В Хотуничах не колядуют, зато как щедруют!
Почему этот старинный и красивый обряд тут забыт, не может объяснить никто. Вспоминают о вдове из Хотина, которая якобы первой поселилась тут с безруким сыном Минькой и дочерью Галей, очень высокой — «долгой». (От них и пошли сельские Безручки и Довгали.) Называют фамилии помещиков-землевладельцев: Милорадович, Оболонский, Мотлошевский. А какие-либо объяснения, почему перестали петь популярные с XVI века колядки, отсутствуют.

"Цыгане" едут щедровать
(в первом ряду - Александр Стародубец, Валентина Лютая, Лариса Безручко,
во втором - Виктория Кожановская, Светлана Вовчок, Татьяна Процкая)
Вместо них тут в ночь на старый Новый год не смолкают щедровки. Уже больше 10 лет (с тех пор как сельский Дом культуры возглавила Лариса Безручко) поздравлять жителей не только Хотуничей, но и соседней Камки отправляется целая команда. В этом году, кроме Ларисы, ряжеными были: её коллега — художественный руководитель Светлана Вовчок, учительница Валентина Лютая, бухгалтер Татьяна Процкая, медработник Виктория Кожановская. Дедом Морозом — бессменно — учитель Александр Стародубец. Возила щедрованцев его кобылка Роза. Ею, говорят, и управлять не надо: сама поворачивает, останавливается где нужно. А перед тем как развозить всех по домам (уже после полуночи), Роза направляется к Дому культуры. Тут сгружают мешки с на-щедрованными гостинцами. В них столько всего, что свадьбу можно сыграть. Ведь в каждом доме в мешок что-нибудь кладут. Кто — лакомства, сало, колбасу, кто — бутылку «для сугрева». Вспоминают: было время, когда следом ходила другая команда. Дожидалась, когда ряженые пойдут поздравлять хозяев, и давай таскать водку из мешков. Приходилось носить всё с собой.
Гостинцы ждут до утра: праздновать старый Новый год ни у кого уже нет сил, да и по домам пора.
— Родные сцен не устраивают? — спрашиваю.
— Нет, но мужья всегда предостерегают, чтобы не «залетели», — смеются женщины, вспоминая, как одна из них через пару дней после праздника пошла к врачу: думала — простуда, а оказалось — беременна. — Срок у неё был никак не «щедровальный» — несколько недель, но наши мужчины взяли это на вооружение и всегда подтрунивают.
Хоть залетать, признаются, приходилось не раз и не два. В сугробы — когда Роза не тормозила на поворотах.
Жену Александра, когда щедруют в Камке (там живут Стародубцы) забирают с собой. Для неё старый Новый год — двойной праздник. Именно в ночь на 14 января Надя нагадала себе мужа. (В Конотопе Городнянского района, откуда она родом, «на Василия» девушки выходят на улицу и прислушиваются: в какой стороне лает собака, туда и замуж идти. У Надежды Стародубец это сбылось один в один.)
— Как ещё гадают?
— Выходят обнимать заборы. Потом считают, сколько дощечек поместилось в руках. Если парное количество — быть свадьбе. Ещё становятся спиной к воротам и бросают через них башмаки. В какую сторону упадёт носком, оттуда и жди сватов.
— А празднуют как? Что готовят?
— В основном в семейном кругу. А у нас так не получается. С вечера 13-го всех поздравляем, а 14-го сами празднуем. С домашними бываем всего несколько часов. Но ничего, они уже привыкли.
Ни один праздник, рассказывают, не обходится без налистников на крахмале. Блины для них пекут тоненькие — прозрачные. Потом кладут посередине творожную начинку, заворачивают и дают немного покипеть в масле.
— К нам приходит щедровать много моих учеников, — говорит Валентина Лютая. - Для них я готовлю сладкие пальчики с яблоками. Сверху присыпаю сахарной пудрой. Подаю их к чаю. А взрослым наливаем что-нибудь покрепче. Закусывать подаю котлеты. Как-то нажарила их пятилитровую кастрюлю, и все разошлись!
С Лютых и начинаем. Едем к ним телегой на «резиновом ходу». Отправляемся, как и положено, под вечер (чтобы песнями и громкими поздравлениями отогнать нечистую силу, которая в эти дни после захода солнца усиленно творит всякие каверзы).
— Можно щедровать? — спрашиваем хозяина.
— А как же, я уже заждался, — улыбается Анатолий Лютый и приглашает «цыган» (так в селе называют ряженых) в дом.
Ничего, что среди них не было ни звездаря, ни звонаря, которые обязательны при колядках, зато была Коза в вывернутой мехом кверху дублёнке. В песнях нажелали хозяину здоровья, достатка, приплода скота и богатого урожая. К местным щедровкам (с повторяющимися «щедрый вечер, добрый вечер») добавили ещё несколько строчек, которые сочинили вместе: о мире и добре для Украины.
Благодарный хозяин приглашает к столу. Накрыл его, пока жена была на репетиции. Кроме разных угощений, предлагал яблоки из первого урожая своего молодого сада и домашнее виноградное вино, приготовленное по особому рецепту — «без единой капли спирта».
Попробовали и «медовуху» у Ларисы Безручко. Она тоже убеждала: вещь особенная. Ведь муж настаивает её не на каком-нибудь покупном суррогате, а на мёде с собственной пасеки. И тост придумала такой, что нельзя отказаться: за «Гарт!».
Прощаюсь с весёлой компанией, которую ждут практически в каждом сельском доме.«Всюду нужно побывать. Обижаются, когда проезжаем мимо двора и не заходим, — разводят руками. — Говорят: приезжайте хоть среди ночи. Если спим, звоните, стучите - будите не жалея. Такой день только раз в году бывает...»
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №3 (2703)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Щорс, щедровки, Хотуничи, Мария Исаченко, «ГАРТ»




