Владимир Милованов: «Не позволяй себе лениться!»
– Все надо пробовать и если есть возможность – всему учиться! Ничего не в жизни не бывает просто так, и полученные сегодня знания могут завтра пригодиться
После окончания вуза Владимир Милованов успел поработать почти по специальности на заводе «Стройкомплект». Следующим местом работы стала компания «Союз» – требовались люди в открывавшийся в Киеве офис. Но через год черниговская команда «Союза» из столицы вернулась обратно, и около месяца нужно было ждать, пока подыщут новое рабочее место. Сидеть без дела оказалось скучно, и Владимир согласился на временную работу: «покомандовать» строителями («Союз» как раз заканчивал ремонт в новом офисе). То, что началось как временное, оказалось очень даже постоянным.
Хотелось бы… «закрышевать» весь город!
Первый собственный бизнес был именно строительным, со временем появилась другая специализация: кровельные материалы. Сегодня «МБ-трейд» в этой сфере в Чернигове занимает первые позиции.
– Десять лет назад в Чернигове можно было найти только металлочерепицу, – рассказывает Владимир Милованов. – Мы же первыми стали предлагать больше новых, качественных и современных материалов: битумную черепицу, керамическую, цементнопесчаную, о которых в городе раньше и не слышали. Жаль, что до сих пор приходится преодолевать неготовность потребителей и нежелание многих строителей изучать и применять современные материалы.
Удивительно: строителей в Чернигове, казалось бы, много, но вот квалифицированных, действительно знающих свое дело и умеющих работать в соответствии с технологиями – не так легко найти.
– Мне странно это нежелание учиться: это же твоя профессия! Твой шанс стать лучше и профессиональнее, чем другие! У нас есть возможность отправлять специалистов-кровельщиков в Киев на бесплатные курсы от компании-производителя (оплатить нужно только проживание). Но желающих из числа строителей почти нет! Правда, были случаи, когда отправлялись учиться сами покупатели: и потом уже со знанием дела, своими силами собирали кровлю, никого не привлекая. Они уверены, что так спокойнее: точно знаешь, что и как ты делал, не торопясь бежать на следующий объект.
Изменить ситуацию, считает Владимир Милованов, способен только требовательный клиент, который будет выбирать квалифицированного исполнителя работ. Некоторые подвижки есть. Например, гарантия на мансардное окно – 5 лет, но если ставил его сертифицированный монтажник – 10! И есть клиенты, которые уже понимают, что выгоднее пригласить не «дядю Петю» с улицы, а квалифицированного специалиста. А это уже может заставить задуматься самонадеянного строителя – а не пойти ли и мне поучиться, раз я теряю заказы?
– Думать, читать, узнавать, спрашивать – это необходимо всем, и строителям, и их клиентам. Так что читателям хочу пожелать хороших, грамотных решений! Чтобы думали, задавали вопросы и в итоге поступали правильно.
– А у вас проконсультироваться?
– Конечно. Мы и учим, и советуем, выезжаем на объекты и сами контролируем работы – чтобы все было выполнено так, как нужно! Если что-то очень сложное и мы не можем сами справиться – вызываем технических специалистов наших партнеров из Киева.
Вообще советы тем, кто планирует в ближайшее время заняться ремонтом кровли, просты: внимательно отнестись к проекту. Еще на стадии проектирования проконсультироваться по поводу наиболее подходящих материалов и конфигурации кровли. Поинтересоваться квалификацией специалистов, которые будут выполнять работы. Не экономить на «мелочах» – эти мелочи могут потом обернуться большими проблемами.
Ищите в Интернете
«МБ-трейд» поставляет стройматериалы не только в Чернигове, но и по всей области: есть заказчики и в Боромыках, и в Городне, и в Мене. Основной источник информации, конечно, сарафанное радио: почему не похвалить того, кто работает хорошо и надежно. А еще помогает Интернет. Это в городе у покупателя есть возможность потратить много времени на то, чтобы объехать все возможные места покупки. А покупатели из районов основную информацию получают на сайте krovlya.cn.ua, необходимые детали уточняют по телефону – и едут уже точно зная, что и у кого они хотят купить.
Делать не на 5 лет, а на 50!
– Строительство дома – дело серьезное. И два самых важных момента в нем – фундамент и крыша. Стены мы возводим кирпичные, прочные, зная, что этот дом – не на одно поколение, что здесь будут жить наши дети. Почему же люди экономят на кровле? Это большая ошибка. А если для крыши покупаешь дешевую металлочерепицу, на которую производитель вообще не дает гарантию, нужно понимать, что ты только временно решаешь вопрос с кровлей. А ведь есть металлочерепица, произведенная из качественного сырья, гарантийный срок службы которой – пятнадцать лет.
– То есть, металлочерепица сегодня – это уже не актуально? Еще недавно все стремились приобрести именно ее.
– Металлочерепица – это быстро, дешево и сердито. Хороший материал, но не для капитального строительства, в Европе и Америке его на капстроительстве практически не используют. И у нас сегодня уже есть клиенты, которые снимают металлочерепицу, делая выбор в пользу битумной, композитной, керамической или цементнопесчаной черепицы.
На битумную черепицу (которая и надежнее, и теплее), дают от двадцати лет гарантии, а есть материалы, у которых гарантийный срок и 50 лет. И стоит подумать, что лучше – пять раз поменять дешевый кровельный материал и при этом каждый раз «экономить» или сразу положить материал, который будет служить долго и надежно. Кажется, это парадокс, но иногда дешевле положить обычный шифер и продолжать собирать деньги дальше – на нормальную кровлю.
А хорошая кровля – она ведь практически вечная. Знакомые кровельщики, работавшие в Италии, ремонтировали дом одной старушке: они черепицу сняли, подвезли новое дерево, поставили новые стропила, а ту же самую черепицу уложили обратно! Дополнительно пару коробок запасной черепицы израсходовали замену треснувшей черепицы. И когда спросили старушку, сколько лет дому и крыше, она ответила: «Не знаю, но я здесь родилась!» Вот что значит – надежная кровля!
Главное – бороться с ленью и учиться разбираться в людях!
– Владимир, почему вы пришли к мысли, что нужно свое дело начинать?
– Мне так намного комфортнее внутренне. Да, если ты начинаешь свой бизнес, на тебе большая ответственность. Но ты – сам себе хозяин, ты сам выбираешь чем и когда заниматься, и ни перед кем не отчитываешься, кроме клиента.
– Много ли денег нужно, чтобы начать свое дело?
– Чтобы начать бизнес, по крайней мере, строительный, деньги не нужны. Для чего они? Офис снять, секретаршу посадить, приобрести компьютер покруче? На этом деньги и кончатся! Когда мы с партнером начинали первый строительный бизнес, сняли очень скромный офис, который был нужен только для того, чтобы заскочить на пару часов – разобраться в бумагах, может быть, с коллективом о чем-то поговорить. А из десяти наших клиентов в офис попадал один из десяти: с ними мы встречались на стройплощадках.
При этом довольно успешный коллега года три вообще работал без офиса и на меня смотрел с удивлением: зачем?
– Хорошо, а какими тогда должны быть первые шаги предпринимателя?
– Да все просто, – улыбается Владимир. – Нужно найти клиента, обаять его, пообещать что-то сделать, он пообещает дать денег… Потом вы сделаете то, что обещали, денег вам никто не даст – и это будет первый урок того, как подбирать клиентов и заключать договора. Фильтровать людей и с теми, кто сразу не понравился не связываться.
Второй урок – постоянно проверять качество выполнения работ, и самому вникать во все. Если работаешь на стройке, без этого невозможно. Это сложно – но так надо.
– А самое необходимое качество для того, чтобы вести и развивать свой бизнес?
– Уметь общаться с людьми, а для этого учить психологию. Кое-что нам, конечно, в школе читали, но главное я почерпнул позже, из книг. Особенно пригодился учебник Дэвида Майерса. Сначала взял его почитать у друга, потом купил собственный экземпляр – и регулярно перечитываю до сих пор. Очень полезная книга с массой конкретных примеров. И мне кажется, именно это самое главное: научиться понимать людей. И вам станет комфортно с ними общаться.
– А что нужно изживать в себе, от чего избавляться?
– От лени. Позволишь себе лениться – конкуренты затопчут, обгонят и побегут дальше. А ты останешься позади них в пыли.
– Что помогает вам лично побеждать лень?
– У меня нет такой проблемы: я с детства приучен к ответственности. Мой отец – военный, и меня воспитывал в соответствующем духе. Надо – значит, надо. Этому и сына учу. И в других ценю обязательность, дисциплинированность, умение держать слово.
Учу делать так, как надо
– Мне нравится заниматься строительством, – рассказывает Владимир. – Чувствую даже определенную гордость, ведь когда мы с сыном гуляем по городу, я могу ему сказать: вот здесь мы делали фасад, здесь – кровлю, здесь – отделку… Пока мы с ним к бабушке пешком дойдем – встретится немало домов, на которые я могу указать. Это и фасад магазина «Валентина», и банк «Демарк», и любимая черниговцами пиццерия «Базис», и новый магазин «Седам» напротив, первая городская поликлиника и Новозаводской районный совет…
– Как еще вместе проводите досуг?
– По вечерам смотрим хорошие фильмы. Специально отбираю для сына – и старые, и современные. Паша уже достаточно взрослый, чтобы понимать человеческие отношения, ситуации, улавливать смысл. Иногда, конечно, переспрашивает – почему герой именно так поступил или уточняет какие-то подробности, незнакомые особенности советской жизни.
Вместе выбираемся на речку – места выбираем «компромиссные», чтобы было где и порыбачить, и покупаться. Вместе мастерим…
– А вы в доме много чего руками можете сделать?
– Почти все. Последний раз вместе с сыном сделали ящик для сушки рыбы. Конечно, его можно было купить! Но я уверен, что те два вечера у нас не зря прошли: сын лишний раз подержал в руках молоток, посмотрел, как надо рассчитать и продумать свои действия – чтобы все получилось так, как надо.
Как может не нравиться Чернигов?
– Человека, имеющего отношение к стройкам, нельзя не спросить о городе. Вам нравится сегодняшний Чернигов?
– Я не видел никого, кому бы Чернигов не понравился! Сам я родился не здесь, в Чернигов приехал в 1985 году – и с первого дня я его люблю. У нас замечательный город! Небольшой, спокойный, в котором очень комфортно жить. В Киеве, где я год работал, темп жизни совсем другой – а у нас можно позволить себе не спешить… Для жизни и отдыха город просто замечательный. Жаль только, что с работой так туго (Мы беседуем в «Чашке», и в оконное стекло видна очередь желающих отправиться в Киев. – Авт.).
Хорошо сейчас меняется город. Мне нравится, например, как интересно и красиво меняется Вал. Недавно приезжали родственники из России, повели их туда гулять – понравилось! Хочется только, чтобы застройка велась с учетом того, что город у нас древний, и новые постройки не были одинаковыми коробками и гармонично вписывались в городскую панораму. Чтобы приятно было по городу гулять!
Добросовестность – в первую очередь
– Это очень интересно: что-то организовывать. Суметь учесть особенности каждого из сотрудников, все продумать так, чтобы каждый был на своем месте, чтобы все работало слаженно.
Но главное – чтобы в итоге дело было сделано хорошо. Заказчик может даже и не догадываться о проблемах и сложностях, с которыми мы столкнулись в работе. Может быть, когда-нибудь потом каким-то образом он узнает, что мы действительно поработали хорошо, сделали крепче, лучше, продуманнее. Но важно, что мы сами это знаем.
И я уверен, будешь делать так, как нужно – и будет доволен заказчик, будет у тебя хорошая репутация, будет удовольствие от работы. Добросовестность – в первую очередь. Делай все правильно, а деньги – это не главное. Будешь делать все правильно – и остальное само приложится.
***
О чем не все знают
Стремясь сэкономить, многие домовладельцы не включают в список покупок все необходимые элементы кровли: супердиффузионные мембраны, элементы вентиляции кровли, подкладочные материалы, люки-выходы на крышу… Это приводит к сокращению срока службы кровли и даже к протечкам. К сожалению, и не все кровельщики знают, как правильно применять современные материалы. А те, кто знает, не всегда консультируют клиента, а делают так, как им проще и быстрее.
Любопытно
Традиционные оранжевые черепичные крыши, которые мы видим на картинках, – из керамической черепицы. Этот кровельный материал очень популярен за рубежом, а в Украине – в основном в западных регионах. Там и архитектура другая, и предпочтения домовладельцев. Но оранжевый – не единственный вариант. Черепица сегодня может быть самого разного цвета, и это в каком-то смысле «проблема» – клиент теряется перед таким многообразием.. В каждой новой коллекции множество оттенков, и бывает, что переборчивые клиенты цвет черепицы выбирают месяцами!
Досье
Милованов Владимир Викторович, директор компании «МБ-трейд».
Родился 8 декабря 1972 года.
По образованию – инженер-механик, окончил Черниговский технологический университет.
Женат, в семье растет 12-летний сын Павел.
Хобби и увлечения: чтение, рыбалка, отдых на природе. Летом все выходные проводит на реке: «Хорошая компания и природа позволяют отдохнуть от города. А небо – в городе не бывает такого неба!»
Домашних животных нет, а вот в офисе – золотые рыбки, исполняющие желания.
Справка
Аббревиатура МБ – это «меблі та будівництво». Второе слагаемое названия перевесило, и у предприятия в этом году десятилетний юбилей: с 2002 года «МБ-трейд» работает на строительном рынке Украины. Основными направлениями бизнеса являются: продажа кровельных материалов, водосточных систем, подвесных потолков, винилового сайдинга, строительно-отделочные работы. Девиз работы предприятия – «Надежная кровля за разумные деньги».
Клиенты предприятия – «МЖК Сервис», «КООП Чекос», «Универбаза», «Дельта Фуд», «Ашер», «Кабель Украина», «Синком Чернигов», «РИА Трейд» и другие.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




