«Верните мне внуков!» умоляет чиновников 51-летняя Людмила Лисенок из Гончаровского Черниговского района.
Ее старшие внуки -Алексей (исполнилось 14) и Константин (12 лет) Можары, а также Ангелина Галушко (ей 6) - находятся в Центре социально-психологической реабилитации детей в Хмельнице (Черниговский район). А двое младших - Святослав-Серафим (2 года) и годовалая Стефания-Евгения живут в Чернигове, в семье своей тети Натальи Галушко. Но Людмила Николаевна мечтает, чтобы дети жили все вместе под одной крышей -в ее доме, и готова заменить им мать.
«ВОЛНУЮСЬ ЗА ДОЧЬ»
Людмила Николаевна родом из Ковпыт (Черниговский район). Долгое время она с мужем Петром Можаром жила в Чернигове, потом — в Славутиче (Киевская область), работала художником-офор-мителем:
— В конце 90-х моя личная жизнь сошла на нет: муж начал регулярно выпивать, оскорблял нас с дочерью. После развода в 2002 году я вернулась в Ковпыта. Как-то услышала, что Гончаровской школе искусств нужен человек, который бы сделал красивую вывеску для заведения, а затем организовал выставку художественных работ. Я предложила свои услуги. Через некоторое время задача была выполнена. Директор школы дала добро на то, чтобы я преподавала. С тех пор я туг и работаю. В поселке мне дали квартиру (помещение до сих пор не приватизировано). Кроме меня, здесь зарегистрирована и проживает моя дочь Наталья Мо-жар-Галушко (ей 34 года). Я очень волнуюсь и за нее, и за ее детей...
СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ ДЛИЛОСЬ НЕДОЛГО...
В 2003 году Наталья (ей тогда было 17) влюбилась. Все шло к свадьбе. Но мать была против: ее потенциальный зять вел нездоровый образ жизни — какой из него был бы семьянин?
— Я предупредила Наташу: если она выйдет замуж за Романа, не дам ей ни копейки. Это подействовало. Но черев год их отношения возобновились, хотя до ЗАГ-Са дело так и не дошло. В декабре 2005-го родился Алеша, а через три года, в феврале, - Костя. Наташа воспитывала их одна, без Романа (он исчез в неизвестном направлении). Жили они все в арендованном помещении в Чернигове. Я понимала, что дочери надо получить профессиональное образование. Поэтому, когда внуки немного подросли, я забрала их в Гончаровское, а Наташа поступила на заочное отделение Черниговского педуниверситета. Во время учебы она влюбилась в одного из преподавателей, Александра Галушко. Он был разведен. В 2012 году они с Наташей зарегистрировали брак и забрали от меня Алешу и Костю. 22 сентября дочь родила Ангелину. Жили они в однокомнатной квартире, которую городской совет выделил во временное пользование Сашиному отцу (Евгению Галушко. — Авт.) как чернобыльцу. Дочь сидела с детьми, а зять работал (был главным специалистом Департамента культуры и туризма, национальностей и религий Черниговской ОГА. — Авт.). Мое материнское сердце радовалось за Наташину семью. Но их счастье длилось недолго. В жизни наступила черная полоса. Зять начал пить и уволился с работы. Алешу и Костю стали травить их одноклассники, внуки отказывались идти в школу. В апреле 2018 года Наташа родила Святослава-Серафима. Александр ей материально не помогал. Он жил отдельно, работал в Киеве (был главным специалистом отдела национально-патриотического воспитания Министерства молодежи и спорта Украины. В марте 2019-го уволился. — Авт.). У него есть собственная двухкомнатная квартира в столице. Время от времени он навещал семью. И Наташа снова забеременела. Ее свекор отказался продлевать с городским советом договор аренды квартиры. Из-за этого у Наташи с детьми появилась неутешительная перспектива оказаться на улице. Затяжное безденежье и стрессы подорвали ее здоровье. Дочь стала агрессивной, безразличной к детям, отказывалась идти на контакт со мной.
Она не реагировала даже на то, что Алеша с Костей перестали посещ ать школу. Ангелина не ходила в детский сад... Я разрывалась между работой и поездками в Чернигов, чтобы покормить внуков, постирать им одежду. Поэтому в марте 2019-го, чтобы не мотаться туда-сюда, я забрала Алешу, Костю и Ангелину в Гончаровское. А Наташа осталась с самым маленьким. Денег у нее не было. Но я старалась из своего скудного бюджета выкроить небольшую сумму, чтобы помочь ей. Дочь приезжала в Гончаровское несколько раз, каждый раз скандалила со мной. Она не дала согласия, чтобы устроить детей в Гончаровскую гимназию (мальчики только дважды были в учреждении), Ангелине запретила посещать местный детсад. На нее не действовали никакие аргументы. В начале лета она перебралась ко мне.
ДЕТИ ПРОСЯТСЯ ИЗ ПРИЮТА
Июнь 2019-го стал отправной точкой новых бед семьи Можар-Га-лушко. По словам Людмилы Николаевны, ее дочь 19 июня поехала в Чернигов, чтобы забрать из школы документы своих детей. Устроила в заведении скандал. Работники вызвали полицию. Из-за волнения у нее начались схватки, и ее отправили в роддом. Родилась девочка (Стефания-Евгения).
— На следующий день дочь выписали. Она осталась в Чернигове. 11 июля Наташа должна была приехать в Гончаровское, попросила по телефону, чтобы я вышла к автобусу ее встретить. Но она не приехала. Я много раз звонила ей на мобильный, пока в девять вечера мне не ответила незнакомая женщина: «Вашу дочь положили в психоневрологическую больницу». На следующий день я забрала Наташу оттуда под расписку. Мне сказали, что Святослава и Стефанию отправили в детскую областную больницу. Я хотела как можно быстрее забрать их в Гончаровское. Но соцслужбы объясняли, что у моей дочери дети были в антисанитарных условиях (хотя я считаю, что ее жилье просто требовало элементарного ремонта), а вес Стефании... на 200 г был меньше нормы. Впоследствии их отправили в Прилукский областной Дом ребенка «Надежда».
— А как чувствовали себя старшие внуки?
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лисенок, Гончаровское, Иванченко, «Гарт