Зарядить мобилку можно ветрогенератором
Одиннадцатиклассница Мирослава Таценко из Борзны этой зимой смастерила вертикально-осевой ветрогенератор, который работает от самого легкого ветра и имеет практическое применение.

Мирослава начала углублено изучать физику лишь в прошлом году, с тех пор как переехала в Борзну, чтобы учиться в гимназии имени П. Кулиша. До этого жила с родителями в Красиловке Бахмачского района и училась в местной школе. Сейчас она живет с бабушкой.
- Меня всегда интересовали точные науки — математика, физика, информатика, - рассказывает Мирослава. — Видимо, мне это передалось от родителей: они оба по специальности физики-математики. Сейчас мы видимся лишь раз в неделю, но, честно говоря, мне некогда скучать по ним - в выпускном классе много уроков, а свободного времени очень мало. В Борзну я переехала потому, что местная гимназия славится высоким уровнем образования в физико-математическом направлении. Кстати, моя учительница физики Наталия Ергалиева учила еще мою маму.
— Как появилась идея смастерить ветрогенератор?
— Сначала была задумка использовать сквозняки и таким образом добывать энергию. Я смастерила ротор (вращательная часть двигателя), а потом решила его усовершенствовать. Усовершенствование заключалось в том, чтобы закрыть отрицательные оборотные моменты. Поскольку ветер дует прямо, то, когда двигаются лопасти ротора, часть из них вращается в противоположную сторону. Из-за этого ветрогенератор несколько тормозится и снижается его коэффициент полезного действия. Потому я разработала такую конструкцию, которая бы защищала ротор и помогала бы направить больший поток воздуха именно на лопасти с дополнительным вращательным моментом. Что и было сделано с помощью внешнего корпуса с флюгером, который направляет корпус в нужном направлении. Благодаря этому КПД вырос на 17%.
— Из чего изготовлен ветрогенератор?
— Из обычных подручных материалов, которые найдутся в каждом доме. Двигатель я сделала из деталей неисправного принтера, подставку - из динамика, лопасти — из пластиковой водопроводной трубы, которую разрезала пополам, а внешний корпус — из поликарбоната, которым покрывают крыши домов. Покупать пришлось лишь металлические уголки, которыми скреплялись части корпуса. А так все нашлось дома. Также от аккумулятора я вывела два провода, которые можно присоединять к зарядному устройству мобильного телефона, поэтому теперь его можно заряжать прямо от ветрогенератора. Не обязательно делать это на улице в ветреную погоду: с помощью аккумулятора ветрогенератор может собирать энергию. Поэтому его можно вынести на улицу, а потом занести в дом и воспользоваться собранной энергией.
Мирослава демонстрирует работу своего ветрогенератора в помещении гимназии. Легонько раскручивает ротор рукой, и под ним сразу же загораются желтые светодиодные фонарики.
— На Черниговщине сильные и порывистые ветры бывают не так часто, поэтому я мастерила свой ветрогенератор, ориентируясь на нашу местность, - объясняет Мирослава. - Он очень легенький, поэтому работает при скорости ветра 2-2,5 м/с. Достаточно небольшого ветерка, чтобы ротор начал вертеться.
— Все гениальное - просто, — приобщается к разговору учитель физики Наталия Ергалиева. – В этом ветрогенераторе очень простая конструкция. Вообще-то, ветрогенераторов очень много, но только Мирослава так его усовершенствовала. Это всего лишь рабочая модель, но если сделать его больше, так сказать, промышленных масштабов, то можно с большой пользой применять в быту. Например, этой зимой все мы пережили отключения электричества. Ветрогенератор с аккумулятором мог бы решить эту проблему, обеспечивая светом целые подъезды в многоэтажках. Его можно установить на крыше, где он бы собирал энергию, а затем при необходимости отдавал ее, к тому же бесплатно.
— У меня есть много идей, как можно эффективно использовать энергию ветра, - говорит Мирослава. - Благодаря помощи учителей мне удалось претворить в жизнь одну из них - смастерить этот ветрогенератор. Я очень благодарна моему научному руководителю - заведующему кафедрой естественно-математических дисциплин и информационных технологий Черниговского областного института последипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, доктору педагогических наук Андрею Давиденко. Именно с ним я много консультировалась по поводу этого проекта. Со своим ветрогенератором я победила в Черниговском областном конкурсе-защите Малой академии наук. Недавно ездила представлять Черниговщину на Всеукраинском конкурсе Малой академии наук в Киеве (в секции «Экологически безопасные технологии и ресурсосохранение»), но там победы не получила. Со мной была методист Черниговской Малой академии наук Елена Лях, которая меня очень поддерживала. Ну и, конечно, у меня ничего бы не вышло без помощи опытных педагогов нашей гимназии. В будущем я хочу связать свою жизнь с точными науками и придумать много полезных изобретений для людей. Говорят, что техника и женщины несовместимы, но я хочу развенчать этот стереотип!
Наталия Федосенко, еженедельник «ГАРТ» №17 (2717)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




