"Спасибо тебе, Галя!"
П'ятниця, 8 листопада 2013 14:21 | Переглядів: 1466
«Уважаемая редакция!
Я получаю три газеты и журналы. Районную газету выписываю с 1944 года. Читаю ее всегда первой, просматриваю несколько раз, чтобы не пропустить ни одной статьи. Многие через газету благодарят людей, обслуживающих нас в сфере торговли, быта, а больше всего — в медицине, ведь они спасают от смерти.
В 1941 году в рабочей командировке я остался без обеих ног, но, благодаря врачам, живу и сегодня. Пришлось запрячься в протезы, когда мне не исполнилось еще и восемнадцати лет. Было ужасно тяжело на душе, мне тогда помогла книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Ее главный герой Павка Корчагин стал для меня примером. Книга развеяла все мои плохие мысли. И я начал работать. Сначала счетоводом в конторе, потом завклубом: Мы тогда были частью Ивановского совхоза.
В военные годы хлеб давали по карточкам: на работающего — 500 г, на иждивенца — 300 г. Тяжелый был период. Попросили меня взвешивать те порции. Так я и остался в торговле. Проработал на двух протезах более 20 лет.
Жил на квартире. Меня там уважали, и я делил с хозяевами радости и горе. Но не хватало спутницы жизни, женской ласки, семейного уюта, а особенно детей. Очень любил чужих, но хотелось и своих. Были у меня знакомые девушки, но, когда начинал с ними беседовать, одна интересовалась моим заработком, а другая как-то спросила: «Ты, наверное, страшный, когда протезы снимаешь?» Лучше бы по лицу ударила. Больше с ней не встречался.
Но вот нашел-таки себе подругу жизни. Часто приходилось ездить за товаром в Борзну. Был у меня извозчик из Забеловщины, лет пятнадцати, звали Лаврентием. Приходилось часто заезжать к нему домой. Там жила и сестра его, Галя. Часто я с ней шутил, мол, пора тебе уже замуж выходить. И дошутился: она предложила жениться на ней. Я ее отговаривал, ведь у меня нет ног. А она ответила: «Не беда, у меня ноги есть, вот они и будут нам на двоих». Так мы и поженились.
Администрация совхоза выделила маленькую квартиру, и началась наша семейная жизнь. Поженились мы в январе 1957 года, а в октябре родился первенец — сынок. Радости не было конца. А через два года появился второй сын. '
Подросли дети, пошли в школу. Гале моей добавилось забот: и работать нужно, и сыновей собирать в школу, воспитывать. Да и за мной ухаживать постоянно.
Сыновья уже выросли, закончили техникум, женились. Нам с Галиной Гаврииловной очень приятно, что воспитали таких хороших детей.
Я благодарен своей жене, хранительнице домашнего очага, отважной и заботливой женщине. Она всегда заботилась о семье. Только заболею — поднимет на ноти всю больницу. Прожили мы с ней 31 год, и за это время она не обидела меня даже словом. Да и на работе все ее уважают.
В августе 1988 года моей Гале исполнится 50 лет. Хочу поздравить ее и пожелать крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия.
С уважением — Иван Борзенец, с. Забеловщииа».
Это письмо Иван Кириллович так и не успел отправить, Вот уже двадцать пять лет прошло3 а его Галя до сих пор хранит пожелтевшие листы, время от времени перечитывает их и смахивает непрошеную слезу.
Bзрослела не по годам
Родилась Галинка в Забеловщине Борзнянского района в 1938 году. Познать счастливое детство не судилось — началась война. Пошел на фронт отец. Так и не вернулся: Мать с двумя детьми (Лаврентий был младшим) бедствовала. Пришлось попробовать и гнилого картофеля, и цветов акации, и калачиков.
- В сорок седьмом пухли от голода, — вспоминает Галина Гаврииловна, — но все-таки выжили.
Прижились в бабушкином стареньком домике. Галя закончила семь классов. Хотелось учиться дальше, но не за что было, поэтому девушка вынуждена была рано повзрослеть и пойти работать в хмелесовхоз «Большевик» — в трех километрах от Забе-ловщины. У совхоза были для своих работников дома, в одном из которых поселили и Галину.
— Это сейчас от совхоза одни руины остались, — говорит Галина Гаврииловна. — Тогда же это был будто маленький городок. Сколько хмеля насадили! На уборке работали люди из разных сел, приезжали и студенты.
Были в совхозе своя контора, детсад, магазин. На танцы или в кино ходили в клуб в Забеловщину. Бывало, идем с девчатами по улице, поем. Вот и распевала свою судьбу.
«Он тебя никогда не обидит»
С Иваном Галя познакомилась по велению судьбы. Сначала шутили. Потом оба поняли, что прикипели друг к другу. Иван стал приглашать Галю на свидания.
Девушкой она была стройной, красивой, и местным ребятам было невдомек: почему она связалась с инвалидом без обеих ног?
— Перед войной и в самом ее начале Иван был бригадиром в Ивановке, — рассказывает Галина Гаврииловна. — В 1941 году и произошло несчастье. Однажды Иван вез свиней поездом на Киев. В дороге обстреляли немцы. Получилось так, что Ивану ноги зажало между вагонами. Лечился в киевском госпитале, где ему и ампутировали одну ногу до колена, другую -до косточки.
Была у Ивана маленькая мотоколяска, «инвалидка», на ней и на свидания ездил. Однажды после дождя возле двора образовалась большая лужа. Сельские шутники затолкали коляску Ивана на середину той лужи. Пришлось Галине с матерью выручать жениха — вытаскивать ее.
В отличие от здоровых парней, которые не понимали Галиного выбора, мать, наоборот, говорила: «Выходи за Ивана. Он и грамотный, и добрый к тебе. Никогда не обидит».
После почти двух лет свиданий влюбленные решили обручиться. Девятнадцатилетнюю Галину и тридцатипятилетнего Ивана расписал секретарь сельского совета прямо дома.
— Шумной свадьбы не делали, — вспоминает Галина Гаврииловна. — Немногочисленных гостей потчевали холодцом и пирогами.
Так и началась их семейная жизнь. В том доме, который им после свадьбы выделил совхоз, Галина Гаврииловна живет и поныне. И действительно, признается, непросто было одной и за хозяйством следить, и детей растить, и за мужем-инва-лидом ухаживать. Но она успевала еще и дров на зиму нарубить.
— Сколько же часов в сутки Вы спали? — поинтересовалась я.
— Всяко бывало, — и женщина сокрушенно покачала головой. — Вставала раненько, ложилась поздно.
«Уже лета проходят»
Сейчас Галине Гаврииловне семьдесят пять. Живет одна, обрабатывает огород (кстати, именно там мы ее и застали).
- Хорошо, что хоть так топаю. Сын забирает к себе, а я хочу дожить в своем доме. Не испытала роскоши - уже и лета проходят. Похоронила я своего Ивана в девяносто четвертом. Когда после похорон уже начала убирать в доме, нашла под подушкой письмо с заглавием «Спасибо тебе, Галя!», которым он хотел меня поблагодарить через районную газету. Читала и плакала. Я. ни разу не пожалела, что вышла за него. Прожили мы душа в душу, никогда меня не то что пальцем не тронул, но и словом не обидел.
На жизнь Галины Борзенец выпало много испытаний. Похоронила многих близких людей, даже сына, он погиб в автомобильной аварии. Но и сейчас убеждена, что жила правильно.
Борзнянский район
Людмила Шульжик, еженедельник "Гарт" №45 (2642) от 7 ноября 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.