Небо зовёт

Вадим Шпиталенко и сын Денис
Самый юный пилот в СНГ - 12-летний черниговец Денис Шпиталенко - на соревнованиях авиамоделистов за «Кубок Мастеров» в классе F3A обошел почти два десятка взрослых спортсменов.

Над взлетной полосой аэродрома возле Чернигова 7 и 8 июля гудели авиационные двигатели. Правда, гудели они не так громко, как у Мигов или Л-29, да и самолеты были раз в 20 меньше тех, на которых влюбленные в небо юноши - курсанты когда-то прославленного высшего авиационного училища - овладевали искусством управлять самолетами.

В эти дни здесь собралось 25 не менее влюбленных в небо авиамоделистов с радиоуправляемыми моделями, чтобы в 13-й раз разыграть «Кубок Мастеров» в классе F3A («Кубок Мастеров» в классе F3A является этапом Кубка Мира). В соревнованиях принимали участие авиамоделисты из Украины, Беларуси, Прибалтики, Туркменистана.

Мое внимание привлек самый юный участник соревнований, который вместе со своим отцом готовил модель к полету. И если Вадима Шпиталенко я знал как опытного авиамоделиста, то с его сыном Денисом встретился впервые. В первый момент подумалось: а как этот мальчишка сумеет управлять моделью, по размеру большей его самого, да еще заставлять ее выполнять фигуры высшего пилотажа?

Пока я размышлял, Денис вместе с отцом вышли на место старта. Раздалась команда «Рабочее время пошло!». Мальчик, в руках у которого пульт управления моделью, разгоняет красно-белую «Мрію» по взлетной полосе и устремляет ее в небо. А дальше - все по программе соревнований...

Но вот полет закончен - и модель, подвластная умелому управлению юного спортсмена, тихо приземляется на взлетную полосу.

Поздравляю Дениса с успешным выступлением. О том, что полет действительно успешный, я понял со слов стоявших рядом опытных участников соревнований, которые внимательно следили за полетом его модели.

Детская непосредственность Дениса, перемешанная со спортивным азартом, не дает мне возможности сразу побеседовать с самым юным участником этих соревнований. Он убежал в сторону судейских палаток - сразу хотел знать оценку за выступление. А потом была подготовка модели к следующему туру полетов. Наконец мы расположились на зеленом поле аэродрома. Естественно, первый вопрос родился из желания понять внутренние ощущения юного авиамоделиста, который попал в среду взрослых участников:

- Не смущает участие во взрослых соревнованиях? Что тебе помогает во время твоих выступлений? Как к тебе относятся другие участники соревнований?

- Главный помощник и советчик - это папа. Он уже больше 12 лет занимается авиамодельным спортом, а когда-то начинал с ракетомодельного кружка. Он всегда говорит, что необходимо сосредоточиться и все внимание уделить полету модели и точному выполнению фигур комплекса. Надо отлетать так, как отрабатывали на тренировках, даже лучше. А на каждую фигуру пилотажа у нас уходит несколько недель. Это мое первое участие в «Кубке Мастеров», который проводится уже в 13-й раз. Конечно, волнуюсь, но, когда выхожу на старт, чувствую папину поддержку и вспоминаю его слова о том, что нужно думать только о полете. Я часто езжу с папой на соревнования и многих участников знаю в лицо и даже знаком. Взрослые спортсмены относятся ко мне хорошо.

- Сколько лет ты занимаешься авиамодельным спортом, с чего все началось?

- В три года папа впервые привел меня на соревнования авиамоделистов, а в шесть лет подарил мне первую радиоуправляемую модель самолета с названием «Такси». С первых полетов мне очень понравилось управлять в воздухе самолетами. Вместе с папой стал активно тренироваться и через несколько лет уже участвовал в соревнованиях юных авиамоделистов Украины (национальный комплекс для молодежи) и даже стал чемпионом Украины. Сейчас я вместе с папой летаю комплекс фигур FAI, который летают спортсмены во всем мире.

- У вас на футболках и на самолете слово «Мрія». Это название вашей дружной команды? Где берете модели для соревнований и сколько их ты уже поднял в воздух?

- «Мрія» - это название нашего самолета, футболки с надписью - опознавательный знак нашей команды. А модели мы делаем в Чернигове, и очень гордимся тем, что выступаем на отечественном самолете, в разработке которого принимали участие специалисты завода Антонова. На изготовление и облет этой авиамодели у нас ушло около двух лет. За годы занятий авиамоделизмом я управлял шестью моделями. Через определенное время модели менялись. Жалко, когда модель разбивается, один раз даже сгорела, потому что замкнули аккумуляторы.
Очень радостное чувство, когда поднимаешь в воздух новую модель и она послушно подчиняется тебе.

- Когда станешь взрослым, продолжишь заниматься авиамодельным спортом? А может быть, станешь управлять большими самолетами?

- Заниматься радиоуправляемыми авиамоделями я люблю и думаю, что буду продолжать участвовать в соревнованиях, как и папа. Стать летчиком... я еще об этом не думал.

Над аэродромом прозвучала команда, приглашающая участников к проведению очередного тура полетов. Удачи тебе, Денис, и безаварийных полетов моделей.



Судьи оценивают все элементы и фигуры полета модели. Модели выполняют один и тот же комплекс, но чистота выполнения каждого элемента у всех отличается. Спортсмен может провалить модель на прямой или, наоборот, сделать горку, на подъемах не выдержать вертикальную прямую, не чисто выполнить фигуру высшего пилотажа или вообще сделать не ту, что надо. За все это судьи снимают баллы. Участники выполняют по четыре полета, по сумме баллов за которые и подводятся итоги.




Марьян Пышный, еженедельник "Семь дней", №29 (558)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Марьян Пышный, Денис Шпиталенко

Додати в: