В какую церковь ты идешь?

В Украине уже раздаются поздравления по случаю предоставления автокефалии Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Но пока говорить о фактическом создании независимой церкви рановато, во всяком случае, появилась информация о том, что Украинскую православную церковь могут сформировать за моделью Критской, где председателем является митрополит, а не патриарх. Это следует из устава, предложенного Священным синодом Вселенского патриархата. Из своих источников "Вести" узнали основные 9 пунктов этого устава, из которых следует, что говорить о независимости (автокефалии) новой структуры не приходится - скорее, речь о полном подчинении Константинополю , а это и есть статус "митрополии"

Возможно, ситуация прояснится на Соборе, дату которого объявили 5 декабря -15 декабря. Очевидно, что неспроста Вселенский патриархат назначил для подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви в Украине своими экзархами в Киеве его преосвященство архиепископа Даниила Памфилийского из Соединенных Штатов и его преосвященство епископа Иллариона Эдмонтонского из Канады.
Очевидно, что не последнюю роль в таком решении сыграл тот факт, что между участниками будущего Объединенного собора слишком много разногласий, слишком отличаются их понимание канонов церкви и исторических процессов.



Настоятель Храма Всех Святых земли Черниговской протоирей Петр Казновецкий:


- Отец Петр, какое мнение Украинской Православной церкви о создании единой поместной церкви в Украине?
- Наша церковь зарегистрирована в Украине как Украинская православная церковь (УПЦ), хочу подчеркнуть - без добавления МП. Этот статус предоставил церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий в 1990 году. В частности, в обращении к Министру юстиции Украины Онопенко А.В. говорится следующее: “Украинская Православная церковь с октября 1990 года является независимой и полностью самостоятельной в своем управлении. Какой-либо административно - финансовой подотчетности Московской Патриархии не существует”. То есть, мы сами учреждаем и упраздняем епархии, поставляем епископов, канонизируем святых, избираем себе Предстоятеля. Наша связь с Московской патриархией совершается только в молитвенном поминовении Патриарха за богослужением. Также решаем финансовые вопросы, когда заявляют, что мы отсылаем деньги в Москву - это сатанинская ложь. В тоже время каноническое единство поддерживаем со всеми православными церквями, ведь наша цель - стремиться к единству веры.





- Почему вы называете создаваемую Украинскую поместную православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) неканонической?

-Наша Церковь берет начало из глубины веков, имея свою законную преемственность от самого Христа и апостолов. Православное вероучение формировалось, начиная с I века нашей эры, а УПЦ является частью Вселенского Православия. Основные принципы православия изложены в 12 пунктах молитвы “Символ веры”, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И действительно, кардинальные вопросы в Православной церкви решаются Собором всех церквей. Патриарх Константинопольской церкви является первым среди равных, но должен собрать всех предстоятелей поместных церквей и сообща решать тот или иной вопрос. В церкви существует такое важное понятие, как апостольская преемственность, которая дает право совершать крещение, покаяние, причастие и другие таинства, без апостольской преемственности таинства не будут действительны. Вне этой преемственности Церковь не может существовать, Церковь невозможно создать на пустом месте, она уже создана Богом в день Пятидесятницы, к Церкви можно только присоединиться.

-Сейчас проводится ”работа по объединению церквей”. Что вы думаете по этому поводу?
- В православной истории уже существовала примерно такая же ситуация, как сейчас. После февральской революции 1917 года появились так называемые обновленцы, их еще называли живоцерковниками или красными попами. Их поддерживали большевистская власть, а наша историческая церковь тогда истекала кровью. Прошло несколько десятков лет, прежде чем многие обновленцы поняли, что они не есть церковь, после чего они приносили покаяние перед народом в том, что ввели в заблуждение его, и рукополагались по новому порядку (принимали сан дьякона, священника) , принимали монашеский постриг, после чего их возводили в сан епископа, и только тогда они могли совершать таинства церкви, крещения, венчания или рукоположение других священников. Прошло 100 лет, еще не зажили раны, нанесенные православной церкви, и вот опять начались гонения под предлогом создания единой церкви. Господь сказал “Создам церковь мою, и врата адовы не одолеют ее”, он предвидел, что будет длиться борьба между Богом и дьяволом. Но для лечения раскола Церкви требуется время. Этот процесс не юридический, а органический.

-И все же, как поступит ваша церковь, если создание поместной церкви пойдет не каноническим, а юридическим путем ?
-Большая часть православных церквей выразили свое возмущение относительно действий Вселенского патриарха. Видите, создание поместной церкви все отодвигается и отодвигается, так как существующие противоречия между церквями не разрешены. Пока нет устава, модели, названия объединяющей церкви. Сейчас происходит склонение наших епископов к решению о создании новой поместной церкви. Но Собор епископов УПЦ, который состоялся 13 ноября, не поддержал решение о создании еще одной поместной церкви в Украине. В Постановлении Собора говорится о том, что Украинская Православная Церковь всегда последовательно выступала за исцеление раскола и за единую Церковь, но это должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил. Собор епископов УПЦ считает, что решения Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса не имеют никакой канонической силы, а решение о снятии анафемы с лидеров раскола является следствием искаженного толкования православных канонов. Поэтому нашей Церковью было принято соборное решение, которое обязательно для исполнения всеми верными УПЦ - принимать участие в так называемом «объединительном Соборе» никто из нас не может.

- Президент Украины добивается создания единой поместной церкви еще и потому, что что вашу церковь, несмотря на автономию, поддерживает Москва. А так как между нашими государствами существует вражда, то и не должно быть в Украине русского влияния.
- А знаете ли вы, что 70% священников в России - выходцы из Украины? В УПЦ по-прежнему входит верующие неподконтрольных территорий, Крымская, Луганска, Донецкая епархии остались в составе нашей церкви. В результате этого неканонического действия мы можем потерять целостную Украину. Наше стремление – нести благовествование о Христе всему миру, не ограничивая себя национальной идентичностью, языками и границами. “Разделяй и властвуй!” - это лозунг дьявола, мы руководствуемся лозунгом черниговских князей “Объединяй и защищай!” Мы непосредственно принимаем участие в той тяжелой ситуации, которая сложилась на востоке страны, оказываем помощь нашим воинам медикаментами, продуктами. Радости украинского народа - наши радости, скорби украинского народа - наши скорби. Мы благословляем тех, кто идет в зону АТО, чтобы они вернулись живыми, молимся о наших властях, о воинах, любви в мире и согласии.



Протоирей УПЦ КП КП Роман Киник:
- Отец Роман, как была создана УПЦ КП?
- Украинская православная церковь - наследница церкви равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь в 988 году. Уже тогда на территории Руси существовали христианские храмы, нам известна Аскольдова могила с Николаевской церковью как свидетельство крещения князя Аскольда, христианкой была княгиня Ольга.

- На основании чего вы утверждаете, что ваша церковь пошла именно с тех времен? Как она менялась с течением веков?
-Мы не тот народ, который завоевал эту территорию, а мы испокон веков жили здесь, украинский язык берет свое начало с тех времен. В тоже время можно спрашивать - а существовало ли тогда княжество Московское вообще, ведь Первое упоминание в летописи о Москве как о княжеской усадьбе относится к 1147 году.

Можно с уверенностью говорить говорить о преемственности Украинской церкви со времен крещения Руси. Известно, что IX по XYII век православная церковь на большей части Украины была единой и управлялась Киевской митрополией, входившей в состав Константинопольского патриархата.
Сейчас активно обсуждаются события 1686 год, когда Вселенский патриарх Дионисий дал разрешение вывести Киевскую митрополию из подчинения Константинопольской православной церкви и подчинить ее Московскому патриархату.

При этом было разрешено рукополагать митрополита для Киевской митрополии, но со временем его перевели из Киева в Москву, и Киевская митрополия потеряла автономию. Россия создавала свою империю, подавляя другие народы, и сотни лет пребывания в рабстве Российской империи не могли дать верующим Украины свободу верования.

После того, как Константинопольский патриархат отменил в 2018 году решение о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата, а Патриарх Константинопольский Варфоломей I назвал переход Киевской митрополии под омофор Патриарха Московского и всея Руси «аннексией Российского государства», происходит возрождение справедливости.

- Имеет ли Константинопольская церковь, “первая среди равных”, право принимать церковные решения самостоятельно, не получив согласие остальных православных церквей при том, что УПЦ отказывается признавать многие ее решения?
- Нужно помнить о том, что церковные каноны писались на территории Константинопольской православной церкви, она является матерью православия. Предоставление Константинопольской церковью Томоса об автокефалии - давняя инициатива, которая берет свои истоки еще во времена Византийской империи. Если спорить о канонах с теми, кто их писал- это как оспаривать первенство, кто главнее - мать или ее дочь.

-А что такое, собственно, Томос?

- Это Указ Константинопольского патриархата в виде грамоты о предоставлении фактической независимости – автокефалии, в некоторых случаях он касается положений христианского вероучения или церковного устройства. Слово “Томос” с греческого языка переводится как “кусок” в смысле какой-то части власти. В случае с УПЦ КП получение Томоса означает ее полную независимость от других церквей и ее самостоятельность. УПЦ получает право избрания предстоятеля, может издавать уставы, канонизировать святых, составлять чинопоследования, песнопения.
Но ни один народ не получал Томос просто так, это как венец борьбы за независимость. Сейчас аналогичная ситуация происходит между церквями Македонии и Сербии, Македонии и Болгарии, также добивается автокефалии Черногория.

- Почему УПЦ высказывает мнение о том, что в вашей церкви отсутствует апостольское преемство и, соответсвенно, каноническое, действительное священство?
- Когда говорят о неканоничности церкви, то имеется в виду, что она не выполняет каноны православной церкви. Но мы следуем канонам первой христовой церкви, и если мы не нарушаем их, то можно ли называть нашу церковь неканонической? И предоставление Томоса есть свидетельство этому.
Что касается патриарха Филарета, то Священный синод Константинопольской церкви снял с него анафему, наложенную в 1997 году как вызванную политической ситуацией. Заключение Священного синода - нарушений канонов не было. Можно отлучить от церкви человека, если он нарушает, но если этого не было - то за что?

- Кто будет участвовать в Объединительном соборе?
- Сейчас в Украине действуют несколько православных церквей: УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ. В Соборе должны присутствовать, прежде всего, те, кто просил о предоставлении автокефалии. А это, в том числе, и епископы Московского патриархата, которые с началом возрождения Украины государства склонились к созданию независимой украинской церкви. Нельзя говорить, что именно сейчас начали этот процесс, еще вначале 90-годов предстоятель УПЦ Владимир Сабодан немало сделал для самостоятельности церкви, но только сейчас пришло время кардинального решения этой проблемы. Архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря назвал эти события “операцией, после которой нужно лечить, и рана заживет не сразу”. Российская церковь не раз имела возможность отпустить Украинскую церковь, но не сделала этого. Сейчас Вселенская патриархия восстанавливает историческую справедливость и как материнская церковь “отпускает “ нашу церковь.

ВАЖНО: в решении Священного синода Вселенского патриархата, перевод которого на украинский язык опубликован в Facebooke спикера УПЦ КП Евстратия Зори, говорится: «Обратиться ко всем вовлеченным сторонам с призывом воздерживаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества, а также от любых иных насильственных действий и мести, чтобы побеждали мир и любовь Христа...».

Gorod.cn.ua

Теги: церковь, Томос, автокефалия, Казновецкий, Киник

Добавить в:
Армения

СтоматГарант

ЦентрКомплект