Николай Михалевич: «Деньги должны оставаться в городе!»
Николай Михалевич: «Деньги должны оставаться в городе!»
Николай Михалевич уверен, что проблема «спящего города» – только в человеческой бездеятельности: чтобы выйти из этого замкнутого круга, необходимы реформы и создание благоприятного бизнес-климата. «Разбудить» Чернигов и дать ему возможность развиваться можно уже сегодня.
- Николай Михайлович, бытует мнение, что залог благосостояния города – развитая промышленность. Вы согласны с этим утверждением?
- Однозначно, запуск крупных предприятий – это самая быстрая возможность привести бюджет города в порядок. Так было всегда. Изначальный упор нужно делать на производство. У нас в городе очень низкая покупательная способность, мы не можем ничего купить, оплатить услуги – нам нужно зарабатывать деньги. Одна из ошибок нашего города заключается в том, что все инвестиции направлены на потребление, на услуги, но не на рождение первоисточника денег! Нужно строить не супермаркеты, а производства, потому что супермаркет не добавляет первичных денег, деньги приносит строительство заводов.
А будут работать предприятия – пойдут деньги и в другие сферы. Ведь для того, скажем, чтобы бесплатно возить людей на дачи и пенсионеров в троллейбусах, тоже нужны деньги. Поэтому должна составляться поэтапная программа развития города – с чего начинаем и куда шагаем.
- Какая роль в этом процессе отведена местной власти?
- В целом создать благоприятную среду для предпринимательства – задача государства. Но и местная власть может представлять интересы городских предприятий на более высоком уровне. Городская власть должна быть ознакомлена с планом развития каждого конкретного производства, его потребностями – и уже по этому плану оказывать всестороннюю помощь. Важно отметить, что базовые для любого производства заказы – это государственные заказы. Каждая копейка свободных средств должна работать на город, а не уходить за его пределы. Возьмем, к примеру, «Чексил»: город может тщательно разработать хорошую правильную программу по обеспечению школьников первых-третьих классов формой. Чтобы форму было приятно носить, совместно с родителями школьников утверждается дизайн и материя, из которой будет шиться форма. Если нужна форма – то только «Чексил», если шить – то только на черниговских швейных фабриках. Я подчеркиваю: деньги должны оставаться в городе!
Такую же политику протекции городскому бизнесу местная власть должна выполнять и на высшем уровне.
- Когда мы говорим о производстве – встает вопрос земли, а земли в городе нет. Как быть в этом случае?
- Свободной земли действительно мало, но при этом в городе есть большое количество баз, предприятий, которые когда-то существовали, но сейчас работают не на полную мощность. Изначально мы должны использовать те площади, которые уже есть и которые отведены под промышленность.
- Готовы ли вы на территории предприятия «Химволокно» предоставить площади под какое-нибудь производство?
- Сегодня я готов выделять порядка 10 га производственных площадей в аренду, а также землю под более крупное производство. Более того: я с удовольствием предоставлю к услугам инвестора нашу инфраструктуру со всей энергетикой, подъездными путями и т.д. В помощь инвестору – и наши вспомогательные службы (электрики, электронщики, теплотехники), а также проектные организации, которым хорошо знакомы все коммуникации. То есть на сегодняшний день «Химволокно» может сделать полный комплекс услуг по запуску и сопровождению предприятия. Такую практику нужно внедрять на уровне города. Экономически это будет более выгодно для каждого предприятия.
- Считается, что средний класс – основа общества, а мелкий и средний бизнес – возможность среднему классу разрастаться. Как в нашем городе себя чувствует мелкий и средний предприниматель?
- Самый большой бич для всех предпринимателей на сегодняшний день – 20% налога, который они вынуждены платить задолго до запуска бизнеса. Еще не получив ни единой копейки от бизнеса, предприниматель должен на 20% увеличить затраты на его организацию. Что в таком случае делает человек? Делает всё «в черную»: рисует минимальные сметы, выдает зарплаты в конвертах, рассчитывается за услуги наличными и т.д. А если бы предпринимателю дали два года отсрочки – он бы ничего не прятал, а город получил бы все причитающиеся ему деньги. Мы сами создаем всю эту коррупцию!
- Как привлечь в город серьезных инвесторов, которые смогут строить и запускать новые производства, кафе, гостиницы?
- Мы подошли вплотную к вопросу создания благоприятного инвестиционного климата. Ни один инвестор не придет в чужой город, чтобы рисковать деньгами вслепую! Он должен быть уверен, что здесь он сможет по ноте закона наладить бизнес и через какое-то время окупить свои вложения, получать прибыль. Город должен предоставить такие гарантии инвестору в виде пакета первичных документов, необходимых для начала развития бизнеса. Это трудоемкий процесс, но без этого никак не справиться. Сначала нужно разработать детальный генеральный план развития города с точным размещением всех объектов, разбить всю территорию на лоты и уже с готовым пакетом документов презентовать эти лоты инвесторам. Задача инвестора – взять деньги, приехать в Чернигов и по готовому пакету документов начинать строительство. Тогда такие лоты ты сможешь разложить везде – в Украине, Голландии, Германии. Выложил информацию для инвесторов в Интернете, сделал презентацию Чернигова – и нашел инвестора.
Мы должны понимать, что приход инвестиций в город – это дополнительные рабочие места, новый уровень сервиса, улучшение инфраструктуры, приток туристов, а следовательно, и денег в городскую казну.
- Какой проект может быть интересен инвесторам уже сегодня, если не брать во внимание крупные промышленные предприятия?
- Мы много говорим о развитии туризма в нашем городе, но не бывает туризма без пешеходной зоны отдыха! В каждом европейском городе есть такая зона с магазинами, гостиницами, ресторанами. И если мы дадим информацию о том, что в Чернигове сейчас закладывается пешеходная улица, да еще разобьем ее на лоты, подготовим все необходимые документы – мы встретим поток инвесторов. Кроме этого, город должен продумать направление развития архитектуры, чтобы с развитием города и приходом новых инвесторов сохранялась визуальная и концептуальная связь между постройками. Дальше возникнет потребность в правильных паркингах и так далее.
Следующий проект – это реконструкция Стрижня с построением инфраструктуры. Наука, которую мы никак не усвоим, заключается в том, что в реке даже с малым количеством воды нужно укреплять берега, чтобы в нее не смывало грязь и дно не заиливалось. Просто чистка реки – бесполезная трата времени и средств. Вопрос: за какие деньги это делать? У громады денег нет. Опять же: территория бьется на лоты и начинается поиск инвесторов.
Идем дальше – таким же образом от Речпорта обустраиваем велосипедную дорожку вдоль набережной. Из любой части города каждый горожанин может без проблем добраться к ней и без страха за свою жизнь ездить на роликах, скейте, велосипеде, бегать, просто прогуливаться.
- Мы перешли к вопросу о благоустройстве города. Есть ли какие-то проекты в городах с развитой инфраструктурой, которые вам хотелось бы реализовать в нашем городе?
- В Потсдаме меня впечатлили искусственные реки во дворах жилых домов. Город выделил дома под социальное малобюджетное(!) жилье, а один талантливый германец смог вместиться в этот бюджет и создать во дворах домов целые реки, где плавает рыба. Нужно заметить, что нигде в Европе водосточные трубы не выходят на тротуар, вся вода уходит в землю. У рек размещаются станции очистки, где собираются ливневые воды со всего города и перед падением в реку очищаются. Это все реальные вещи, и я уже разработал проект искусственной реки в жилом массиве, но так и не дождался согласования с главным архитектором города.
- Каким образом, на ваш взгляд, можно решить проблемы в жилищно-коммунальном секторе?
- Это вопрос, который требует отдельного рассмотрения. Вкратце опишу проблему на примере. Никого не возмущает, когда мы приходим в магазин, видим товар, его стоимость и только потом принимаем решение – нужен он нам или нет, купить его или нет. Проблема с ЖЭКами состоит как раз в том, что люди платят, но не понимают, за что. Недавно прочел в одной из газет: житель города интересуется, как быть с крысами в подвалах. Оказывается, в тарифах на содержание дома заложена протравка крыс. Кто об этом знает? Отсюда еще один вопрос: почему я должен оплачивать протравку крыс, если в моем доме крыс 20 лет как не было, так и нет? В то же время в моем доме есть масса нерешенных других проблем, на решение которых денег не хватает. «Об’єднання співвласників багатоповерхових будинків» (ОСББ) – это единственное, что действенно в данном случае. Там, где квартиры не приватизированы, участником ОСББ должен быть город. Люди должны понимать, что им нужно, что не нужно и сколько это стоит! Необходимо ликвидировать монополию ЖЭКов. На их месте город должен создать рынок коммунальных услуг (водяники водопроводчики, канализационщики, строители и т.д.), а покупатель этих услуг сам должен решать, с кем он будет заключать договор. Попробовал – не понравилось – заключил договор с другой компанией. Тогда мы будем адекватно понимать, на что мы тратим деньги. А будет конкуренция – будут и приемлемые цены, будет и надлежащее качество услуг.
Илона Васильева
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Николай Михалевич, интервью




