Воинственные женщины

Воинственные женщины
В годы Великой Отечественной женщины на равных с мужчинами разделили все испытания войны. Своим непосильным трудом внесли огромный вклад в разгром немецко-фашистской армии. В тылу они заменили ушедших на фронт мужей, отцов, братьев и сыновей. Встали к станкам, прокатным станам и доменным печам; спустились в забой добывать коксующий уголь и руду; сели за руль трактора, автомашины, комбайна и сенокосилки в совхозах и колхозах. В стационарных и подвижных железнодорожных военных госпиталях лечили тяжелораненых солдат и офицеров. Добровольцами ушедшие воевать на фронт, воинственные женщины-амазонки XX века служили зенитчицами в артиллерийских дивизионах и полках, мужественно сражались с немецко-фашистскими воздушными стервятниками, защищали мирных жителей в городах и воинов на передовой от бомбовых авиационных ударов врага.

«Ночные ведьмы»

Пример тому - подвиг снайпера лейтенанта Людмилы Павлюченко. В начальный, тяжелейший период войны (1941 год) Герой Советского Союза лейтенант Людмила Павлюченко из первоклассной снайперской винтовки конструктора Токарева в кровопролитных боях и поединках с немецкими снайперами под Одессой и Севастополем уничтожила 309 фашистов. Всю войну женщины-летчицы на двухмоторных бомбардировщиках авиаконструктора Поликарпова наводили животный страх на гитлеровцев ночной бомбовой атакой. Особенно дерзко, смело и решительно действовали «Ночные ведьмы» (так их называли немецкие солдаты) - летчицы полка Валентины Гризодубовой. В 1938 году за беспересадочный перелет Москва - Дальний Восток с Полиной Осипенко и Мариной Расковой Гризодубова получила высокое звание Героя Советского Союза. Ее летчицы выработали своеобразную тактику ночных рейдов по тылам противника с целью уничтожения скрытых воинских резервов и частей, бронетехники и аэродромов врага. При подлете к объекту атаки летчицы набирали наибольшую высоту и выключали авиадвигатели - бесшумно заходили на объект атаки. Прицельно сбросив бомбовый груз, на бреющем полете низкой высоты неуязвимые уходили на аэродромы.

Офицеры

На фронте у меня произошла случайная встреча с двумя удивительными женщинами-офицерами, красивыми и смелыми барышнями. Зимой, в самые вьюжные дни февраля 1944 года, я сильно простыл в окопах, тяжело заболел, высокая температура держалась неделю. Ослаб, часто с надрывом кашлял, горло распухло. Меня срочно направили на лечение в тыл - в медсанбат. Подлечили. В начале холодного, сырого и слякотного марта, физически ослабшего выписали в свою часть, расположенную на переднем крае, в 30 км к западу, для дальнейшего прохождения службы.
Вышел на дорогу, где нескончаемым потоком к фронту двигались грузовые автомобили. Прикинул: по разбитой грунтовой дороге и занесенной снегом обочине мне пешком и за неделю в часть не добраться. Решил подъехать на попутных. Но все мои попытки остановить транспорт не увенчались успехом. Военные шоферы на мои сигналы подвезти не обращали никакого внимания. В чистом поле под пронизывающим холодным ветром я продрог, меня колотило от озноба. Шинель с чужого плеча до пят и выданное в медсанбате летнее обмундирование совершенно не грели. Отчаявшись, решил вернуться обратно в санчасть, и тут, на мое счастье, подошли две красивые девушки -капитан и старший лейтенант. На их женских фигурах военная форма была подогнана и сидела изумительно красиво. Старший лейтенант внимательно осмотрела меня и с нескрываемой иронией в голосе спросила:
-Давно голосуете? - затем, не дожидаясь ответа: - Замерз, сержант?
Дрожа всем телом, скороговоркой ответил:
- Давно и долго! Не замерз, а окоченел! Военные шоферы не хотят меня подвезти!
- Из медсанбата? - повернувшись ко мне лицом, с сочувствием спросила капитан.
-Да.
- То-то вид у вас не бравый, да и лицо болезненно-зеленое? Куда путь держите?
- В свою часть, хозяйство Попова, - ответил я.
- И мы туда направляемся, - с нескрываемым удивлением ответила брюнетка.
Наш разговор прервала старший лейтенант:
- Вера! Смотрите, из-за поворота показалась машина и, кажется, идет порожняком. Остановить?
- Останови, Людочка!

Старший лейтенант достала из кобуры пистолет, загнала патрон в патронник и спрятала его в карман. Вышла на середину дороги, подняла левую руку. Шофер сделал вид, что не понял, увеличил скорость и стал быстро приближаться. Девушка резким движением выхватила пистолет и направила в голову пожилого солдата. От неожиданности шофер резко нажал на тормоз. Машина остановилась, солдат, как ошпаренный кипятком, с гневным выражением лица выскочил из кабины. Но увидев молодую красивую женщину-офицера, сменил гнев на милость и хриплым, простуженным и прокуренным низким голосом сказал:
- Нам запрещено останавливать машины и сажать пассажиров!
- Я знаю, - ответила старший лейтенант. - Но мы не чужие, мы свои, - и обратилась к подруге: - Вера, садись в кабину, а я с сержантом в кузов.

Подошла вплотную к автомашине, положила левую руку на борт и как птица взлетела в кузов. Я с окоченевшими руками и негнущимися ногами не смог вскарабкаться в машину. Офицер, видя мои безрезультатные потуги, иронически сморщила носик, подала мне руку и рывком забросила мое тощее, ослабевшее солдатское бренное тело в кузов. Строго приказала:
- Крепко держись за борт, иначе на ухабах вылетишь из кузова!
Прибыв на место, капитан участливо спросила:
- Жив, сержант? Окончательно не заледенел?
- Жив, товарищ капитан! От такой тряски и бросания от одного борта к другому я мигом нагрелся и выздоровел!
- Вот и прекрасно! Вам в свой батальон надо идти вон по той тропиночке. Ну а нам нужно в штаб. До скорой встречи, сержант!
Я долго стоял не шевелясь, провожая их взглядом. Мне почему-то стало грустно и одиноко. Мы расстались, я думал, навсегда. В родной воинской части меня встретили как родного брата, переодели, сытно накормили, окружили заботой и вниманием.
Вошел в ритм боевой армейской жизни.


Экипаж самолета "Родина": Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко перед рекордным перелетом, 24 сентября 1938 года

Вторая встреча

Как-то вечером теплого июньского дня командир роты мне сообщил:
- Завтра к 9 утра вы должны быть в штабе полка. Вас, как активного комсомольца, включили в состав полковой комсомольской делегации на комсомольское собрание актива дивизии, которое должно проходить в небольшом населенном пункте в тылу, километров за 30, приведите себя в порядок.
В 10 утра мы были на месте. Помещение сельского клуба было вычищено, вымыто. Некрашеные полы надраены до желтизны. Пахло хвойным лесом. Молодые воины-делегаты были жизнерадостны, на их груди блестели правительственные награды. Все мы в указанное время чинно расселись на длинные не струганные скамейки. На ярко освещенную сцену к столу президиума вышли генерал (командир дивизии) с начальником политотдела, а рядом с ними в наглаженных гимнастерках, синих юбочках и хромовых сапожках стояли две женщины-офицеры -майор и капитан. Я их сразу узнал. Но не только меня, многих молодых делегатов поразило наличие на их гимнастерках множества орденов и медалей. Ярко сияли звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина. Восхищенный увиденным, я шепотом обратился к рядом сидящему старшему офицеру штаба дивизии:
- Скажите, пожалуйста, кто эти красивые барышни? Сосед улыбнулся и с большим уважением произнес:
- Это не барышни, а знаменитые разведчицы, товарищ майор - начальник разведки дивизии Вера Ермакова и капитан - командир разведки полка Людмила Радич, - сделал паузу и тихим голосом сказал: - Они заслуженные мастера спорта страны. До войны были известными спортсменками-чемпионками по многоборью!
Тихо засмеялся и продолжил:
- Сержант, вы, кажется, в них влюбились?
Я не ответил. Посмотрел на свою тощую грудь, где висела всего-навсего одна медаль «За боевые заслуги», в шутку названная «За боевые армейские натуги», и на героев женщин-красавиц, и мне стало стыдно и обидно за себя. Я понял и сделал для себя вывод. Воевать надо лучше, смелее и напористее, проявлять смекалку, инициативу, первым врываться в стан противника. Смелого пули боятся, смелого штык не берет. И тогда и на моей груди ярким светом засияют ордена и медали, как у этих красивых смелых барышень.

Женщины-амазонки и на Черниговщине

В Чернигове проживают скромные труженицы и в то же время героические женщины, участвовавшие в боях с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Среди них - медицинские работники, радистки, телефонистки. Они награждены высокими правительственными наградами. Майор медицинской службы запаса - военфельдшер Екатерина Яковлевна Таранущен-ко, младший лейтенант медицинской службы запаса военфельдшер Инна Николаевна Руденко, ефрейтор-радистка артиллерийской бригады Вера Валентиновна Рыбакова и другие.

Константин Каземиров, еженедельник «Деснянская неделя» №25 (168)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: война, немцы, фашисты, воинственные женщины, «Деснянская неделя», Константин Каземиров

Додати в: