Полковник Владимир Драгунов - человек, которого знал весь Советский Союз
Владимир Драгунов
Дом возле танка
Восстановленная справедливость в отношении пропавших без вести - результат длительных поисков В. Драгунова, его кропотливой работы в архивах и на местах жестоких боев, тщательного составления картотеки и постоянной переписки с родственниками погибших воинов. Его адрес в Чернигове - «Дом возле танка» - знали во всем Советском Союзе, от Калининграда до Камчатки и жарких республик Средней Азии. Драгунов прошел всю войну, встретив её в 1941 г. в Прибалтике и закончив в Корее. Он воевал под Сталинградом, награжден многими боевыми орденами, среди которых и уникальная награда - серебряная медаль «За освобождение Кореи».
По воспоминаниям самого Драгунова, заниматься поиском пропавших без вести в годы войны он начал в 1964 г., когда приехал в Чернигов. Он часто видел могилы погибших советских воинов, на которых не были указаны имена похороненных. Это и подтолкнуло его к тому, чтобы заняться поиском документов, с помощью которых возможно было бы идентифицировать захороненных, по возможности установить их имена.
Занимался Драгунов этим один, обращался в архивы и музеи, вел переписку, в результате удалось установить количество погибших на Черниговщине в 1943 г. - 25 тысяч воинов Красной Армии. Потом появилась специальная директива Министерства обороны СССР об упорядочении карточек погибших, в результате областные и республиканские архивы начали обмениваться данными. Так, в Чернигов пришло около 10 тыс. карточек с именами погибших. И тогда Драгунов задался вопросом: «А где же еще 15 тысяч имен?» Так начались многолетние поиски.
Условий для работы у Владимира Денисовича поначалу не было никаких. Да и со стороны власти его работа порой вызывала откровенное неприятие. По словам дочери В. Драгунова Елены, это было связано с тем, что в случае установления имени погибшего и места захоронения его вдова автоматически переходила в другой статус, что сказывалось на её доходах: ведь вдовам погибших полагалась совсем другая пенсия, нежели тем, чьи мужья пропали без вести. Понятное дело, что такие растраты госбюджета вызывали определенную реакцию. - Однажды папе пришло письмо из газеты, кажется, из «Молоді Украины», - вспоминает Елена Драгунова, - где было написано, что то, чем вы занимаетесь, никому не нужно. Он сильно переживал. Неделю лежал на диване, отвернувшись лицом к стене, и ни с кем не разговаривал. А затем встал и сказал: «Если им это не нужно, то мне - нужно!» И с новой силой взялся за работу.
Поиски велись из собственных средств
Свои поиски Драгунов финансировал из... собственного кармана. Как ветеран войны, полковник в отставке и кавалер многих боевых наград, он получал неплохую пенсию.
Однако же постоянные разъезды и поисковая работа требовали значительных расходов. А еще была семья - жена, дети, внуки... Как Владимиру Денисовичу удавалось выкраивать средства на все - до сих пор остается загадкой. Со временем ситуация изменилась - Драгунову выделили помещение в облвоенкомате, где он мог собирать картотеку и работать с документами, привлекли в помощь молодых студенток, которые в свободное время занимались технической работой - упорядочением картотеки. А сам Драгунов продолжал ездить по стране - работал в архивах Москвы и Пскова, объездил всю Черни-говщину, составлял карту с местами могил, выписывал имена погибших... Работа требовала широко общения -переписки, полевых поисков, многочасового сидения в архивах. А еще он лично отвечал на каждое письмо, которое приходило от родственников погибших солдат со всего Советского Союза, а это - тысячи писем, со всех республик бывшего СССР. Когда успевал все это делать Драгунов - понять сложно, ведь объемы сделанного им до сих пор поражают тех, кто работал с неутомимым исследователем.
Породнился со всем Советским Союзом
Кроме того, он встречал людей, приезжавших в Чернигов увидеть могилу своего когда-то пропавшего без вести отца, брата, сына, для гостей заказывал номера в гостиницах и обратные билеты, параллельно писал статьи о погибших советских воинах в разные газеты... В его доме постоянно были гости - из Узбекистана, Туркмении, Кавказа.
Они искренне радовались, когда удавалось найти могилу с погибшим родственником, плакали, целовали землю. Вместе с приезжими радость и горе делила и семья Драгунова, ведь всю найденную Владимиром Денисовичем информацию они первыми пропускали через себя, знакомились с документами, читали его статьи. По воспоминаниям дочери Драгунова Елены, однажды к ним неожиданно нагрянули гости из Грузии, а в доме угощения почти не оказалось. И тогда мудрый грузинский аксакал сказал: «Хлеб и луковица от
чистого сердца - это лучше, чем шикарный пир!» Сам Драгунов, рассказывая журналистам о своих бесчисленных гостях, говорил: «Я уже почти породнился со всем Советским Союзом. Но ни о чем не жалею!»
Говоря о той титанической работе, которую успел выполнить при жизни Драгунов, невозможно обойти вниманием и её результаты: имена свыше 20 тысяч военнослужащих, которые погибли в 1943-м, и более 700 человек, погибших в страшном 1941-м, удалось установить В. Драгунову. Найти последних было особенно сложно, потому что в тот трагический год погибали не только те, кто на передовой пытался остановить продвижение фашистов, но и те, кто вел учет погибших, а вместе с ними погибали и документы. Именно поэтому труд ОДНОГО человека заслуживает на самое достойное уважение! А еще Драгунову удалось установить место захоронения отца экс-президента Украины Л. Кучмы, хотя об этом сейчас мало кто знает.
Работу продолжают молодые
В настоящий момент работу Драгунова продолжают его ученики - работники поискового агентства по созданию научно документальных сериалов «Книга памяти» и «Реабилитированные историей» при Черниговском областном совете. По их словам, архив Драгунова - это та база, на которую исследователи не только постоянно опираются в своей работе, но и без которой вообще невозможно обойтись. Потому что любой поиск всегда начинается с картотеки, которую создал и упорядочил Владимир Денисович. Помнят Драгунова и те, с кем он сотрудничал при жизни. Среди них и митрополит Украинской Православной Церкви Владимир, который познакомился с Драгуновым в Чернигове.
Люди, которым помог Драгунов, до сих пор помнят «Дом возле танка», в котором он жил, и чей адрес знали во всем Советском Союзе. И было бы замечательно, если бы имя неутомимого исследователя и ветерана войны, кавалера многих боевых наград, было бы увековечено в названии одной из улиц Чернигова. Наверно, это будет наилучшая благодарность, которую мы можем выразить Владимиру Денисовичу за его неоценимый труд!
Владимир Коваль, «Главная черниговская газета», №24 (054), от 06.08.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




