Письмо с войны – в бутылке
«Прощайте, товарищи! Умираем за нашу любимую Советскую Родину - Союз Советских Социалистических Республик. Пишем это перед форсированием Днепра в районе Киева. 1943 г. Подразделение солдат в количестве, 18 человек. Я сам рожден в Черниговской области, Менском районе, селе Степановка. Чикилевский Михаил Семенович».
Такое послание в закупоренной бутылке в 1963 году выловил из Днепра запорожский металлург Степан Огиенко. Сейчас этот уникальный документ — ценный экспонат киевского Мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Он не раз становился главным экспонатом музейных выставок «Ой Дніпро, Дніпро», «И память, и слава», «Война. Документ. Память. Малоизвестные страницы» и др.

Виталий Чикилевский с портретом брата Михаила
«Кто найдет, сообщите родным»
Получив рукопись, музейники не только отреставрировали ее, но и собрали сведения об авторе и описанных событиях. Благодаря заметке о находке в газете «Красная звезда» отозвался москвич Андрей Иванов, который был одним из тех 18-ти бойцов штурмового подразделения. По его словам, во время форсирования Днепра, кроме него, выжили еще пять человек. Среди них и наш земляк.
...Было это в начале ноября 1943 года. Стрелок 1181-го стрелкового полка 356-й стрелковой дивизии 89-го стрелкового корпуса 61-й армии Центрального фронта 21-летний Михаил Чикилевский с другими штурмовиками ждали приказа «Вперед!». Побратимы попросили его написать записку — на память обо всех них. На листе бумаги, которую раздавали солдатам для писем родным, Чикилевский карандашом вывел те слова. А на обороте добавил: «Кто найдет, сообщите родным». Родственники Михаила об этом письме узнали только через 20 лет, в 1963-м.
Родители Михаила, Семен Порфирьевич и Кирина Трофимовна Чикилевские (их уже давно нет на этом свете), кроме него, родили еще двоих детей — Виталия и Ольгу. Они до сих пор живут в Степановке Волосковского сельсовета Менского района. И свято берегут память о своем героически погибшем брате. В прямом и переносном смысле. У Виталия Семеновича хранятся документы Михаила. В том числе и копия записки из стеклянного «конверта». А Ольга Семеновна, прожившая свои век в родительском доме, оберегает ясень, который еще юношей посадил Михаил.
— Наша мать просила: не пилите Мишкино дерево, пусть растет и напоминает о нем.
Братья на фронте
Виталию Семеновичу — 90. Уважаемый всеми ветеран. Он тоже воевал за родную землю. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны.
— Мишу забрали в самом начале войны, в июне 41-го. Я еще оставался дома - ребят моего возраста тогда не брали, — рассказывает о себе и брате.
С частями 9-й армии Южного фронта Михаил Чикилевский принимал участие в оборонных боях на юге Украины и на Донбассе. В октябре 1941 года попал в окружение, затем — в плен.
— Мы не знали, где он и что с ним. А однажды матери приснился восход солнца. И вечером неожиданно пришел Михаил. Ободранный, в чужой одежде. Рассказывал, как ему удалось бежать из плена, когда их гнали куда-то в лагерь. Признался, что был на волосок от смерти. Вместе с солдатами своего отделения (человек 5 или 7) собирался обедать. Сварили ведро супа. Вдруг — минометный обстрел. Одна мина попала... прямо в ведро. Но не разорвалась. Иначе все бы погибли.
Вскоре Михаил связался с партизанами 1-го Черниговского соединения, передавал им важную информацию и продукты, ходил с ними на боевые операции.
— На третий день после освобождения нашего села (в сентябре 1943-го, мне было почти 18) нас обоих забрали на службу. На фронт я попал ближе к октябрьским праздникам. Был связистом в 21-й отдельной роте связи. Мы прошли с боями всю Беларусь, дошли до Западной Украины, потом нас перебросили в Прибалтику. Победу я встретил в Финляндии. А домой пришел в марте 1948-го. Выходит, прослужил 5 лет.
Михаил же на протяжении трех месяцев принимал участие в локальных боях на Черниговщине, в освобождении многих населенных пунктов, в том числе и Киева. 28 ноября 1943 года возле села Тунивщина Хойницкого района Гомельской области (Беларусь) он подорвался на вражеской мине.
— С братом напрямую связь я не держал. Знал о Мише лишь от родителей (мы с ними постоянно переписывались). Знал и то, что на него пришла похоронка.
Помнят и племянники, и чужие дети
Похоронен Михаил Чикилевский на окраине города Хойники в братской могиле. Над ней взяли шефство ученики местной средней школы №3.
А школьники Мелитопольской восьмилетки №8 (Запорожская область), которым учительница на воспитательном часе рассказала о письме из бутылки, так прониклись судьбой его автора, что даже написали матери героя. Кирина Трофимовна ответила детям, в письме рассказала о своем сыне.
— Целый класс даже приезжал к бабушке Кирине в гости, когда я была маленькой (примерно в 1963 или 64-м году), - вспоминает дочь Виталия Семеновича Анна.
Михаил создать свою семью не успел. Не продолжится фамилия Чикилевских и по линии брата. У Виталия Семеновича пятеро детей, и все — дочери. Его верная спутница жизни, Ольга Степановна, с которой они 63 года прожили на хуторе Гай (сейчас это степановская улица Гаевка), пять месяцев назад отошла в вечность. Но в одиночестве ветеран не остался — живет с внуком Владимиром. Часто навещают и дочери.
— Мы уже давно собираемся побывать на могиле дяди. В ближайшее время обязательно съездим, — самой себе и отцу пообещала Анна Витальевна.
Алина Ковалева, еженедельник «ГАРТ» №19 (2719)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




