Без света даже в конце тонеля...

На снимке: Евгений и Павел с мамой
Окружающая среда — только на ощупь и слух, перед глазами — беспросветная тьма. Этот особенный мир сопровождает братьев Пуховцев из села Жовтневое Прилукского района с первых дней их жизни. Они оба — незрячие. Старший, 28-летний Евгений, совсем не видит, но, несмотря на это, хорошо ориентируется в пространстве, стараясь поддерживать младшего на три года Павла, который хоть и реагирует на свет, но болен еще и ДЦП.

Родители инвалидов — Валентина и Николай Пуховцы — безработные, перебиваются временными заработками («Пока был колхоз, и нам было легче жить...»). Основной источник дохода семьи — пенсии Евгения и Павла. Небольшой дом Пу-ховцев — без воды, газа и хотя бы примитивного ремонта: пожелтевшие обои, на подоконнике и межкомнатных дверях облупилась краска. Старенькая мебель. По словам хозяев, еду они готовят на электроплите и мечтают хотя бы о «беушном» холодильнике.

- Женя у нас образованный, — рассказывает о старшем сыне Валентина Петровна. — Знает шрифт Брайля, поэтому читает, пальцами. Мне во всем помогает. Если меня нет дома, то Женя присмотрит за Павликом. Потому что Павлуше тяжело ходить, у него не слушаются и руки. Не может самостоятельно есть. Приходится кормить его как маленького ребенка - из ложечки.

Валентина Петровна вспоминает, что они с мужем узнали о проблемах с глазами у Жени, когда ему исполнилось пять месяцев. Было это во время планового медосмотра детей Жовтневого. Потом были Прилукская районная и Черниговская областная больницы: специалисты почти в унисон диагностировали у мальчика глаукому. Этот диагноз подтвердили и в столичном институте микрохирургии глаза. Единственным шансом для маленького Жени была операция. Однако она дала негативный результат, так как была проведена с опозданием: кроме слепоты, у Жени развился астигматизм (косоглазие).

- Помню, один врач, осмотрев моего Женю, предположил: кто-то из его родителей имел дело с ядохимикатами. А мой муж до рождения сына действительно обрабатывал ими садовые кусты, деревья и овощи, которые выращивались в колхозе соседнего села, — говорит Валентина.

За годы пребывания в специализированной столичной школе для незрячих Евгений Пуховец научился читать с помощью шрифта Брайля и прошел курс социально-бытовой реабилитации. Теперь знания и умения, приобретенные в упомянутом заведении, помогают ему полноценно жить. А значит, и выполнять нехитрую сельскую работу — ухаживать за живностью (Пуховцы держат вьетнамского поросенка, козу и гусей}, косить, полоть и тому подобное.

Евгений пробовал работать в Пирятине на одном из предприятий, предназначенных для трудоустройства инвалидов. Но с работой у него не сложилось.

— Там нет условий для проживания таких, как я. Когда меня приняли на работу, на предприятии как раз закрыли столовую. Приходилось готовить самому, на ощупь. На электроплите. В рабочих цехах не было отопления. Чтобы не мерзли руки, надевал рукавицы. Но они мешали чувствовать предметы пальцами. Да и заработки были мизерные, — объясняет причину своего возвращения из Пирятина в родное село Евгений. — Я могу самостоятельно занести в дом ведро с водой, на огороде умею различать, где растут овощи, а где — сорняк. Иногда за двором пасу гусей. Своих и соседских распознаю по гоготанью. Если нужно, могу разогреть еду себе и брату.

Его жизнь лишена разнообразия. В основном из-за того, что все друзья живут за пределами Жовтневого (сними Евге»м общается только по телефону). Да и жизнь в глубинке дает о себе знать. Приходится сидеть дома, читать пальцами позапрошлогоднюю специальную периодику. написанную шрифтом Брайля, слушать музыку по радио или... передачи по телевизору.

— Мама подарила мне на день рождения попугая. Такя с ним постоянно разговариваю, хочу, чтобы он научился произносить хотя бы некоторые слова. Ухаживаю за попугайчиком, — улыбается Евгений.

Пока мы говорим с Валентиной и Евгением в гостиной, из соседней комнаты доносятся обрывки каких-то неразборчивых фраз.

— Это наш Павлик голос подает. Он - особенный, часто сам с собой разговаривает, сказки себе рассказывает, — объясняет Валентина и идет помочь своему младшему сыну слезть с печи.

Павел едва переставляет ноги. Видно, что юноша не может обойтись без посторонней помощи. Родительской. Братской.

Кажется, что всю семью Пуховцев судьба испытывает ежедневно, будто проверяя их на прочность. Но, похоже, она не способна сломить ни ослепших братьев, ни их многострадальных родителей, которые не предали своих сыновей и несут тяжкий крест их болезни.

с. Жовтневое Прилукского р-на.

 Ольга Иванченко, еженедельник "ГАРТ" №7 (2604) от 14.02.13

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: братья Пуховцевы, Ольга Иванченко, еженедельник "ГАРТ"

Додати в: