?
— Городская власть не выполняет Закон о доступе к информации — соответствующая статья этого закона говорит о том, что все решения городского совета должны быть обнародованы на сайте. У нас и половины нет — ни проектов, ни самих решений.
— Нет только тех, которые имеют индивидуально-правовой характер.
— В законе написано четко: все решения. И индивидуально-правового характера в том числе.
— Я могу откровенно сказать: мы советовались по этому поводу. Решения индивидуально-правового характера — это какие? Земля, правильно? О юридических лицах мы решения даем. (Тут мэра поправили, что и «земельных» решений, касающихся юридических лиц, на сайте горсовета нет. Он удивился и попросил пресс-секретаря исправить этот просчет. — Ред.)
В отношении физических лиц — нет. Можем спровоцировать: вывесить такое решение на сайт, потом получить обращение в прокуратуру, а прокуратура потом напомнит нам, что это касается личности, и вопрос решится по протесту прокурора.
Я считаю, что вообще не должно быть каких-то секретов. Даже на заседаниях исполнительного комитета. Иногда приходят депутаты, которые не являются членами исполкома. Ну, приходят.. Я только иногда думаю: «А по какому вопросу ты пришел? Что и в каком пункте тебя интересует?» И как по мне, я готов — всё, открыто, о материалах сессии вывесить на сайт. Но юридические службы предупреждают, что могут быть вопросы.
Вал всё еще ждет перемен
— Хотелось бы обратить ваше внимание на проблемы черниговского Детинца и на то, что там сейчас происходит: непосредственно возле храмов ездят машины, выгуливают собак. Можно ли там навести порядок в принципе? Ведь ведется разговор о включении Детинца в перечень объектов ЮНЕСКО.
— Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигів стародавній» — это государственная собственность. И в отношении ЮНЕСКО — это их предложения,
Мое видение: я бы хотел, чтобы наш национальный архитектурный заповедник имел такой вид, как София Киевская. Хотя бы потому, что она в 1037 году построена, а наши предки начали строительство Спасского собора в 1034-м. Территория заповедника должна быть огорожена. Любители наших братьев меньших говорят, что хотят там собак выгуливать. Ничего подобного. Я в Градец-Кралове был — там каждый городской парк огорожен. Не забором — прозрачной сеткой-рабицей, и при входе указано время работы парка и висит табличка: на ней собачка нарисована, перечеркнутая. И если ты с собачкой в парк пришел, нужно иметь в кармане 400 евро — на штраф. А у нас это считается неправильным.
Конечно, свободный доступ в парк должен быть. Но в определенное время, пускай в 23.00, придет охрана, закроет ворота.
На машинах по Валу ездят, это правда. И черниговцы, и сами батюшки любят в собственном автомобиле подъехать к храму. Выйдет, поздоровается вежливо, детки с ним. Если бы детей не было, я бы как-то пристыдил, а тут..
Как-то в субботу ко мне приехали гости, гуляем по Валу. Несется свадьба мимо нас. Чуть по пальцам не проехали! Я за телефон, звоню в ГАИ: мол, ребята, вы не знали, где «сборы» делать? Так приезжайте на Вал. А сам свадьбу жду: думаю, ну не долго же они там будут. У меня время есть, стою возле исторического музея. Выезжают! Выходит знакомый, уважаемый человек, депутат районного совета. «Ой, Александр Владимирович, добрый день!» — «Добрый день. А вы что, только сейчас меня заметили?». Поговорили мы с ним. Но это не должны быть частные разговоры. Это должно быть в общем сознании! А милиционера мы поставим.
Мы должны беречь эту жемчужину — ведь все больше туристов приезжает оценить уникальность наших памятников. И хотелось бы, чтобы на Валу все было цивилизовано. Нам нужно привести его в порядок, сделать ярким. В Софию Киевскую заходишь — красиво, газончики, цветники. А почему? Потому что есть вход и есть турникет. Я не считаю, что вход на Вал должен быть платным для населения, но ограда быть должна.
В свое время мы вложили часть средств в реконструкцию территории возле Екатерининской церкви, и сейчас мы готовы заповеднику оказать помощь — туда пришел новый руководитель, я надеюсь, он будет энергичным и при нем начнутся перемены.
— Не планируете ли вы в какой-то перспективе возродить исторический вид наших улиц: снять асфальт и обновить брусчатку?
— Можно я пошучу по этому поводу? Скажут ведь: «А куда ты дел бордюры?!» Это мы уже пережили в 2002 году.
В планах — вымостить брусчаткой нашу Красную площадь. Это довольно дорого. Но ведь выделили деньги на сквер Богдана Хмельницкого, будем стараться получить
деньги и на следующий год. Определенные реставрационные работы проводим уже сейчас — у театра, возле апелляционного суда, на это мы выделили средства из собственного бюджета. А вообще я хотел бы на века это сделать: в красно-сером граните.
Но могу и о таком моменте еще сказать. Эта площадь историческая. Раскопаем, углубимся больше чем на 30 сантиметров — придут археологи и скажут: «Подождите года три, пока мы тут разберемся!» Так что мы немного сомневаемся. Работы небыстрые, но необходимые.
После сквера Богдана Хмельницкого очень хочется обновить улицу Сережникова. Планы у нас уже есть. Предпринимателей, которые выкупают квартиры на первых этажах, предупреждаем: улица будет реконструироваться. И жители улицы сначала продавали квартиры, а теперь призадумались. Я надеюсь, что это будет красивая пешеходная улица, с фонтанчиками, выложенная брусчаткой, с уютными кафешками на первых этажах. А если взять вообще большую перспективу — хотелось бы, чтоб это была гостиничная улица. Это было бы правильно и понятно.
— Если уж речь о гостиницах и о Детинце, то вопрос такой: привести Вал в порядок невозможно, наверное, не достроив того, что там уже начато. Есть ли свет в конце тоннеля?
— Есть. Достроим, конечно, но сейчас с этим есть определенные трудности. Насколько мне известно, у Валентина Исака, главы корпорации «Столица», которая несет ответственность за эту стройку, возникли финансовые проблемы почти государственного уровня — мне сообщили, что в Интернете уже ищут этого Валентина Михайловича. Так что пока не готов ответить.
У корпорации «Столица» были большие планы — уже и население «Кавказа» переписали, кто на очереди стоит, — Исак говорил, что готов реконструировать и «Кавказ».
Мы подумали: ну слава богу, такой инвестор! Новая архитектурная мысль, свое конструкторское бюро (они ведь существенную часть Оболони застроили) — да и сам Валентин Исак на меня произвел неплохое впечатление. А что у него сейчас произошло, я не знаю.
Но сделаем. За четыре года сделаем.
«Да придите, возьмитесь за Яловщину!»
— Вы говорите, что Интернет не читаете — а в Интернете сейчас активно обсуждают вопрос о судьбе Яловщины. И целый ряд общественных организаций, и экологи говорят о том, что Яловщину следует сохранить как региональный ландшафтный парк (РЛП). Однако городской совет уже заказал проект, которым предусмотрена и дорога через Яловщину, и застройка...
— Проекты заказали и по Яловщине, и по Кордовке. Яловщина является ли местом отдыха для населения города Чернигова? Является. Так и будет, так и должно быть! Но должны быть удобные условия для этого. Ботанический сад педуниверситета там останется. Никакой частной застройки не будет. Но дети там зимой катаются, занимаются экстремальными видами спорта? Почему бы не поставить подъемник? Почему не поддержать то, что пользуется популярностью у жителей Чернигова?
— Но кроме подъемника в плане есть и ресторан, и яхт-клуб.
— Ну какой яхт-клуб, куда эта яхта поплывет? Это как один из вариантов — то, что Дипроград разработал. Мы провели таксацию всех деревьев, определили, какие хорошие, какие плохие. Обозначили места летних площадок для отдыха, чтобы если кто-то хочет приготовить шашлыки, так при этом не спалил пол-Яловщины!
Парк должен быть парком — со скамеечками, с мусорными корзинами. Давайте создавать удобства для населения! Дорога, которая там предусмотрена, — шестиметровая, ну, девятиметровая — это же не стационарная дорога для проезда. И в любом случае там уже асфальтированная дорога есть. Пляж мы не можем там сделать, санэпидемстанция не даст разрешения. Но мы популяризируем Яловщину: проводим гонки на байдарках, на «Драконах».
Если говорить именно о парке — мы готовы передать Яловщину в областную собственность, чтобы сделать РЛП. Но тогда это будет аналог Национального архитектурного заповедника, где должна быть дирекция, все структурные подразделения. Мы, город, не имеем права создать парк, назначить обходчиков, главного бухгалтера. Мы этого делать не будем.
Некоторые вспоминают: раньше Яловщина была — до самой 2-й горбольницы и дальше! Так что, будем сносить уже построенное? Роддом, гаражи? Нужно же придерживаться реалий!
Я понимаю, что без этого не обойтись — все равно будут идти обсуждения. Но мне кажется, что в этом вопросе больше надуманного. Самое интересное, что наши оппоненты ознакомились с материалами, которые мы заказывали, и на их основе подают свои предложения. А свое? Делайте, проявите себя! Да придите, возьмитесь за Яловщину! Лопатку возьмите, грабельки. Печатей у общественных организаций — будь здоров! Я так понял, что там есть некоторые люди, которые возглавляют по четыре общественные организации — а членов всего три...
Мы дали подготовленные специалистами документы. Но в любом случае без инвестора все равно ничего не будет — городских денег недостаточно. И давай -те откровенно скажем: если приедет к нам инвестор и скажет: «Я хочу Диснейленд в горсаду построить!» - мы откажемся? Я думаю, нет. Это же сколько новых рабочих мест! И в конце концов, рекреационная зона.
— Александр Владимирович, известно, что стремительное развитие Чернигова началось с 1623 года, с момента, когда город получил Магдебургское право. Нет ли у вас желания установить в Чернигове памятник Магдебургскому праву, а может быть, и обновить герб Чернигова тех времен?
— Откровенно говоря, я не думал на эту тему. Герб у нас утвержден в 1991 году.
Лично я бы хотел, чтобы у нас поставили памятник князю Мстиславу, который много сделал в свое время для того, чтобы Чернигов был известным и влиятельным городом. И Михаилу и Федору нужно поставить памятник — людям, которые основали Чернигов, сделали его могущественным и славным. Мы, потомки, с благодарностью должны это сделать. А над вашим предложением можно подумать. Если будет общественная инициатива и она получит поддержку.
Независимость — это правильно
— Александр Владимирович, наша встреча происходит накануне Дня независимости, есть ли у вас какие-то личные воспоминания о 1991 годе? И что лично вы вкладываете в слово «независимость», чем она является для вас?
— Девяносто первый год много в чем был переломным. Я тогда был уже первым секретарем обкома комсомола. Помню, что многое было непонятным. Мы привыкли как: ты учишься в школе, оканчиваешь институт, выходишь на работу. Была большая могучая держава, партия — «рулевой» — ведет, у каждого свое место. А тут — перемены, переломный период! Кто-то боялся, кто-то чего-то хотел. И ведь до 1994 года довольно сложно было, вы помните, и с работой (останавливались заводы), и с задолженностью по заработной плате.
Хорошо одно: есть уже двадцать лет независимости, и молодежь, которая выросла за это время, не несет груза прошлых лет, она открывает новую, свою жизнь. Долгое время мне казалось, что люди не верили в независимость как таковую. Сейчас же подавляющее большинство убеждено, что независимость — это правильно и необходимо. Мы должны строить с другими государствами свои, новые отношения — по европейскому принципу.
Я думаю, что независимость — это правильно. Одно только но. Мы много и шумно говорим о патриотизме, и каждый по-своему его трактует. Мне кажется, что не хватает глубины понимания значения патриотизма — не просто на словах, не просто как лозунга.
А приятно вот что: мы можем не понимать друг друга, спорить. Но, если кто-то что-то плохое скажет вдруг про Украину, мы сразу все объединяемся! Это уже позитивный момент.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
- По поводу открытости власти мер придерживается мнения, что «проще ответить на вопрос, чкм кого-то не пускать и создавать повод для разговоров». Он подчеркнул, что сейчас даже те люди, которые приходят на сессию по вопросу, которого нет в повестке дня, спокойно присутствуют в зале. Если есть свободные места, пусть садятся и слушают. Лишь бы не мешали.
Записала Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", №34 (511)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




