Александр Коваль: "Я даже не представляю себя на каком-то другом месте!"
Александр Коваль
— Александр Николаевич, откуда у Вас тяга к музыке? Возможно, это наследственное?
— Мои родители музыкой не занимались. Но мама — Евдокия Николаевна — вместе со своими сестрами очень любила петь. Я это помню с того времени, как мы переехали в новую,квартиру в центре Чернигова (мне тогда было 7 лет). А помню потому, что на каждый праздник к нам приходила вся родня, а праздники раньше встречали несколько иначе, чем сейчас, — тогда за столом обязательно пели.
— Неужели никто из родственников не играл на каком-то музыкальном инструменте?
— Отец, Николай Романович, рассказывал, что мой дед, которого я не застал, играл на духовых музыкальных инструментах. И вроде возглавлял духовой оркестр железнодорожного вокзала.
— Выходит, что наследственность все же дала о себе знать.
— Скорее всего, да. Возможно, на меня таюке повлияло окружение. Когда я был совсем маленьким (мы тогда жили недалеко от железной дороги), нашими соседями были такие известные музыканты, как Ангелина Стрига (сейчас - преподаватель в Черниговском музыкальном училище им. Ревуцкого), ее муж Михаил Стрига (он баянист), Александр Лют и Виталии Фадеев (бывшие преподаватели музыкального училища, сейчас их уже нет среди живых) и Алла Лофицкая (раньше была директором Дома творчества, а затем стала заместителем Начальника Областного управления культуры). Так что, возможно, их музыкальные флюиды повлияли и на меня.
— Вы сами хотели заниматься музыкой или родители этого захотели?
— Вообще, учить детей музыкальному искусству — это идея матери. Она смогла, невзирая на категорические протесты обеих моих бабушек, уговорить отца приобрести пианино. Тогда этот музыкальный инструмент для нас был большой роскошью. Во-первых, он стоил очень дорого, а денег не хватало даже на еду. А во-вторых, несмотря на то что пианино изготовляли на Черниговской фабрике музыкальных инструментов, продавали их только в центральном универмаге в Киеве. В то время найти грузовую машину, чтобы съездить в столицу за пианино, было почти невозможно. Но родители, воспользовавшись своими знакомствами, решили проблему рационально: остановили машину, которая уже выехала за ворота фабрики и собиралась на Киев, и один инструмент перегрузили на предварительно подготовленную другую машину. И пианино привезли к нам домой.
— Когда Вы сели за инструмент?
— В 1962 году (мне тогда было 9) я был зачислен в Черниговскую музыкальную школу №1. Училсяна фортепианном отделении у молодой преподавательницы Тамары Богдановой (сейчас она Ребузова). Если честно, мне было очень непросто готовиться к занятиям в музыкальной школе, когда в нашем дворе круглый год соседские мальчишки играли в теннис, футбол, волейбол, казаков-разбойников. Через несколько лет улица все же . победила мою любовь к музыке, и я начал «сачковать». И только благодаря педагогическому таланту Тамары Александровны я не забросил музыкальную школу окончательно.
— И как сложился Ваш «музыкальный путь»?
— С 1970 до 1974 года я учился в нашем музыкальном училище на фортепианном отделении. Хочу отметить, что успешному окончанию училища в значительной степени поспособствовала учеба в классе выдающегося музыканта — Ирины Климовой. По окончании училища один год я проработал по направлению в Репкинской детской музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером. А в 1975 году был переведен в Областное управление культуры старшим инспектором по учебным заведениям. Там был очень напряженный режим работы, и из-за этого я не мог нормально подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. К тому же я тогда совмещал административную работу с преподавательской (по выходным работал в музыкальной школе №1). Через шесть лет решил полностью заняться преподавательской деятельностью, но руководство управления культуры было против моего перевода и запретило директорам музыкальных школ брать меня на работу.
— И как Вы вышли из такого положения?
— Тогдашний директор музыкальной школы №2 Михаил Погловец, пользуясь поддержкой руководства обкома партии, в 1982 году принял меня к себе на работу. А в 1983 году я наконец поступил в Сумской педагогический институт на музыкальный факультет.
— В музыкальной школе №2 Вы работаете уже более 30 лет. Много должностей пришлось занимать за это время?
— Да, здесь я работал преподавателем по классу фортепиано, концертмейстером ансамбля скрипачей, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, избирался председателем профсоюзного комитета, а с сентября 2008 года стал директором школы.
— Быть директором — это очень ответственно. Нелегко приходится?
— Работы очень много, но я чувствую, что это действительно мое. Даже не представляю себя на каком-то другом месте. Я горжусь тем,что за время моего руководства сделано немало в плане улучшения условий учебы: достроен концертный зал на 140 мест, сделан капитальный ремонт помещения учебного заведения, созданы современные санитарно-гигиенические условия для работников и учеников (еще 4 года назад в помещении школы не было ни одного туалета), приобретено немало музыкальных инструментов, звукоусиливающей аппаратуры, компьютеров. Сегодня школа имеет надлежащий эстетичный вид. Конечно, это не только моя заслуга, но я всегда очень переживаю за родную школу.
— Я знаю, что некоторые выпускники вашей школы стали известными музыкантами. Расскажите немного о них.
— Вообще, за 43 года существования школы ее закончили свыше 1700 воспитанников, почти каждый пятый из которых продолжил свою творческую деятельность. Наши выпускники работают не только на музыкальной ниве Украины, но и за рубежом: в России, Германии, Израиле, США и в других странах. Школа всегда будет гордиться такими выпускниками, как Елена Марценковская, Алексей Рогоза, Игорь Саенко, Александр Гречанько, Людмила Ермоленко, Лариса Падий, Олег Бойко и многи ми другими. Кстати, каждый пятый преподаватель школы в свое время сам закончил ее.
Александр Николаевич повел меня по коридорам и кабинетам школы, все показал, сказал, что планируется возведение третьего этажа, потому что классов катастрофически не хватает и дети занимаются даже в директорском кабинете. Еще раз поздравляя Александра Николаевича с 60-летием, я пожелала ему осуществления и этого его замысла.
Александра Денисенко, еженедельник "ГАРТ" №9 (2606) от 28.02.13
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




