Звание есть, а жилья нет

Повторяют мамину судьбу.

- Так вышло, что трое моих деток - от первого мужа, трое - от второго, — начинает 43-летняя Лилияна Петровна. - Старшие дочки и сын уже взрослые, на своих хлебах, имеют собственные семьи. Оле 27, она 9 октября родила второго мальчика, моего шестого внука. Живет здесь, в Ичне, у свекрови. 23-летний Вовчик - у тещи, в Выжине под Ичней. А Тане (ей 25) с мужем его родители помогли купить дом в Заудайке нашего района. Эти дети пристроены, за них я спокойна, а вот за младших...



14-летний Денис, 11-летняя Кристина и младшая Настя, которой 17 октября исполнилось 5 лет, получается, повторяют мамину судьбу.

- Я сама росла без отца (они с мамой расстались, когда я еще была маленькая) и знаю, что это такое, — говорит Лилияна Петровна.

С первым мужем у нее не сложилось из-за его пристрастия к водке. Через 6 лет разошлись. А второго мужа, с которым прожили 18 лет, забрала болезнь.

- Рак крови. Заболел Михаил 3 года назад. В больницу идти не хотел, и о его диагнозе мы не знали. А когда кинулись, было уже поздно. Полтора месяца полежал - и все.

Лилияна Петровна осталась с тремя детьми совсем одна.

- Больше у меня никого нет. Мама жила в Одесской области, 9 лет назад ее не стало. Мы с Михаилом всю жизнь - по съемным квартирам. Немного жили в Киеве, потом - в Анисове Черниговского района. Когда дети стали подрастать, решили купить что-то свое. Там это было невозможно - под Черниговом очень дорого. А здесь, в Ичне, живут родные Мишины сестры. Мы и приехали сюда. Устроились на работу в ЧАСП «Жадьковское»: он - на пилораму, я - дояркой. Тогдашний председатель и обещал купить нам дом, но при своем правлении не успел.

Законы право предоставляют, но...

Казалось бы, все законы на стороне Лилияны Петровны. Согласно статье 45 Жилищного кодекса Украины, матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям. нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье в первую очередь. Согласно ст. 46 этого же Жилищного кодекса и ст. 11 Закона Украины «О жилищном фонде социального назначения», семьям, имеющим пять и более детей, а также при рождении у одной женщины одновременно трех и более детей — предоставляется жилье вне очереди. Многодетные семьи не теряют права первоочередного получения жилья и в случае, когда после постановки на квартирный учет дети достигнут совершеннолетия (п. 44 Правил учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений). Этот перечень можно продолжать.

Лилияна Петровна куда только не обращалась: и в городской совет, и в районный, и в райгосадминистрацию.

- Удостоверение и значок «Матери-героини» мне вручал председатель Ичнянского райсовета Григорий Герасименко. Я ему сказала, что у нас нет своего угла. Попросила: «Помогите». Он пообещал: «Постараемся, все сделаем». И вот уже почти три года, а жилья как не было, так и нет.

В городском совете мне сказали: прописка у меня не ичнянская, поэтому помочь ничем не могут. Действительно, я до сих пор зарегистрирована у первого мужа в Бельмачовке (Ичнянского района. — Авт.), со мной же — и мои младшие дети.

- Неужели бывший не против?

- А как же! И он, и его мать кричат-требуют: «Выписывайся!» Но мне просто некуда!

Председатель Ичнянского районного совета Григорий Герасименко сейчас в отпуске, на главу РГА только объявлен конкурс, его обязанности исполняет заместитель. А с городским председателем Оксаной Андриановой ни в день нашего приезда, ни потом по телефону поговорить не удалось. Неофициально в горсовете нам сказали: у них образовалась большая очередь льготников, в списке перед Лилияной Моренец есть и представители ее же категории. Поскольку регистрация у нее бельмачовская, ей предлагали содействие в покупке дома там.

- Если бы я была одна, охотно на это согласилась бы, — говорит Лилияна Петровна. — Но у меня трое детей. Старшая дочь в 6-м классе, младшая — в детском саду. А в селе нет ни школы, ни детсада! Здесь Кристина ходит на танцы (в своей гимназии), в селе же у нее такой возможности не будет. Денис поступил в прилукский колледж на электрика, здесь сел на поезд — и поехал, а из села еще нужно как-то до Ични добираться. Я и так воспитываю детей одна, хочу по возможности дать им все самое лучшее.

Сказать, что местная власть совсем ничем не помогает этой многодетной семье, было бы несправедливо.

- Устроили меня на работу - в райгосадминистрацию уборщицей. Но из-за этого я потеряла льготы и выплаты как малообеспеченная. Поработав почти полгода, в мае я уволилась, теперь вновь оформляю малообеспеченность.

Сейчас доход семьи — немногим более 3 тысяч гривен: пенсия по утрате кормильца — 1900 грн и помощь по уходу за ребенком до 6 лет — 1400 грн. А только на жилье им нужно потратить большую часть.

- Кумовья, спасибо, помогли найти эту квартиру. За нее плачу 500 гривен и коммунальные. В прошлом месяце вышла тысяча. Так это ведь еще за газ не платила. Зимой, говорили соседи, выйдет до 2 тысяч. Субсидии здесь нет. Денег на троих детей остается очень мало. А накормить, одеть, обуть, каждую неделею Денису с собой дать...

Последняя надежда

Понятно, что с таких доходов на собственное жилье не накопишь. Лилияна Петровна попробовала еще один вариант. В конце 2015 года Ичнянский городской совет утвердил Программу поддержки индивидуального жилищного строительства «Собственный дом» на 2016-2017 годы, которая направлена «на повышение уровня доступности для граждан льготных долгосрочных кредитов на строительство жилья, создание дополнительных условий для обеспечения жильем граждан, работающих в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях сельского хозяйства, других хозяйственных формированиях, функционирующих в городе».

- Мне люди подсказали, и я подала документы на кредит «Собственный дом». В Чернигове мне дали «добро». А в Ичне притормозили, сказали, что в первую очередь идут участники АТО.

В письме-ответе Лилияне Петровне из Ичнянской РГА, который она получила в июле этого года (после того как обращалась к народному депутату Валерию Давиденко), говорится:

«Учитывая тот факт, что более 30 лет на территории города не строятся многоквартирные дома, 32 жителя города обратились в областной фонд программы «Собственный дом» для получения кредита на приобретение жилья. Основной категорией для получения кредита являются работники социальной сферы (медицинские работники, учителя, служащие), работники перерабатывающей промышленности города и сельхозпредприятий. Преимущество при предоставлении долгосрочных льготных кредитов предоставляется только участникам АТО (внеочередное получение кредитов). Так, за 2015-2016 годы на учет для получения долгосрочных льготных кредитов стали 6 участников АТО. Состоянием на 01.01.2017 двум из них выданы кредиты. Для многодетных семей действует другая льгота - кредит предоставляется без уплаты процентов. По информации Черниговского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе по программе «Собственный дом», за первое полугодие 2017 года кредит получает одно лицо, участник АТО Гэлубь А. М. Кроме участников АТО, еще двое жителей Ични, которые обратились в областной фонд с соответствующими заявлениями и ходатайствами, получили кредиты...»

И здесь тупик.

- Еще мне подсказали пойти к нашему депутату областного совета, председателю правления ПАО «Завод сухого молока и масла» Виктору Кияновскому. Кредит он мне не дал, но, слава богу, пообещал купить жилье за 50 тысяч гривен. Однако выбранный участок не был приватизирован - не вышло. Еще я узнала, что имею право на 2 гектара земли. Мы с Виктором Павловичем договорились, что, когда я их получу, сдам эту землю ему в аренду в обмен на жилье. Из Чернигова мне пришло разрешение на получение земли, а здесь сказали, что участок еще нужно найти. Я отдала все документы Виктору Кияновскомуи вот жду. Вся надежда только на него...

Алина Ковалева, "ГАРТ" №42 (2847) от 19 октября 2017

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лилияна Петровна, г.Ичня, жилье, Алина Ковалева, "ГАРТ"

Додати в: