Анатолий Мельник: «С началом экономического кризиса увеличилось количество краж и грабежей»
Профессиональный праздник правоохранительных органов 20 декабря — прекрасный повод рассказать об одном из замечательных работников милиции, которых слегка обижает обильный негатив, выплескивающийся на них сейчас.
Бывает, человек так выглядит, что сразу становится понятно, что он — надежный и положительный во всех отношениях. Такой же и Анатолий Мельник — открытое, хорошее лицо, вся грудь — в наградах. Сейчас он служит командиром роты батальона патрульной службы УМВД в Черниговской области.
— Анатолий Владимирович, в каких местах несут службу патрульно-постовые наряды?
— Везде, где возможно нарушение общественного порядка: на улицах, в парках, на массовых мероприятиях — митингах, концертах, футболе. Задерживаем, в основном, правонарушителей общественного порядка и, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. Это происходит и на улицах, но чаще всего в ночных заведениях — «Лимонаде», боулинг-клубе, «Магнолии».
На улицах часты случаи грабежа. Отбирают с применением физической силы деньги, кошельки, мобильные телефоны. При этом у женщин вырывают сумки на ходу, а пьяных даже не бьют — просто из рук забирают телефоны. Во время домашних разборок оказываем помощь участковому, пока он разбирается в сути дела.
— Требуются какие-то особые физические кондиции?
— Да, в патрульно-постовую службу подбирают по хорошим психологическим и физическим показателям, ведь во время задержания правонарушителей приходится и побегать, и применять приемы рукопашного боя в случаях оказания физического сопротивления.
— Какие спецсредства в вашем арсенале?
— Применение специальных средств и огнестрельного оружия разрешается законом о милиции в случаях создания угрозы для жизни граждан и работников милиции. У нас для таких случаев есть дубинка, браслет-наручники и баллончики со слезоточивыми веществами, раньше это был «Терен-4М», сейчас «Кобра».
— Как реагируют на задержание?
— Бывает по-разному. Существует много оснований для просьбы предъявления нам документов и задержания. Это может быть человек, подходящий под описание ориентировок, которые обновляются каждое утро: один спокойно ждет, пока мы познакомимся с документами и отвечает на вопросы, другой дебоширит и активно сопротивляется. Останавливаем наркоманов, многих из них знаем в лицо, и если обнаруживаем наркотики или шприцы — отправляем дальше по отработанной процедуре.
Что интересно, если попадается опытный рецидивист — ведет себя очень спокойно, чтоб не усугублять обстоятельства. А у «новичков» зачастую сдают нервы, они оказывают сопротивление.
— Бывают ошибочные задержания?
— Зачастую человека трудно идентифицировать по ориентировке, разве что есть особые приметы. Когда ошибаемся — объясняем, что просто приметы совпали с указанными в ориентировке, извиняемся, и люди, как правило, относятся к такой ситуации с пониманием.
— Не приходилось «пережимать» с превышением полномочий?
— Люди жалуются на задержание и применение спецсредств, иногда это правомерно, а в сомнительных случаях проводится служебное расследование, инспектор составляет рапорт, и эти данные обязательно передаются для проверки в прокуратуру.
— Как гражданину надо себя вести при таком задержании, для того чтобы не создать еще больших неприятностей?
— Спокойно, независимо от того, нарушил он порядок или нет. Если вина небольшая — с ним проведут профилактическую беседу, возможно, наложат административное наказание. При этом паспорт забирать мы не имеем права — только сверить данные и вернуть все документы и вещи, изъятые при осмотре.
— Если убегает, как действуете?
— В таком случае подключаются другие правоохранительные службы — ГАИ или государственная охрана, пеший и передвижной патруль. Совместными усилиями перекрываем микрорайон, для того чтобы беглец не просочился через заслон. Координирует наши действия в рамках так называемой «единой дислокации» оператор городского отдела милиции. Если нужно обойти подъезды и подвалы — делаем и это.
— Когда задерживаете человека, как реагируют люди, находящиеся рядом?
— По-разному, кто-то молча наблюдает, другой возмущается: зачем задерживаете, что он такого сделал?.. При этом в свидетели не идут.
— Вы работаете в патрульно-постовой службе с 1985 года. Как с годами меняется облик нарушителя общественного порядка?
— Да, я с 85 до 93 год патрулировал на улице. Сейчас правонарушений общественного порядка намного больше. Особенно увеличилось количество краж и грабежей с началом экономического кризиса. В советские времена были рычаги воздействия на правонарушителей — парткомы, месткомы, лишение премий, квартирная очередь, боялись попасть в вытрезвитель. Тогда я один мог спокойно доставить на опорный пункт троих задержанных. Сейчас же правонарушитель помолодел и стал агрессивным. Стоит его придержать за руки, когда он активно ими размахивает, тут же услышишь в ответ: «Да ты завтра же работать не будешь, да ты знаешь, кто я и кто мои родители?».
— Дружинники помогают?
— Последний раз я их видел года полтора тому назад. Опять-таки — в советские времена они нам хорошо помогали и при задержании, и при доставке на опорный пункт.
— Какие ситуации были особо сложными?
— В принципе, на каждом дежурстве был некоторый риск, когда не знаешь, как себя поведет задержанный, что у него в голове и что в кармане.
Но, пожалуй, особенно запомнился 1992 год, когда был убит капитан милиции Белоусов. Он с коллегами, будучи в гражданской одежде, проходил мимо дома, в котором именно в тот миг преступник по фамилии Вальчик грабил квартиру предпринимателя. Женщина, на которую он напал в этой квартире, вырвалась и в окно позвала на помощь. Милиционеры, не ожидая ничего особо серьезного, поднялись наверх, и в квартире увидели одетого в форму капитана милиции, который тут же хладнокровно стал в них стрелять. Двоих ранил, а капитан милиции Белоусов был убит.
Мы задерживали Вальчика и знали, что при нем есть пистолет ТТ, но не знали, что в кармане у него — граната. Напарник понял это вовремя, и мы не дали грабителю выдернуть чеку. И только потом, когда изъяли гранату и осознали, что могло случиться, стало страшно. Тем более что преступник сказал потом: «Мне терять нечего».
— Как жена реагирует на вашу работу?
— Жена давно смирилась и с тем, что, когда все отдыхают, мы работаем, и с другими издержками нашей профессии. Да и потом, она — учитель, у нее тоже на работе…
Справка
Патрульно-постовая служба милиции действует при выявлении убийства, нанесения тяжелых телесных повреждений, разбоя, грабежа с целью завладения имуществом граждан, нападения на банки, инкассаторов, изнасилования, выявления фальшивых денег, мошенничества.
День милиции отмечается в Украине ежегодно 20 декабря — в день принятия Верховной Радой Украины в 1990 году Закону «О милиции», который можно считать точкой отсчета в истории украинской милиции.
Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», 51 (132)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лариса Добрынина, Анатолий Мельник




