Покоренный небом
Нежинец Анатолий Сидоренко не представляет своей жизни без неба. Он не летчик, его работа никак не связана с небом. Просто однажды детская мечта стала реальностью.

ПАРАПЛАН — планер с мягким двуоболочковым крылом, наполняющимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха, в результате чего создается давление, благодаря которому сохраняются форма и профиль крыла. Параплан движется под действием веса пилота и действующей силы притяжения. Именно сила притяжения, форма и профиль крыла создают для каждого параплана собственную скорость относительно воздуха. Скорость ограничивается исключительно комплексным сопротивлением, которое состоит из сопротивления крыла, стропы и опоры самого пилота, в итоге уменьшается высота полета. Чтобы лететь, параплан непрерывно теряет высоту полета (планирует). Набор высоты происходит за счет поднимающегося воздуха. Подъем воздуха образуется термическими и динамическими потоками обтекания.
Как-то в 2006 году Анатолий в Интернете совсем случайно остановился на сайте о парапланеризме. Заинтересовался. До этого он визуально был знаком с этим видом спорта. Внимание привлекло то, что для полета не нужно никаких двигателей. Лишь крыло, подвеска и удобный поток воздуха. Привлекло и то, что требований к состоянию здоровья почти никаких нет. Стал изучать всю информацию, касающуюся парапланеризма.
Параплан — это наиболее демократичное средство, чтобы подняться в небо, заверяет Анатолий. Он небольшой, весит около 15 кг, а вес в полете зависит от веса самого пилота, а также от размера крыла. Он помещается в рюкзак. Не нужно никаких трубочек, каркаса, как в дельтаплане, который очень неудобно перевозить.
Для параплана используют современные ткани, плотность которых 40-45 граммов на метр. У них хорошая пропитка, которая не пропускает воздух.
В надувное крыло через передний воздухозаборник заходит воздух, наполняет его, и таким образом крыло держит форму.
Одним словом, параплан — это сверхлегкий летательный аппарат, очень похожий на парашют, но тот предназначен для прыжков, а параплан — для полетов. Его изобрели в 70-80-х годах прошлого века во Франции. Развитие пошло от двойных парашютов, похожих на крыло, но управляемых. В основе лежит принцип надувного крыла. Никакого механизма, никакого мотора. Хотя, как говорит Анатолий, есть парапланы и с мотором, модернизированные.
— Мой первый полет состоялся возле Киева, — говорит Анатолий. — Я выяснил, что в Киеве есть школы, где можно пройти курс обучения. Вышел в Выдубичах, обуховской трассой добрался до Ходосовки. Там занимаются парапланеристы.
Перед этим долго общался с тренером. Очень переживал из-за своего веса. Тогда он достигал 115 кг. Однако меня убедили, что в этом ничего страшного нет, полечу. Прибыл я на назначенное место. Красиво. Вокруг кружат парапланеристы. Небо голубое. Романтика. Прошел инструктаж. Надели на меня всю амуницию. А мне страшно. Никогда не испытывал такого страха, как перед первым полетом. Инструктор почувствовал мое состояние. Переспросил, готов ли лететь, я сказал, что нет. Ходил я больше часа. Любовался полетами.
Опять пришел тренер. Но страх побеждал меня. Тогда он сказал фразу, от которой мне стало очень стыдно:
«Я что, даром тащил для тебя параплан на гору? Он для тебя. Ведь с таким весом у нас никого здесь нет». Я опять надел амуницию, дождался ветра, разбежался. Ветер что-то с моим крылом делал невероятное. Тянуло то вправо, то влево. Не добежав нескольких метров до края холма, почувствовал невероятную легкость, понял, что лечу. Ощущение не передать. Вот тогда я понял, почему люди с давних времен мечтали летать, как птицы. Ты летишь, а вокруг тишина. Нет иллюминатора и пропеллеров, как в самолете. Чувствуешь себя властелином воздуха. Ощущение покоя тебя окрыляет. Даже тяжело осознать, что тебя держит кусок ткани, что ты ему доверился.
Инструктор по рации говорил, что мне делать, какую стропу тянуть, чтобы повернуть параплан, развернуться. Сам физик, я на себе почувствовал законы этой науки. Когда приземлился у подножия холма, действительно перехватило дух. Приземлился я нормально, сел на мягкую точку. Кстати, там есть специальная подушка «узбек», которая не дает травмироваться.
Инструктор спросил, могу ли я передать свои ощущения. Конечно, я сказал по рации, что это классно, просто супер. Инструктор сказал, мол, поднимешься на гору и тогда скажешь. Со всем снаряжением я поднялся. Конечно, опять лететь уже не хотелось, точнее — лететь хотелось, но во второй раз тянуть на себе параплан — как-то не очень. Уже потом мне сказали, что из-за веса я летал на спаренном (тандеме) параплане один. Теперь понимаю, что мой первый летательный аппарат был неудобный, медленный. Одним словом, он был не для меня.
После первого полета Анатолий Сидоренко остался на обучение. Познавал хитрости полета на параплане, набирался опыта. На его нестандартный вес пришлось изготавливать по спецзаказу всю амуницию. Потом он случайно узнал, что продается недорого учебное крыло харьковской фирмы размером 34 кв. м. Как раз для него. Не колеблясь, купил его, затем приобрел подвеску. Это самое необходимое для полета.
Почти шесть лет Сидоренко летал на старом снаряжении.
В Нежине сейчас семеро единомышленников, любителей парапланеризма, которых объединил Анатолий. Хотя в команде есть ребята, которые еще до Анатолия знали параплан. Все они «болеют» небом. В загашниках парапланеристов есть агрегат, которому 20 лет. Анатолий уверен, что на нем летать нельзя, но в его команде есть мастер, который без него не представляет жизни.
— Командой выезжать значительно легче, — рассказывает Анатолий. — Мы уже и на Днестре побывали, и на Азовском море, и в Крыму. Постоянно летаем в Ленинском, Кролевецком районах (Сумская область). Там очень удобные холмы. И недалеко.
Нежинские парапланеристы называют себя «свободниками» — потому что они летают без двигателя. По словам Анатолия, в Чернигове у них есть коллеги, но они летают с двигателем.
Главным отличием парапланеристов является то, что они ищут потоки воздуха, которые разделяются на динамические и термические. Динамические — когда ветер дует под гору, воздух эту гору обходит. Образуются струи воздуха, направленные вверх. Тогда парапланерист их подхватывает и летит. В основном ими пользуются начинающие. Можно полетать, приземлиться и опять подняться в воздух. Термические — это нагретый воздух над землей. Он движется, находит какую-то преграду и поднимается к облакам. Охота на эти потоки, говорят «свободники», намного интереснее охоты на зверя.
В арсенале Анатолия уже есть современное оборудование, которое позволяет определять термальные потоки воздуха.
— Прибор начинает пищать, и я узнаю, что поймал поток, ведь его не видно. Если поднялся выше 200 метров, трудно определить, летишь ты или нет. С помощью прибора движение определить намного легче, — говорит Анатолий. — Пока прибор пищит, ты вертишься на месте и набираешь высоту, а затем планируешь до следующего потока. У нас есть GPS-навигаторы, которые записывают маршрут. Для нас это очень важно. Ведь каждый парапланерист мечтает пролететь маршрут. Это точка всплеска, набор высоты и приземление как можно дальше. Но сложность в том, чтобы найти термические потоки. В прошлом году харьковчанин Михаил Горянский установил рекорд Европы — он пролетел 425 км из Сум до Азовского моря.
У Анатолия рекорда пока нет. Самый длинный его маршрут — 25 километров.
Парапланеризм — экстремальный вид спорта, но он по сравнению с другими безопасный. Главная опасность — встреча с землей. Крыло надувное, и даже если оно сложится, то его можно повернуть так, что оно расправится, говорит Анатолий. Но опасность подстерегает тех, кто учится летать сам, без опытного инструктора и качественного оборудования.
В настоящее время Анатолий уже сам инструктор. Учит других. Однако, как он отмечает, парапланеризм — спорт не из дешевых. Новое оборудование украинского производителя можно приобрести за 2 тысячи евро, а начинающие могут купить нормальное крыло за 500 евро. Все стоит дорого: шлем, обувь, навигационные приборы. Но небо покоряет. Стоит лишь раз самому подняться в небо, почувствовать себя птицей — и небо тебя навсегда пленит, уверен Анатолий Сидоренко. Можно покорить небо, а можно быть покоренным небом.


Валерий Кичко, "Гарт" №23 (2672) от 5 июня 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Анатолий Сидоренко, небо, Валерий Кичко, "Гарт"




