Черниговским таксистам приходится возить пьяных, хамовитых милиционеров и даже преступников
Черниговским таксистам приходится возить пьяных, хамовитых милиционеров и даже преступников
Черниговские таксисты Игорь и Александр согласились рассказать журналисту интернет портала gorod.cn.ua о всех трудностях своей работы и причинах, которые заставили их сесть за баранку.
Игорь, 23 года. Закончил ЧГТУ по специальности «Финансы и кредит». Женат, воспитывает сына Назара.
Александр, 25 лет. Согласился дать это интервью только с тем условием, что его фото и фото его автомобиля не будет размещено в статье. Саша закончил ЧГИПСТиТ, нынешний ЧГТУ, юрист по образованию. Стаж работы – 2 года, холост. Ездит на личном автомобиле марки «ВАЗ».
Расскажи в двух словах о себе и о том, как начал работать таксистом.
Игорь: Таксистом работаю три года. Я больше двух лет таксовал на арендованном автомобиле, но недавно купил собственное авто – Daewoo Lanos.
Подрабатывать я начал еще на 1 курсе во время учебы в университете. Работал мерчендайзером. На 3-м курсе остался без работы, попал под сокращение. Так как я учился на дневной форме обучения, нужна была такая работа, которую я мог бы совмещать с учебой. На тот момент работа таксистом была оптимальным вариантом. И я пошел работать в «Эконом-такси». Позже перешел в «Армаду».
Александр: Таксистом стал работать по причине низкой зарплаты на основной работе. Нехватка денег – вот основной мотив. От хорошей жизни таксовать не идут. А что делать? Я молодой человек с высшим образованием, который хочет чего-то добиться в жизни. Но без опыта работы на работу никто брать не хочет. А если и берут так на минимальную зарплату в 1000 гривен. А жить и кушать хочется. Вот и приходится подрабатывать.
Работаю на себя. Официально не оформлен. Если оформляться можно больше потратиться чем заработать. Много требований к машине выдвигается. Нужно ставить таксометры и кучу других прибамбасов, с которыми никто не хочет морочиться. Да и такси – это не основная моя работа, посвящаю ей несколько часов в день. Выезжаю по вечерам, чтобы заработать какой-то полтинник или сотню к основной зарплате.
Какой график работы в компании «Армада»? Тяжело ли было устроиться, по специальности пробовал найти место?
Игорь: Пару месяцев по специальности отсидел в банке. Платили 1200 гривен, после вычета налогов на руках оставалось – 980. А у меня семья, на эти деньги ее не обеспечишь. Поэтому пришлось уйти, снова вернулся в такси.
Устроиться на работу было не сложно, так как я уже имел опыт работы. Плюс высшее образование. Хоть оно и не играет особой роли, но, при равном опыте и умениях, все же в какой-то мере дает преимущество перед теми, у кого его нет. Хочу отметить, что возят пассажиров в Чернигове и аспиранты и ученые. Жизнь такая…
Что касается графика, то работаю 3 через 1. В три смены по 9 часов. С 7 до 16, с 16 до 00:00 и ночная. Часто приходится быть за рулем по 12 часов. После обязательной смены еще дорабатываю.
Александр, а у тебя какой график работы?
Александр: В 6:30 подъем! В 8:00 на работу. В 17:00 приезжаю с работы, кушаю и примерно в 18:00 выезжаю таксовать. Либо же, если не голоден, сразу еду после работы выезжаю на дорогу. С 17 до 19 люди едут домой с работы. Поэтому можно немного на этом «поднять». С 20.00 до 23.00 – «мертвое» время. А вот после одинадцати-часу ночи люди возвращаются с ресторанов, клубов. В это время также можно подработать.
Тех у кого есть свое авто берут более охотно?
Игорь: Можно сказать, что да. Когда человек приходит работать без личного автомобиля, то к нему выдвигают больше требований. К примеру, нужна страховка и многое другое. Ну и ответственности у него больше.
Компания оплачивает тебе ремонты, бензин, амортизацию и т.д.? Сколько нужно сдать денег за рабочую смену?
Подобных затрат мне не компенсируют. Принцип работы таков: я вношу ежемесячную плату компании за «радиостанцию». За эту плату диспетчер по рации оповещает меня о заказах такси. Заказ принимается таксистом, который ближе всего к месту вызова. Но это в случае если нет очереди. Потому что в одном районе может быть несколько таксистов. Принимает заказ тот, кто первый в очереди.
Я могу работать и не по заказу. Если на улице подойдет клиент, беру его. Но это только в том случае если мало заказов по рации.
Денег никто никуда не сдает. Есть только фиксированная ежемесячная плата. Все, что зарабатываю сверх этого – оставляю себе.
Ездишь на бензине или на газу?
Игорь: Езжу на газу. Он почти в два раза дешевле. Покупка оборудования, его установка и документальное оформление обошлось мне примерно в 4500-5000 гривен.
Александр: Сначала ездил на бензине, потом поставил оборудование и стал ездить на газу. Установка обошлась в 6000 гривен, еще 1500 отдал за оформление. Ставил самую дорогую и, соответственно, экономную.
Какая на сегодняшний день стоимость поездки по городу? К примеру, сколько стоит доехать от Красной площади до Технологического университета?
Игорь: Я беру 10 гривен до двух километров. Каждый следующий километр – 2 гривны. От площади до политеха примерно 15-18 гривен.
Александр: Стоимость у каждого своя. У фирмы будет примерно 18-20 гривен. А если «от бордюра», то все 25-30 гривен. За простой – первые 5 минут бесплатно, а потом 50 копеек минута.
Бывает ли такое, что с людей, которые тебе понравились, ты брал меньшую сумму? И наоборот?
Игорь: Да, конечно. Порой людям, которые понравились, могу сбросить несколько гривен. А тем, кто вел себя некультурно, шумно и буйно могу накинуть к стандартной цене. Есть такие клиенты, которые изъявляют желание покурить в машине либо послушать музыку громче. Притом все просьбы в приказном: «Я буду курить!», «Сделай музыку громче!» и т.д. Вот таким за свое хамство приходится всегда платить больше.
Что в понимании таксиста «хороший заказ»? И часто ли такие попадаются?
Игорь: Хороший заказ это когда люди много катаются. Когда по дороге заезжают в магазин или куда-либо еще и просят подождать. Мое ожидание также оплачивается – по тарифу 50 копеек минута. Чем больше люди ездят, тем больше я зарабатываю. Хуже всего, когда машина простаивает без клиентов.
Александр: Хороший заказ это, в первую очередь, адекватные пассажиры. Удача, когда дают чаевые. Если долго катаются по городу, заезжают по делам в разные места.
Есть ли у тебя постоянные клиенты? Приходилось ли подвозить известных в городе людей?
Игорь: Постоянных клиентов нет. Разве что друзья иногда звонят и просят, чтобы подвез. Но друзья всегда просят дешевле, а с некоторых так и вообще деньги неудобно брать. К сожалению, такие проезды выводят меня в минуса. Но что поделаешь друзья – есть друзья, сегодня я его выручил, завтра он меня.
А на счет известных людей, пока в лицо, из тех, кто светится по телевизору и в прессе пока не узнавал. Да и особенно времени нет рассматривать пассажиров.
Александр: Есть такие. Некоторые готовы были ждать 1,5 часа только ради того чтобы поехать со мной. Если и подвозил известных, то мне они были неизвестны! (смеется)
Бывали ли случаи, когда отказывался везти пассажира? Если да, то по каким причинам?
Игорь: Конечно. Если человек ведет себя неадекватно, к примеру, из-за того, что выпил или употребил еще чего пожестче – не принимаю такой заказ.
Однажды была ситуация, когда я подъехал на вызов. По приезду клиенты начали бросаться на машину и прыгать на капот. Я сразу же уехал и передал по рации, что заказ выполнять не буду.
Часто бывает такое, что, как говорится, в машину уже «дрова» заносят. Человек настолько пьяный, что и говорить толком не может. Так таких тоже отказываюсь везти, хотя раньше, когда опыта не было, брал подобных пассажиров. Такие часто отказываются платить. Теперь за таких прошу платить наперед. Так как с такого клиента деньги потребовать почти нереально. Я же по карманам не буду у него лазить.
Был случай, когда пьяные пассажиры ногой машину ударили, потому что я отказался их везти. Перед этим по дороге они начали меня оскорблять и угрожать. На мое замечание вести себя по-человечески, я услышал: «Ты вообще рот закрой, твое дело баранку крутить!» и прочую нецензурную брань. Так я доехал до ул. Шевченко, 26. Думаю, там хотя бы милиция будет, высажу их.
В общем, доехал, остановился и говорю: «Все, ребята, машина дальше не едет». В ответ посыпались удары кулаков с заднего сиденья. Я быстро вынул ключи из зажигания, выскочил из машины, они за мной. А их три взрослых мужика, поэтому в драку не стал ввязываться. В итоге после непродолжительной перепалки, я улучил момент, сел в машину и газанул, при этом один из них успел сделать мне приличную вмятину.
Александр: Бывали, притом неоднократно. Помню, вез двух мужиков, а им вот просто все не нравилось. То им машина сильно гудит, то им мешает что-то, то музыка не та и т.д. В общем, они мне всю дорогу выказывали недовольство. Не выдержал, остановился и попросил их выйти. Те начали «включать заднюю» и говорить что-то типа: «Да ладно тебе, успокойся, поехали уже, ты чего…» Но я принципиально дальше никого не повез.
Был еще один случай, когда СБУшника пьяного с компанией вез. Сели возле «Океании» 4 человека в машину и попросили подождать, мол, сейчас еще пятый подойдет. По закону не разрешено пятерых перевозить, но они меня уговорили, аргументируя тем, что им тут не далеко. Предупредил их, что лишний человек – это +10 гривен. Те в свою очередь отметили, что в машину сядет не совсем адекватный человек. Так как к неадекватам привык, сперва не удивился.
Моего терпения хватило ровно до конца площади. Притом, что ехали мы от «Океании». Мужчина орал на всю машину, колотил коленями об водительское сиденье, хотя по виду он не казался таким уж нетрезвым... Останавливаюсь, прошу всех выйти из машины. Начинаю уже отъзжать, когда этот буйный ударяет ногой по задней двери автомобиля.
Я и так был на взводе после этих криков и стуков в салоне, но после того, как он испортил машину, у меня что называется «планку сорвало». Решил проучить его. В это время издалека раздался голос: «Быстро прекратите драку!». Это шел наряд ППС. Там их много было, человек 5-6. Я сразу остановился. Милиционеры принялись выяснять, что случилось. И тут «буйный» почуствовав запах «жареного» извлекает из кармана удостоверение сотрудника СБУ и начинает тыкать им в лицо товарищам из ППС. С формулировкой типа: «Вы все здесь никто и не представляете, что вам будет!». Начал всем угрожать.
В итоге все поехали в отделение милиции. Там меня лично старший смены из наряда ППС попросил написать заявление на этого СБУшника. В милиции, к счастью, понимали, что я ни в чем не виноват. Ведь неужели стал бы один таксист начинать драку с компанией из пяти мужиков? Да и машина была не совсем чистая – были видны следы удара от ноги.
В общем, начал писать заявление. Но не прошло и 10 минут, как в кабинет оперуполномоченного сотрудника, где я находился, зашли два человека в гражданском. Попросили опера выйти.
Оказалось, что это два очень высоких начальника СБУ в черниговской области. Попросили меня отозвать заявление. Заверил, что сотрудник будет уволен и так. Даже номера телефонов свои давали, чтобы я смог позвонить и проконтролировать ситуацию. И все это было в два часа ночи…
Были случаи, когда целенаправленно обманывали и отказывались платить за проезд?
Игорь: Так, что б в наглую кидали, такого – не было. Потому что все понимают, что за рулем парень сидит трезвый и адекватный. Можно за такой отказ и в «бубен» получить. Да и в случае чего помощь по рации можно вызвать.
Хотя бывали случаи, что называется – «классика жанра». Привозишь такого на указанное, он говорит: «Сейчас домой зайду и деньги вынесу», после чего никто не выходит.
Недавно двух парней подвозил. Разговорилсь по дороге, они в доверие ко мне вошли. Съездили с ними в магазин, потом они попросили заехать домой за деньгами, чтобы после отправиться к своим девчонкам. Когда подъехали к их подъезду – пообещали вынести оплату. Я 20 минут их прождал, но судя по всему, к девчонкам они на другом такси поехали. Там в доме просто сквозной подъезд был, можно было с другой стороны выйти. Вот они, наверное, и решили сэкономить.
Александр: Это у всех бывает. Как правило, так поступают малолетние пацаны. «Отмазки» разные: «Сейчас зайду в магазин сигарет куплю и поедем дальше», «Денег с собой нет, сейчас из дома вынесу» и т.д.
Часто ли приходится возить нетрезвых?
Игорь: Да, часто. Особенно ночью или поздним вечером. В это время почти все выпивши и ездят. Были кадры, которых тошнило в машине. Пришлось потом за химчистку платить.
Часто ручки внутренние пластиковые ломают. Когда выходят из машины дергают их так, что в руках остаются.
Александр: В выходные клиенты в основном под «шафе». Салон портили. Сиденья прожигали пеплом от сигареты. Я курить в машине не часто разрешаю, но многим мое разрешение до лампочки. Отвечают: «Мне пофиг, твое дело рулить». Не буду ж я его бить за это.
Может вспомнишь что-то эстремальное?
Игорь: Было дело… «Подобрал» двух пассажиров, опять-таки, пьяных. Ехали по объездной дороге. Один сел на переднее сиденье, а второй, более пьяный, сел сзади за ним. Так вот пока ехали, пассажир на заднем сидении пересел так, что оказался у меня за спиной. В один момент он резко набросил руки мне на шею и начал душить. Я по тормозам. Пару раз его по рукам ударил, он меня опустил. Я крикнул в рацию о помощи, а затем быстро вышел из машины. И они следом. Пригрозил, что подъедет помощь и им придется ответить за свои действия. Они это поняли и быстро убежали.
Александр: Да, был один очень экстремальный случай. Поездил как-то с людьми с 9 вечера до 7 утра. Они сели в салон и приставили мне пистолет к виску. Сказали: «Снимай «шашечку», сейчас кататься с тобой будем». Командовали мне куда ехать. Останавливалсь в разных точках города и воровали у людей кошельки, сумки и т.д. Точнее воровал только один. Другой сидел на заднем сиденье с пистолетом и сторожил меня.
На Центральном рынке один из пассажиров вышел и через минут 15 подошел с каким-то мужиком. Этот мужик дал еще один пистолет пассажиру, сидевшему за мной. Как я понял из разговоров, оружие было травматическим. «Мои» пассажиры якобы хотели его купить. Договорились так, что один отъезжает пистолет проверить. И если все в порядке, то они его купят. А второй пассажир остался с продавцом.
В общем, мы отъехали, сделали круг и остановились. Через минут 5 подбежал его подельник, впрыгнул в машину и сказал, чтобы я быстро ехал. Как я понял, они своровали этот пистолет. Теперь у каждого из них было оружие.
Проездил с ними так до 7 утра. Хорошо хоть жив остался... В милицию обращаться не стал. Зная их принципы ее работы был уверен, что меня еще и крайним бы сделали.
Такое случается, конечно, нечасто. Отмечу, что особенно неприятно возить милиционеров и военных. Строят из себя непонятно кого. Быки и хамы, одним словом. Мне как человеку, с высшим образованием и гражданскому тяжело осознавать, что люди, которые призваны нас охранять и подавать пример, мало чем отличаются от зэков или бандитов.
Что ты чувствуешь, когда к тебе садится подозрительный пассажир? Были ли мысли бросить работу?
Игорь: Я когда пришел работать таксистом, так за первые три недели потерял 10 кг. веса. Сильно нервничал, так как практически каждый второй пассажир подозрительный. Сам подумай, кто вызывает такси по ночам? В основном либо пьяные либо те, кто едут на пьянку. Редко бывает, чтобы порядочная семья куда-то ночью ехала. Хотя и такое бывает.
Мыслей бросить работу не было, потому что нужно зарабатывать деньги и кормить семью.
Александр: Смотрю на поведение, на то, что человек говорит. Также обращаю внимание на то, как человек одет.
Каков средний доход таксиста? От чего она зависит?
Игорь: Бывают дни, когда в убыток проездил, а бывает и 500 гривен заработаешь. Всегда по-разному.
Зимой заказов больше. Летом тоже заработки неплохие, люди больше гуляют и отдыхают.
Осень и весна менее прибыльные. Такое ощущение, что осенью все на новый год деньги собирают, а весной, когда чувствуют тепло, то предпочитают пешочком по свежему воздуху пройтись.
Больше ездят в плохую погоду. Когда холодно или дождь. Пятница и суббота – в эти дни также больше люди пользуются услугами такси.
Александр: От погоды. Если дождь – заказов больше. Был случай, когда за час, во время дождя, я «чистыми» заработал 150 гривен. Зимой в морозы тоже чаще приходится подвозить. Летом заказов мало, жители разъезжаются на моря и т.д. Да и по теплой погоде многие предпочитают пройтись пешком.
Возишь ли с собой что-то для самозащиты?
Игорь: Ничего такого с собой не вожу, так как я занимался спортом. И легкой атлетикой и рукопашным боем.
Александр: Да, есть газовый баллончик. Подарил знакомый ППСник. Говорит: «Пусть будет, на всякий случай».
Приходилось за город ездить?
Игорь: Конечно. Если ехать за город, то и заработок больше. Бывает, конечно, что страшно ехать. Недавно вот был случай, когда в такси сел мужик выпивший. Одет был неопрятно. И говорит: «Поехали в Березанку на дачи». И все это в 2 часа ночи. Но, Слава Богу, все хорошо было, мужик нормальный оказался.
Александр: Да, приходилось. Когда два человека просят отвезти за город, то отказываю. А если один, то везу. За город всегда дороже платят, поэтому такие заказы более выгодны
Бывает ли такое, что просят дать номера телефонов проституток?
Александр: Да, очень часто. Почему-то все думают, что таксисты еще и сутенерами подрабатывают. Но я не в курсе таких вопросов.
Игорь: Да, очень часто. Некоторые садятся в машину и говорят: «Вези меня к девчонкам». Но я контактов таких не знаю.
Оставляют ли люди чаевые?
Александр: Бывает, но редко.
Существует мнение, что город условно поделен среди таксистов, прокомментируй.
Александр: Да, это так. Мы стараемся не парковать машины возле них. Они не идут работать в компанию, чтобы не создавать конкуренции нам, а мы не создаем конкуренции им. В случае надобности я останавливаюсь возле стоянок «частников», но только тогда, когда нужно высадить пассажира. А потом отъезжаю в другое место, чтобы не перебивать клиентов.
Игорь: Это правда, Чернигов распределен между таксистами. Клубы, круглосуточные магазины и другие подобные точки уже давно поделены. Нельзя просто так взять и стать возле конкурентов. Сначала культурно попросят отъехать. Потому могут стекла побить или колеса спустить. А если и это не подействует – проломят голову. Таксисты, которые работают в городе, уже знакомы между собой давно. Работают командами. Чужих на «свои» стоянки не пускают. Разве что за отдельную плату.
Попадал ли хоть раз в аварию с клиентами?
Александр: Нет.
Инспекторы ГАИ останавливают?
Игорь: Да, было дело. Но они относятся лояльно к таксистам. С пониманием.
Какие минусы и плюсы работы таксистом?
Игорь: Минус то, что работа экстремальная. Если у таксиста, работающего на организацию, есть рации, по которым можно вызвать помощь, то так называемый «бордюрщик» такой возможности не имеет. Приходится сталкиваться с огромным количеством неприятных, пьяных и хамоватых людей.
Плюс: если работать частником, то можно работать в удобное для себя время. Смен нет. Хочешь – работаешь, не хочешь – не работаешь.
Существует ли некая солидарность среди людей вашей профессии на дорогах?
Александр: Разве что в случае форс-мажорных ситуаций приезжают на помощь.
У таксистов есть какие-то приметы?
Александр: Может и есть. Но я не суеверный. Разве что когда черная кошка дорогу перебегает – притормаживаю, чтобы другой водитель первый проехал.
Ну и еще немного верю в то, что рабочий день пройдет так, как первый заказ в смене.
Игорь: Лично у меня нет. У других может быть и есть.
Где и как отдыхаете в свободное время? Есть ли отпуск?
Александр: Свободное время провожу в основном дома с семьей. Либо с друзьями. Отпуск есть.
Игорь: Отдыхаю с друзьями. Отпуск на основной работе есть.
Дмитрий Тигранов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: таксист, Дмитрий Тигранов




