школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям о людях » Иван Богданов: «Духовный голод делает человека человеком»



Иван Богданов: «Духовный голод делает человека человеком»

Иван Богданов, Будапешт

Имя Ивана Богданова черниговская зрительская аудитория открыла для себя пять лет назад. Именно тогда в свои 24 года этот одаренный молодой человек стал художественным руководителем и главным дирижером Черниговского академического камерного хора им. Дмитрия Бортнянского. Что отличает Богданова от многих, кроме того, что в свои 29 он по-прежнему  остается самым молодым художественным руководителем Украины? Если говорить исключительно лаконичным языком, то это максимальный профессионализм и постоянная борьба со стереотипами. В частности, с определением «провинция» применительно к Чернигову.
В довольно непростое для нашей страны время, когда просто со всех сторон давит клише «не до концертов», коллектив продолжает плодотворно работать и  находить подход к слушателю. Дирижер считает: музыка – это универсальный язык. Когда ты поешь – ты уже не можешь в кого-то стрелять! Когда ты исполняешь произведение, которое стало мировым шедевром, у тебя не поднимется рука, чтобы уничтожить шедевр Творца – человеческую жизнь! И подтверждением того, что большинство людей поддерживает эту миротворческую позицию, является постоянно расширяющаяся география творческих проектов этого коллектива. Совсем недавно академический камерный хор им. Д. Бортнянского вернулся с гастролей. А у нас в вами выпала прекрасная возможность пообщаться с его творческим лидером Иваном Богдановым, где он и поделился своими впечатлениями, результатами и ближайшими планами.

О творчестве

– Иван Павлович, где удалось проявить себя коллективу? 
– За это время коллектив трижды съездил в Польшу. В 2013-м мы стали лауреатами престижного международного конкурса в Белостоке, выступали в Варшаве, затем хор участвовал в международном проекте Musica pro Europa, где были объединены украинский и польский хоры и венгерский оркестр. Это масштабное мероприятие состоялось в городе Гливице. Третий, не менее значимый проект, – в городе Щецин, где мы вместе с филармоническим оркестром исполнили «Коронационную кантату» Глазунова. Успех был таков, что после этого еще имели много концертов по костелам, церквям и различным концертным залам. Впервые хор выступил на исторической родине Дмитрия Бортнянского в с. Бартне (Польша). Десять дней – десять концертов!
Не так давно коллектив вернулся из поездки в Германию (Бавария) и Венгрию. В Баварии прошел фестиваль. В русском переводе он звучит примерно как «Дни баварской музыкальной школы». Каждый раз фестиваль проводится в разных городах Баварии. Для меммингенских музыкантов – это не просто большое, это грандиозное событие, поскольку получить право на проведение этого мероприятия выпадает городу один раз в 120 лет! В этот раз этой чести удостоился город Мемминген – наш партнерский город. Мы, как коллектив, интенсивно сотрудничающий и  имеющий долговременные контакты с организаторами этого фестиваля и с самим руководством города Мемминген, были удостоены чести принять в нем участие. Там, в Меммингене, мы выступили два раза. В нашем исполнении впервые прозвучало произведение «Всенощное бдение» С.Рахманинова. Это одно из самых сложных произведений в славянской хоровой литературе. Нас очень тепло приняли: после выступления нам устроили десятиминутную овацию стоя. Я давно такого не испытывал!
Второй раз – и это было самое главное событие – концерт во Фрауенкирхе. Прекрасное выступление со «Всенощным бдением» состоялось и в Будапеште, в  кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Это прямо на набережной Дуная. Забыть этот теплый прием невозможно!

– Будучи в других странах, невольно проводишь параллели и начинаешь сравнивать. Что больше всего зацепило?
 – Очень воодушевило, когда в Баварии в честь нашего приезда на ратуше вывесили украинский флаг. Это неописуемые ощущения – флаг Баварии, флаг Меммингена и флаг Украины за тысячу километров от Украины! И он развевается, благодаря искусству, а не военным победам!
Уровень организации – очень достойный. Чистота, красота, архитектура – невероятные! За несколько лет до проведения фестиваля баварцы уже знали бюджет этого мероприятия, они заказали композитору Й. Свидеру произведение, предусмотрели, что хор им. Д. Бортнянского примет участие в этом фестивале.

Очень был удивлен, когда узнал, что в городе всего лишь один служебный автомобиль. Он у мэра. Никто больше на служебных машинах не ездит. Меня поразило, что члены горсовета тягали ящики с пивом нам на обед – лишь только потому, что для них это честь принимать у себя наш коллектив! Они расселяли у себя дома наших артистов. Всячески старались нам помочь. С любым вопросом подойди – тебе ответят и окажут всяческую поддержку. Настолько близки народ и правительство!
Эмигрантка, бывшая танцовщица нашей филармонии по имени Раиса, сказала: «Если ты приглашаешь на концерт мэра, то он придет. Хотя бы на десять минут – но придет!» И это оказалось правдой. Актив города просто взял отпуск за свой счет на неделю, чтобы посвятить нам это время. Мы всё прекрасно понимаем, что нас пригласили для того, чтобы мы сделали им хороший концерт, что они всё это делают себе во благо, но делают это так достойно,  чтобы остаться другом на всю жизнь! 
У них стоит поучиться планированию всех действий и максимальной самоотдачи.
Когда ты берешься за дело – это уже твое дело и ты не имеешь права сделать его плохо!
Потом, конечно же, неподдельный интерес к культуре. Когда есть заинтересованный, тонкий слушатель – чувствуешь в себе энергию. Это как напряжение в сети! Бавария – это вообще земля классической музыки. Кто-то сказал: «Если в Германии музыка стала персоной, то в Италии персоны растворились в музыке». Немцы свято чтут свою историю, они во всем ищут связь с историей. Если строится новое здание, то обязательно на фасаде изображается старое здание, которое было там до новостроя. Наша поездка – это был глоток свежей воды для артистов! Потому что у нас пока всё по-другому... Максимум, что интересует нашу молодежь, – покататься на скэйте, поиграть в пейнтболл... Причем не только о Чернигове речь! О Киеве, как о культурной столице, тоже говорить не суждено. Приходишь на концерт – сидят люди старшего поколения... Нам очень приятно петь для них, и нужно отдать им должное – они хранители высокого искусства у нас. Но хочется переломить эту ситуацию, объяснить, что мнимая сложность академической музыки погружает в высокий эстетический мир, попав в который ты делаешься чище и умнее...

Там же идет разновозрастная публика. Родители приходят на концерт с детьми. Интересный факт: оркестры проводят открытые репетиции, куда приводят школьников, чтобы они посмотрели, как конструируется концерт – у нас же этого нет. Я думаю, у нас даже сложно представить, чтобы 100 школьников пришли на репетицию. Далее тоже вполне предсказуемо: не выдержав атаку жвачками этих же школьников, начнут волноваться  первые скрипки оркестра... Поэтому нужно начинать с малого, с простого и с самого раннего возраста. Именно для этого мы и создали на базе хора концертный хор мальчиков.

 – Вы отправились в Европу привычным зрителю составом или же в коллектив влились новые голоса?

 – Специально никого не добирали, и процентов на 65 мы ездили составом, который поет с первых лет основания коллектива. Когда я принял пост дирижера – в хоре пело шесть студентов. Но, как показала жизнь,  все они – потенциальные кадры Киева. Получается, что ты воспитываешь артиста, а в итоге понимаешь, что он уходит, а с ним –¬ и твоя работа. Главной задачей офисной политики стало остановить текучку кадров. Нам удалось это сделать максимально. Сейчас в коллективе 36 человек. Это стабильное количество. Но есть и новое пополнение. Средний возраст нашего коллектива – …надцать, потому что у девушек возраст ведь не спрашивают. И сильную половину коллектива тоже представляют красивые мужественные парни!

Проблема всех коллективов – это тенора. Даже есть такая пьеса Кена Людвига «Одолжите тенора!» Теноров все берут и берегут с большим благоговением. И мы тому – не исключение. Вообще, когда подбираешь персонал для любой работы, то приходишь к выводу, что самое  главное – это найти правильного человека на должность. Тогда ты уже не зависишь от каких-либо условий! Я рад тому, что в коллективе работают такие люди, которые отдают себя так, что их  иногда приходится останавливать, иначе человек сожжет себя работой. Есть деньги, нет денег – он все равно работает, потому что это его, это личное. К тому же у нас произошла небольшая реорганизация. Сменился  директор коллектива и, соответственно, перестраивается менеджмент. Новые реалии создают новые цели и ставят новые вызовы, на которые нужно вовремя отвечать.

 – Не могу не спросить: в силу политической ситуации не станет ли хор им. Д. Бортнянского исключительно проевропейским хором?
– У нас и изначально не было ориентира на Россию! Касательно культурных связей, то я ни с кем их не разрывал, политическую тему ни с кем не затрагивал. Я это делал сознательно. Потому что убежден: любая революция и любое потрясение на культуре отражается негативно. Культура растет на плодородном слое, который наращивается годами. Годами без потрясений и волнений. Когда пушки молчат - говорят музы. Немцы на каждом концерте говорят о том, что они солидарны с Украиной и это одна из причин, почему они пригласили наш украинский коллектив.

Они  хотят показать, что стремятся и призывают к миру.

Чернигов для нас – святое! С августа по октябрь мы проводили концерты в Борисоглебском соборе. Было десять концертов: каждую субботу мы презентовали новую программу духовной музыки. Параллельно с этим мы делали и гастрольную программу. К нам в коллектив был приглашен дирижер из Киева Михаил Вандаловский на цикл «Музыка во имя мира», который мы закончили прямо перед отъездом. Почему проект имеет такое название? Музыка – это универсальный язык. Когда ты поешь, ты уже не можешь в кого-то стрелять! Я – пацифист, я  – христианин. Я против войны вообще! Я родился в Чернигове. Я люблю Украину, но понимаю, что итог один – нам все равно придется мириться, у нас нет выбора, потому что настолько сильны эти внутренние, духовные связи. И вопрос только в правителях, а они имеют свойство со временем уходить.

Пройдет время – и человеческая память способна будет забыть эту дикую пропаганду! Для меня это нездоровый подход, когда человек приходит и с гордостью говорит: «Я перессорился со всеми своими русскими родственниками!» «Господи, – подумал я, – какое достижение!» Можно только представить, насколько человек стал «богаче», особенно духовно, после такого «события»! Сейчас происходит момент ломки. Я убежден, что это нужно пережить. Давайте равняться на лучшее!

Дмитрий Степанович Бортнянский
– это фигура интеграционная и объединяющая. Он родился в Чернигове. Учился в Италии. А проявил себя – в Петербурге. Но при этом никогда не забывал об Украине!
Для личности границы есть только там, где она сама их установила. Границы придумывают только те, кто хочет управлять, если же ты внутренне свободен – жизнь их нивелирует. Я считаю, что есть музыка, которая  уже приобрела статус мировых шедевров. Она не имеет национальности. На мой взгляд, культура человека в том и проявляется, чтобы отделять семена от плевел. Мелкое – от высокого. Вот пример: конкурс им. Д. Бортнянского на безоплатной основе согласился рекламировать Борис Тараканов, он один из крупнейших менеджеров. В мире музыки это очень известная личность. У него самый большой нотный ресурс на постсоветском пространстве. Я к нему обратился, сказав что из-за человеческих глупостей порвались все контакты с Россией. Или их нужно возрождать, или же упорно делать вид, что мы друг друга не замечаем. Он – мудрый  человек, и разместил рекламный баннер на своем сайте! Я думаю, что будущее за такими людьми, с их помощью разум победит шаблоны и стереотипы.

О планах

 –  Иван Павлович, после поездки, наверное, появилась масса творческих идей? 
– Хор им. Д. Бортнянского впервые в этом году заработал и как менеджерский центр. Мы организовали программу вокальной и камерной музыки. Благодаря нашей инициативе в Чернигове были впервые исполнены все виолончельные сонаты Бетховена. Поэтому программы-минимум у нас нет! Наверное, все это зависит от моего характера: я как-то никогда не любил планы. Идея пришла. Она еще в зачаточном состоянии. Я ищу партнеров. Все дело в том, что у нас есть 35 записанных концертов Д. Бортнянского. Это абсолютно эксклюзивный материал. Никто в Украине этого еще не делал. Мы создали продукцию на высшем уровне! Уже приходят теплые отзывы со словами благодарности из Польши, Германии, Беларуси, России. Один наш польский друг написал мне: «Я не вынимаю ваши диски из машины. Когда я еду, я всегда слушаю, как вы поете.»
Безусловно, это очень приятно. Тем более – когда знаешь, что слова звучат из уст человека, который лицемерить никогда не будет. Мы хотим сделать серию клипов и сейчас ищем партнеров. Есть уже фото-фильм на «Ютубе» на наш концерт «Скажи мне, Господи, кончину мою!», он как нельзя лучше подходит под наш сложнейший год. Я вижу их как социальные ролики, способные пробуждать человечность, доброту. Жить в ненависти – это путь в никуда! Хотелось бы попутно увековечить наши прекрасные храмы с их архитектурой, интерьером. Хочется сделать это так, чтобы это было полезно всем нам.




В Баварии у нас также завязались творческие контакты. Мы спели для графини Фуггер в ее родовом замке (г. Кирххайм). Она обещала нам сделать два концерта в двух своих родовых имениях. Кроме этого, есть предложение от оркестра исполнить совместно мессу. Я думаю, мы должны интенсифицировать нашу музыкальную жизнь именно с помощью вот таких взаимных контактов. Нужно искать перспективы там, где они есть. Именно так сделал знаменитый еще с советских времен дирижер Валерий Гергиев. В лихие 90-е годы,  когда у него были голоса и не было «ни грамма» денег, он делал совместные проекты с ведущими театрами мира. Теперь мы пытаемся  воспользоваться его опытом.
Уже заключены предварительные договоренности с дирижером из Меммингена. Он согласился стать нашим главным приглашенным дирижером. Если в оркестрах это сплошь и рядом, то в хорах Украины такой практики нет. Он согласился занять эту должность. Пусть его имя пока останется интригой для черниговского слушателя.

 – А не приведет ли такое сотрудничество к ротации – и Богданов покинет Чернигов?
 –  Я никогда не отказываюсь от творческих возможностей и с огромным удовольствием  поработал бы за рубежом. Потому что это огромный  опыт, это общение с другой культурой. Хочешь учиться – готовься считаться дураком. Это глубочайшее заблуждение, что где-то сразу тебе будут кричать: «Виват, король, виват!» Там всё немного иначе сконструировано. Я думаю, что с появлением баварского дирижера в Чернигове наше сотрудничество с Европой станет  более ритмичным.
В 2011 году наш коллектив  выиграл II Международный конкурс вокальных ансамблей им. Д. Бортнянского. Он – в Киеве. Там были коллективы из Киева, Минска, Москвы… Участвовали выпускники консерватории. Свою работу на суд зрителей и жюри выставили опытные коллективы. А мы, черниговцы, приехали и взяли Гран-при. В этом году меня пригласили в международное жюри. Конкурс будет проходить с 6 по 8 декабря. Я приглашаю всех, все вокальные ансамбли, хоры Чернигова к участию! Знайте, что там будет болеющий за вас член жюри Иван Богданов! Скажу как участник: это исключительно честный конкурс. В нечестных мы Гран-при  не выигрываем!

 – Как складывается творческий путь у хора мальчиков? Прошел год со дня создания этого уникального для Украины проекта, оправдала ли себя идея?
– Нужно сказать, в реализации этой идеи мне очень помогла наш дирижер Светлана Корма.  Своим энтузиазмом и профессионализмом она буквально приковывает к себе детские сердца. Мы внесли очень много корректив. Изначально набор был в сентябре. Сейчас же у нас набор в течение всего года. Возрастные критерии всё те же – от пяти до восьми лет. Но мы относимся к этому демократично. Есть и девятилетние ребята. У нас две группы – старшая и младшая. Они опережают программы музыкальных школ по хору: спустя всего лишь год они   поют двуголосие – и это очень большое достижение. Потому что держать свой голос и слышать рядом партнера – это начало профессионализма. У них сплотился коллектив. Отсеялись те, кого привели насильно за руку. Теперь хор мальчиков – здоровый функционирующий творческий организм. Хор мальчиков имеет уже две сольные программы. Они выступают практически на всех площадках Чернигова. Должны были проявить себя на смотре Черниговской области во Дворце «Украина». Но наши реалии изменили  планы. В силу понятных обстоятельств им придется презентовать свои наработки чуть позже.
 
– Придет время, когда повзрослевшему ребенку придется уйти. Вы готовы к этому моменту?
– Этого момента не случится. Мы будем создавать басовую группу. К ней добавляются артисты хора им. Д. Бортнянского. Тогда будет трехголосье. У них будет другой репертуар.  Уже есть дети, которые сегодня говорят: «Когда я вырасту, я обязательно буду петь в хоре Бортнянского», что уже не может не радовать!

О самом себе


 –  Иван Павлович, а какой Вы дирижер, руководитель? На мой взгляд, довольно сложно совместить эти понятия, как Вам удается соединить  их воедино?
– С опытом, даже с небольшим, творческий почерк меняется, меняется и личность. Я своим артистам говорю, что они делают меня, а я – их. Я очень много нового понял о психологии взаимоотношений, о человеческом факторе: его нельзя недооценивать и нужно постоянно брать в расчет. Потому что ты руководишь творческими личностями, в которых есть радость и зависть, свет и темнота. Руководить творческим коллективом – это довольно сложно, но безумно интересно! Это такое столкновение амбиций, порой даже на самой мелкой почве. Приходится просчитывать ситуации. К каждому нужен свой подход. Но как дирижер я навязываю свою волю – иначе невозможно! Если ты не гнешь свою линию, то ты распыляешься и не получаешь результата. Мой бог в музыке – это результат! 
Если человек результативен, если он показывает высокий класс и не создает проблемы для коллектива – я буду терпеть все его качества. Даже если они напрочь противоречат моему пониманию и не симпатичны. Он – профессионал. Я с ним работаю.
Если человек прекрасен, но как профессионал – пшик, то, как ни странно, считаю, что от него нужно отказываться. И вот это самое тяжелое. Увольнять людей намного тяжелее, чем увольняться. Я это понял. Ты просто днями ходишь опущенный в воду. Последствия для души такие...

– Ввиду такого плотного графика хватает ли времени для любимой песни самому Богданову?
 – К сожалению, я уже много лет не пою. Нужно либо дирижировать, либо петь. Я показываю голосом на репетициях – вот мое пение. Любимой песни нет. Есть любимый композитор. Наверное, это ожидаемо – Дмитрий Бортнянский.

 –  Что Вас еще интересует, кроме музыки?
– Меня интересуют литература, психология, история. Это давнишние мои увлечения. Я этим увлекся еще будучи студентом консерватории. Ходил в студенческие годы в университет  им. Т. Г. Шевченко как вольнослушатель на философский факультет. Мне кажется, что психология в каком-то определенном смысле позволяет раскрыться музыкальности. Когда ты обращаешься к произведению, ты представляешь, «где у композитора болит», и почему он написал это произведение. Ведь миллионы не пишут ничего, а он написал, и именно такое, и именно этими музыкальными и поэтическими средствами. Это своеобразный ключ к раскрытию глубины, к максимально точной интерпретации произведения. Мы говорим сейчас о тонких вещах, но поверьте – это работает!

– Чего бы Вы хотели пожелать себе и черниговскому зрителю?

– Я бы пожелал не только зрителю, но и вообще человеку – не довольствоваться только тем, что он на сегодня имеет. Нужно, чтобы не хватало того, что есть! Зритель, как и творец, тоже должен быть голоден.
К сожалению, на сегодня реалии таковы, что люди в большинствe своем  довольствуются только «хлебом». А нужно, чтобы было что-то высокое, которое отрывает от жизни на уровне рефлексов. Нужна еще и пища для души. Именно духовный голод делает человека человеком.







Беседа с мэром на немецком





В Кирххайме



Знакомство с графиней



Концерт в Грёнебахе



Концерт в Грёнебахе



Концерт во Фрауенкирхе



Премьера всенощной

Елена Соловко

Теги: Иван Богданов, Елена Соловко

Добавить в:
Армения



ЦентрКомплект