«Конь... в штате!»
Так в Новгороде-Северском в шутку рассказывают о кобыле Зорьке. Ее уже шестой год держат в подсобном хозяйстве районной больницы, задействуют в работах.
На самом деле в штат зачислили смотрительницу Зорьки Елену Шовкову, которую назначили конюхом.
— Два года назад бывший конюх Николай Давыденко вышел на пенсию и к исполнению обязанностей приступила Елена. Она работает без выходных, получает минимальную зарплату. Рабочий день, как правило, начинается в 6 утра, заканчивается после 17 часов, - говорит завхоз больницы Сергей Павлюк. — За это время Елена не только выполняет всю работу, связанную с уходом за Зорькой (кормит, чистит, убирает в конюшне), но и отлично справляется с «хозяйственными» задачами, к которым привлекает кобылу...
По словам Сергея Васильевича, Зорьку купили 5 лет назад у одного из жителей Лесконог (Новгород-Северский район), заплатили за нее 15 тыс. грн. Животному в то время было 3 года.
Сейчас Зорька живет в конюшне, на ее содержание больница не тратит ни копейки.
— Территория учреждения большая, более 6 га. Летом ее приходится обкашивать несколько раз. Траву не выбрасываем, а сушим для Зорьки, потом сено перевозим в конюшню. На приусадебном участке выращиваем остальные «лакомства»: кормовую свеклу, тыкву и кабачки (за овощами также ухаживает Елена). На продукты идут и отходы с больничной кухни, в частности — очистки от картофеля и капусты, — рассказывает Сергей Павлюк.
— Что умеет делать Зорька?.
— То, что и другие тяжеловесные лошади! Она перевозит грузы, вывозит мусор на свалку. Также без нее не обходится осенняя уборка: дворники нагружают на телегу кучи опавших листьев, затем Елена ведет Зорьку к глубокому рву за пределами больницы — туда и выбрасывают «груз». Зимой без кобылы тоже как без рук! У нас снегоочистительной техники нет, поэтому больничный двор чистим от снега с помощью Зорьки. Для этого мы заказали в местном лесхозе деревянные плахи (бревна. — Авт.), обтесали их и смастерили большой треугольник. Он напоминает сани. Крепим его острым углом к упряжи на Зорьке. Затем Елена садится на треугольник и погоняет лошадь. Животное тянет его за собой - и таким образом прокладывает дорожку в снегу. Во время недавнего снегопада с помощью Зорьки расчищали тротуары и автостоянки на территории больницы 2-3раза вдень.
— Как относятся к животному пациенты?
— Большинство - положительно. Любуются, наблюдают за работой, хотят погладить по холке. Но Зорька с норовом, в чужие руки не дается.
Кстати, в советское время в райбольнице держали 4 лошадей, в 90-е количество сократилось вдвое. Но отказываться от Зорьки не собираются.
По словам начальника Новгород-Северской районной государственной больницы ветеринарной медицины Натальи Исаченко, в государственных учреждениях города задействованы еще 2 лошади - в школе №2 и в детском саду «Ласточка».
А Мальчика, который ровно 20 лет прожил в детсаду «8 Марта» (о нем мы писали в №21 от 21 мая 2020 г.), через электронную систему госзакупок ProZorro продали летом прошлого года благотворительному фонду с Закарпатья, занимающемуся оздоровлением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Там за Мальчиком хорошо ухаживают, используют его для иппотерапии (комплекс физических упражнений на специально обученных лошадях, направленный на лечение, эмоциональную и физическую реабилитацию людей с инвалидностью).
Сейчас в частных хозяйствах Новгород-Северщины содержат 400 лошадей (в 2019 г. было 600).
Ольга Иванченко, «Гарт» №7 (3019) от 11 февраля 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.