Новая жизнь после АТО

Патриотически настроенная молодёжь не отмечает День влюблённых 14 февраля. Она перенесла его на 8 июля: День славянских покровителей семьи, верности и любви — христианских святых Петра и Февронии, которые, пройдя через тяжкие испытания, сумели сохранить свою любовь.



Подобную пару я искала среди тех, на чью долю выпала самая страшная сегодняшняя беда — война. Но постоянно слышала: «у нас сейчас трудный период», «муж никак не придёт в себя после АТО, его всё раздражает», «мы перестали находить общий язык, «разводимся по нескольку раз на день», пока не встретила Татьяну и Александра Ушатых из села Сновское Сновского района. Ей — 37, ему — 42. Вместе 19 лет. А относятся друг к другу так, будто только поженились.

— По большому счёту так и есть, — не возражают. — Не так давно мы начали новую жизнь.

— Что в прежней было не так?

— Мы были счастливы, но не ценили это.

Рассказывают: всё складывалось «одно к одному» с первой встречи.

— Я тогда служил в пограничных войсках. Таня была в 9-м классе. Познакомились (они из разных сёл. — Авт.) в последний день моего отпуска. Провёл домой после дискотеки, немного поговорили, а ехал на заставу сам не свой. Накручивал себя: пока дослужу до дембеля, её у меня «отобьют». Как будто Таня была моей девушкой или обещала ждать. Почти ничего о ней не знал и боялся потерять. Мне было 20 лет, а переклинило как мальчишку.

Хотел открыться ей, но не решался. Думал: мы едва знакомы, ей об уроках надо думать, а тут я со своей любовью.

В конце концов всё равно не выдержал и написал письмо. Хорошо, что тогда у нас ещё не было мобильных. По телефону я вряд ли решился бы объясниться, — вспоминает Александр.

В ответ на его «люблю» Таня скромно написала о школе. Но ведь ответила же. Получив письмо, пограничник Ушатый стал зачёркивать в календаре каждый прошедший день службы. Демобилизовался незадолго до Таниных школьных экзаменов. Неожиданно для себя радовался каждой её «пятёрке» так, будто в жизни произошло что-то важное. Ждал, пока окончит 10-й и 11-й, отучится в училище (окончила Конотопское профессионально-техническое, по специальности — повар).

— А дальше уже не ждалось - я забеременела, — улыбается Татьяна. — В следующем году будем отмечать две круглые даты: нашу фарфоровую (два десятилетия вместе. — Авт.) свадьбу и 20-летие дочери. И сын ещё есть. Ему — 11.

У нас была и любовь, и хорошая семья. Со временем это стало привычным. Как будто иначе и быть не может. И мы разучились дорожить тем, что имели. Ругались, непонятно на что обижались, не разговаривали. Жили так, будто ничего худшего, чем наши мелкие недоразумения, не бывает.

И вот (в августе 2014-го) Саше принесли повестку из военкомата. Он тогда работал (вахтовым методом) в Чернобыле. Рассказывал, что коллеги брали справки с места работы и «отмазывались». Я об этом даже не заикалась. Знала: Саша всё равно пойдёт.

После переподготовки он попал 8 Дебальцево. Перед старым Новым (2015-м) годом пришел в отпуск. А через неделю - снова на войну.

О том,что творилось под Дебальцево и Углегорском, где был муж, Татьяна с детьми узнавали из телевизионных новостей. Канал ЮТУ смотрели постоянно, Почему именно его — объяснить не может. Так хотелось.

Разговоры с Сашей были короткими. Главное — услышать его голос. Знать: живой.

Дни пролетали быстро, потому что без мужа добавилось работы. Зато ночи без сна длились вечность. Плакалось от тревоги и от воспоминаний. Каждое из них было связано с Сашей. Первым и единственным мужчиной, которого она любила.

Жалела, что сердилась на него, ссорилась. Убеждала себя: когда он вернётся, всё будет иначе. Только любовь, только радость.

Говорит, больше всего переживала, что Сашу ранят в руки или ноги. Почему-то казалось, что именно это будет для него самым трудным. Того, что муж может погибнуть, в мыслях никогда не было.

Даже когда впервые не дозвонилась до него. Это было 29 января, в четверг. В те-леновостях сказали, что в тот день бои в районе Углегорска начались около шести утра, боевики атаковали город при поддержке танков, известно, что 5 наших военных погибли, 29 — ранены. «Саша живой!» — казалось, даже сердце стучит в такт этим словам.

Его телефон не отвечал. В неведении прошло больше суток. Ещё никогда ожидание не было для Татьяны таким тягостным. И только 30-го под вечер пришло СМС, отправленное с телефона мужа: «Я ранен. Сейчас на операции. Не плачь. Люблю тебя».

— В телефоне сгорела карта памяти — пропали все фотографии, а БМ-ка каким-то чудом уцелела. Но говорить я не мог, — вспоминает Александр.

Кроме осколочных ранений, у него была разбита челюсть.

— 29-го ни свет ни заря захотелось побриться. Ребята шутят: что ты делаешь, щетина — она же вместо брони. А мне невтерпёж — просто руки чешутся. Тёплой воды не было — брился ледяной. Может, на самом деле не надо было.

После обстрела его, раненного, вывезли на своей машине телевизионщики, которые снимали сюжет в зоне боевых действий. Они были с канала ЮТУ.

Лечиться пришлось почти полгода. В Харькове, Чернигове, Киеве. Последние три осколка извлекли в Румынии.

— Когда первый раз ехала к Саше, всю дорогу настраивала себя: «Только не плакать при нём, только не плакать...» А зашла в палату — они все худые, лица - как земля, а у моего ещё и обожжённое — не выдержала и разрыдалась. Саша ничего не может сказать — только смотрит...

— С президентом не удалось поговорить, хоть дважды виделись. Первый раз в Харькове, в военномедицинском клиническом центре Северного региона, — я там лечился. Президент в начале февраля (2015 года. — Авт.) во время своей рабочей поездки заезжал в центр, чтобы посетить воинов АТО.

Второй раз в конце марта - в 407-м военном госпитале Министерства обороны Украины в Чернигове, — добавляет Саша.

В Чернигове Пётр Порошенко лично вручил старшему солдату Александру Ушатому именные часы.

Когда боец наконец вернулся домой, их семейная жизнь действительно стала другой. Но не такой, о которой мечтала Татьяна. Война по-своему перекроила её мужа. Она осталась у него внутри и беспрерывно вытесняла семью, чувства, веру.

Он постоянно вспоминал обстрелы, печалился по погибшим (согласно обнародованным сведениям, в одном только Дебальцево в период с 1 5 января по 18 февраля 2015 года погибло 110 наших военнослужащих, 270 были ранены, 7 попали в плен, 18 пропали без вести). Часто пересматривал телесюжеты, потом — документальный фильм «Дебальцево». Обычно спокойный и сдержанный, мог сорваться на ровном месте. Перестал улыбаться. Ничему не радовался. Начал выпивать.

Татьяна не скрывает: после всего пережитого это было очень больно и обидно. Терпела,плакала, просила — ничего не помогало.

Пока не поняла: нельзя оставлять мужа наедине с его мыслями. Надо постоянно с ним говорить. Пусть он даже молчит в ответ. Лишь бы только слушал.

Говорила о дочери — Юля как раз заканчивала учебу (она — парикмахер и мастер маникюра), о том, как ждала его, о прошлом. Просила помощи, совета, задавала вопросы, на которые он не мог не ответить, строила планы на будущее, спрашивая: «А как ты думаешь? Как будет лучше?» Когда Саша начал понемногу отходить от войны, они решили сделать ремонт. От дома, купленного почти сразу после свадьбы, оставили только стены и крышу. Внутри всё будет по-новому.

Ремонт продвигается медленно, ведь Саша (основная его специальность — монтажник металлоконструкций) делает его сам — в перерывах между вахтами (он снова ездит на работу в Чернобыль). Говорит:

— Времени ни на что не хватает. На войне успевал каждый день бриться, а дома хожу с трёхдневной щетиной.

На самом деле с ней не так заметны шрамы. А он хочет оставаться привлекательным для жены.

Счастье возвращается в их полуразобраное-полуобновлённое жилище. В нём снова смех, радость, объятия.

Спрашиваю, не мешает ли целоваться титановая пластина, которая у Саши вместо разбитой челюсти.

— Она-то не мешает, — улыбается. — А вот нижней губы совсем не чувствую. Хорошо, хоть верхняя в порядке.

Анна Ефименко, "ГАРТ" №28 (2780) от 7 июля 2016

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Татьяна и Александр Ушатые, АТО, Сновский район .Анна Ефименко, "ГАРТ"

Додати в: