Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Город и регион » В советское время черниговцы ездили на автобусе за 5 копеек

В советское время черниговцы ездили на автобусе за 5 копеек

В советское время черниговцы ездили на автобусе за 5 копеек
Ничто так не сплачивало советских людей, как давка в переполненных автобусах, троллейбусах, метро... Чувство локтя в прямом смысле хорошо знакомо поколению тех, кто в перекошенной «гармошке» ехал раненько на работу в цеха крупных Черниговских предприятий — «Радиозавода» или «Химволокна».

Казалось, что городской транспорт и в самом деле резиновый, поскольку редко кто оставался на остановке: помещались все. Но даже после такой давки люди выходили с гордым видом победителя и вмиг забывали о временных неудобствах. Сегодня, как вы поняли, речь пойдет о транспорте из прошлого.

ВСЯКОЕ СЛУЧАЕТСЯ В ДОРОГЕ

Но прежде, чем перейти к этой серьезной теме, хотелось бы поделиться с любителями «Ретро» забавным случаем, имевшим место в транспорте в середине 80-х. Известный в области коневод Александр Овдей в составе делегации украинских аграриев побывал в 1986 году на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) в Москве и стал свидетелем такого:

— Ехали мы от МАИ к «Соколу». Сидим во втором вагоне сцепки. Июнь, полдень, жарко, трамвай почти пустой. В заднюю дверь забираются два подвыпивших мужичка. Не без труда достают талоны и собираются компостировать. До компостера рукой подать, но мужичок с талонами никак не может преодолеть это расстояние. Наконец, он делает решительное усилие по перемещению центра тяжести вперед, и шагает к компостеру. В этот момент трамвай тормозит, и мужчину толкает вперед. Он не то чтобы падает, но и устоять тоже не может, и начинает брести вперед по вагону, цепляясь за поручень и безуспешно пытаясь остановиться. Его товариш, видя, что он уже почти в голове вагона, кричит ему:

— Серж, скажи, чтоб не дергал!

Серж все так же по инерции добредает до передних дверей и заглядывает в кабину. Оборачивается и полным добродушного изумления голосом объявляет:
— Вань, а его тут не-е-ет!..

ГОЛУБОЙ ВАГОН БЕЖИТ, КАЧАЕТСЯ


Ну, а теперь о серьезном. Не только на автобусах, троллейбусах, трамваях, такси, но и на поездах, самолетах советские граждане имели возможность попасть в самые отдаленные уголки страны.

Что касается поездов, то они курсировали практически везде. Через станцию «Чернигов» проходил поезд «Симферополь-Рига». Поездка на нем давала возможность добраться до столиц четырех теперь зарубежных республик: Минск, Вильнюс, Таллин, Рига. А Байкало-Амурская магистраль давала возможность человеку уехать за десятки тысяч километров от Москвы. Во всех поездах дальнего следования был вагон-ресторан.

Поскольку наш человек любит выпить и закусить, такая услуга была очень кстати. В 1961-1985 самый дешевый билет по маршруту «Москва —Адлер» стоил 15 рублей. Стоимость постельного белья в поездах колебалась от 50 копеек до 1 рубля.

ТРОЛЛЕЙБУСЫ В ЧЕРНИГОВЕ

До начала Великой Отечественной войны гужевой транспорт по-прежнему оставался единственным средством передвижения по улицам города. В Чернигове был один автобус, который потом забрали для нужд фронта.

Сооружение троллейбусной линии в Чернигове началось в 1963 году. Тогда заасфальтировали несколько улиц, по которым должны были ездить троллейбусы, началось строительство троллейбусного депо и контактных линий. В конце октября 1964 года стали обкатывать новый транспорт, а 5 ноября 1964 года состоялось официальное открытие двух троллейбусных линий: «ж/д вокзал — Бобровица» и«Бобровица — капроновый завод», на которые вышли 22 машины. На 1988 год в городе было 10 троллейбусных маршрутов. А уже к середине 90-х на улицы города выезжали до 120 троллейбусов.

ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА...

До 1985 года проехать в городском автобусе можно было за 5 копеек, столько же стоил проезд в метро. А вот за такси надо было отдать 10 копеек за километр + 10 копеек за посадку (включение счетчика). Позднее таксу за шик подняли до 20 копеек за километр. В среднем, одна поездка обходилась где-то в 5 рублей (включая чаевые). На среднюю зарплату в 180 рублей можно было шикануть на такси 36 раз. Хотя трамвайный билет стоил 3 копейки, а троллейбусный — 4, в советское время немало даже взрослых людей ездило без билетов, «зайцами» — штраф за это был 1 рубль, а чуть позже стал 3 рубля.

В Ленинграде и Москве кондукторов, продающих билеты, как и компостеров, не было. Все строилось на доверии-к людям. В трамваях и троллейбусах стояли специальные устройства, в которые пассажиры добровольно бросали монетки за проезд и сами же отрывали необходимое количество билетов. Более того, в этих городах хорошим тоном считалось при посадке в общественный транспорт показывать окружающим проездной билет (если он был, конечно).

В Чернигове нечто подобное тоже практиковалось. Правда, одноразовые проездные билеты продавались на остановках, а при входе в транспортное средство их надо было добровольно пробить в специальном компостере.

Позднее от этой практики отказались — уж слишком много плодилось «зайцев», да и содержать штат продавцов «талончиков» троллейбусному управлению, автопредприятию, да и городской казне было достаточно накладно.

С ВЕТЕРКОМ ПО РЕЧКЕ

Речным транспортом пассажиры пользовались главным образом там, где нет железных дорог или нельзя было лететь самолетом. Кроме того, путешествие на речном судне, особенно на подводных крыльях, летом настолько приятно, что привлекало многих отдыхающих. Также речным транспортом было выгодно перевозить лесные грузы, нефть, строительные материалы и другие массовые грузы. Больше всего грузов перевозилось по Волге и ее притокам, а также по Днепру, Северной Двине, а в Сибири — по Оби, Енисею.

До сооружения пешеходного моста через Десну существовала переправа на левый берег к пляжу катером. Стоило это удовольствие 25 копеек для взрослых, а для детей — 5 копеек. Кроме того, осуществлял прогулочные рейсы колёсный теплоход «Шайтер». На смену ему пришёл теплоход «Казбек» (осуществляет прогулочные рейсы по выходным дням до сих пор). С 1951 года курсировали пассажирские теплоходы «Чернигов-Киев».

С середины 70-х по тому же маршруту шли суда на подводных крыльях «Ракета». Позже на пригородных направлениях появились теплоходы «Заря». Оии не нуждались в оборудованных причалах, но по качеству и скорости уступали «Ракетам». Развал СССР уничтожил пассажирские перевозки по реке, а теплоходы ржавеют в порту. Один из последних теплоходов раньше был переоборудован в ресторанчик на сваях в месте впадения Стрижня в Десну и был виден с Красного моста.

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА О ЧЕМ-ТО ПОЕТ ЗЕЛЕНОЕ МОРЕ ТАЙГИ

«Аэрофлот» — единственная авиакомпания СССР, но ее услугами мог себе позволить воспользоваться каждый желающий. Все преимущество авиации в се скорости. Так, из Москвы в Хабаровск поездом надо ехать несколько дней, а самолетом можно долететь за 8 часов. Авиабилет из Москвы в Ростов-на-Дону стоил 25 рублей, а оттуда во Владивосток — 100 рублей.

Даже маленькие райцентры имели свои аэропорты для приема малой авиации. Между ними курсировали знаменитые АН-12. Кто летал на этих типах самолетов, никогда не забудет воздушных ям. На борту особо восприимчивым к трудностям полета выдавали гигиенические пакеты.

Малые пассажирские самолеты могли легко поменять шасси на лыжи и приземлиться в тундре или на воду.

В 1956 году 1-й в мире пассажирский реактивный самолёт Ту-104 начал регулярные полёты. В эти же годы в эксплуатацию поступили 80-100-местные турбовинтовые самолёты Ил-18 и Ан-10. имеющие крейсерскую скорость около 600 км/ч, а в 1961-170-местный самолёт Ту-114 с дальностью беспосадочного полёта более 7000 км и скоростью 800 км/ч. С 1962 реактивные самолёты используются также на межобластных и внутриреспубли-канских воздушных линиях протяжённостью 500-1000 км. В 1971-1975 многие воздушные линии оснащены лайнерами И.Л-62М (до 200 пассажиров, крейсерская скорость около 900 км/ч, максимальная дальность полёта свыше 10000 км), Ту-154 (152-164 пассажира, крейсерская скорость 900 км/ч, максимальная дальность полёта около 4000 км). Ту-134А (76 пассажиров, крейсерская скорость 890 км/ч, максимальная дальность полёта 2900 км).

На местных авиалиниях использовались реактивные самолёты Як-40 (24-27 пассажиров, скорость 510 км/ч, максимальная дальность полёта около 1500 км). В 1975 на воздушные трассы вышел сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, способный развивать скорость 2500 км/ч.

Как видите, уважаемые читатели. транспорт в бывшем Союзе был без преувеличения народным. Каждый гражданин мог при необходимости добраться в любую точку бескрайней страны.

Андрей Димич, еженедельник
"СЛОВО Черниговщины", №23

Теги: Андрей Димич, еженедельник «Слово», транспорт, СССР

Добавить в:
Армения

Стомат Гарант

ЦентрКомплект