Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Кому выгодно платить зарплату в конвертах?

Кому выгодно платить зарплату в конвертах?

Кому выгодно платить зарплату в конвертах?

Каждая медаль имеет, как известно, две стороны. Руководители предприятий везде, где можно, жалуются на угнетение налоговыми службами, однако  не афишируют свои способы борьбы с этим гнетом. Они находятся между двух огней — налоговой инспекцией, которая контролирует уплату  налога с доходов физических лиц, и требованиями этих самых физических лиц увеличить зарплату.

Конечная их цель в таких случаях — уменьшить и зарплату работникам, и базу налогообложения, для чего реально выплачиваемую зарплату перевести в тень. Это и называется «выплатить зарплату в конвертах». Вот только крайними в этой борьбе зачастую оказываются совсем небогатые работники этих самых предприятий, чьи интересы и зарплаты урезаются руководством в погоне за прибылью. Об уловках руководителей предприятий и последствиях получения зарплаты в конвертах рассказывает Екатерина Шумейко, начальник управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой администрации в Черниговской области.

— Екатерина Васильевна, что теряет работник, получая зарплату в конверте?
— Работники сегодня дают свое согласие на получение неучтенной зарплаты, без отчислений в Пенсионный фонд, от которых зависит размер пенсии, и обрекают себя на уменьшение величины пенсии в том возрасте, когда только она становится для большинства людей единственным источником денежных поступлений. Уменьшение их официальной зарплаты сказывается и на оплате больничных листов вследствие заболевания или травмы, выплате декретных денег, и в других случаях, ведь эти суммы начисляются гораздо меньшими, согласно официально показанной зарплате. Но, к сожалению, в последнее время значительное количество юридических и физических лиц, нанимающих работников, грешат — показывают в отчетности зарплату значительно меньшую, чем ту, которую выдают в конвертах.

А как вы об этом узнаете?
— Мы анализируем подаваемые предприятиями отчеты, а так как сами знаем, как их составляют, то и видим попытки перехитрить налоговую инспекцию. Например, изучаем деятельность строительного предприятия, у которого большие объемы строительно-монтажных работ, и сравниваем их с количеством рабочих, которых при этом по штатному расписанию один или два. Но по существующим нормативам для выполнения таких работ нужно гораздо больше работающих. Отсюда делаем вывод о том, что рабочие заняты на этом предприятии без оформления.

На некоторых предприятиях объем работ составляет несколько миллионов. В действительности при таких объемах у них не может не быть прибыли, но поступает она не на официальную зарплату, а на другие направления. И это хорошо прослеживается при анализе аналогичных предприятий одной сферы, например, торговли. На одном предприятии зарплата в валовых затратах занимает 30—40%, на другом — 7—8. Еще один подозрительный признак — когда валовые доходы предприятия выросли с начала года на 30—33%, а зарплата остается неизменной, эти два показателя оказываются неадекватными друг другу. Или наблюдаем значительный рост объемов дохода, но при этом зарплата не увеличивается ни на одну гривну.

Нередко фиксируем случаи, когда по отчетности имеет место значительный рост доходов, но зарплата растет только в рамках, предусмотренных законодательством, ни на гривну больше. Это явление свидетельствует о том, что суммы действительно выплачиваемой зарплаты другие.

К сожалению, установить масштабы этой ситуации практически невозможно.
Схемы уклонения выявляем и при проведении проверок. Например, на предприятии по отчетности показывают зарплату в 400—500 гривен, но при этом бухгалтер или руководитель снимает с расчетного счета 3—4 миллиона гривен якобы на закупку товаров, в дальнейшем использование этих средств ничем не подкрепляя. Например, в недавно проверенном частном торгово-посредническом предприятии числилось два работника с заработной платой по 700 гривен. Директор предприятия взял из кассы под отчет на покупку товаров около 2 миллионов гривен, при этом документов, подтверждающих приобретение товаров, не предоставил. За это нарушение предприятию доначислено 1,1 миллиона гривен.

Есть примеры, когда предприятие составляет с работником договор на неполный рабочий день,  3—4 рабочих часа. Но когда мы приходим на проверку предприятия, видим вывеску о рабочем дне с 8.00 до 20.00. То есть в документах происходит утаивание фактически отработанного времени.
Распространена среди руководителей манипуляция с социальной льготой, когда ее предоставление неправомерно.
Екатерина Васильевна, уточните, пожалуйста, в чем ее сущность.
— Согласно действующему законодательству, объектом налогообложения является общая сумма начисленной зарплаты. Социальная льгота применяется исключительно к доходам в виде заработной платы. Если начисленная заработная плата работника за месяц не превышает 940 гривен, право на применение налоговой социальной льготы (НСЛ) реализуется. То есть его начисленная зарплата уменьшается на размер социальной льготы в 302 гривны 50 копеек, размер взносов в Пенсионный фонд и социальные фонды, и только после этого будет снято 15% налога с доходов физических лиц.
 
Когда же начисленная за месяц 2009 года заработная плата превышает 940 гривен, то НСЛ не применяется.
 А есть еще и повышенная социальная льгота — 150—200%, после применения которой налог с физических лиц становится совсем незначительным.
Иногда, рискуя, предприятие заключает со своим работником разного рода договоры гражданско-правового характера, осуществляет ему выплату вознаграждений и, одновременно, применяет к его заработной плате НСЛ.

Как правило, все эти нарушения выявляются во время налоговой проверки. Поэтому, в случае установления вины работодателя по необоснованному применению НСЛ к доходам работника, работодателю кроме доначисленного налога грозит еще штраф 200% от суммы недоначисленного налога.

Понятно, что в такой ситуации доначисленный налог и штраф платит предприятие.
А ведь вполне возможно, что действительно зарплату не повышают, но работник довольствуется и этим, держась за рабочее место.
— Действительно, значительная нехватка рабочих мест вынуждает работников соглашаться на условия, которые им диктует работодатель, применяя схемы утаивания реально выплачиваемой суммы. Особенно это касается сельских районов. Человек, который не может найти работу, добровольно соглашается на любые условия.

И что, нет возможности сделать их добросовестными плательщиками налогов?
— В наших подразделениях очень мало людей — и внимательно изучить правильность налогообложения, соблюдение всех норм действующего законодательства каждым таким плательщиком у нас просто нет возможности. Также мы ограничены законодательством, потому что можем выйти на проверку только по плану. Часть предприятий остается вообще непроверенной. А тем временем это позорное явление утаивания налогов стало очень распространенным по всей Украине. Поэтому Пенсионный фонд, Государственная налоговая администрация и Министерство труда и социальной политики подписали общий приказ от 14 сентября 2009 года №342/500/110, предусматривающий проведение общих проверок. Главная задача таких проверок — на основании анализа отчетности отобрать для проверки в первую очередь предприятия, где просматриваются нарушения при выплате доходов.
В легализации доходов предприятий и заработных плат нам помогает население, особенно работники частных предприятий. Нам можно позвонить, даже не называя себя, и сообщить информацию, на основе которой мы проведем проверку.

Телефон доверия налоговой администрации 668-522

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», №48 (129)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, зарплата, Екатерина Шумейко

Додати в: