Куда деваются крышки люков? (эксперимент)
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни замечал, как однажды утром на месте водопроводной шахты-люка оказывалась открытая дыра. Кое-кому даже «повезло» въехать в такую ловушку колесом автомобиля или нечаянно провалиться в неё на тёмной улице - это постарались ночные охотники за металлом. В поисках лёгкой наживы мародеры идут на воровство металла с кладбищ, с полигонов радиоактивных отходов, растягивают оборудование полуживых заводов, а самые ленивые – «ковыряют»… люки с улиц!
Возникло желание проверить, а можно ли сдать краденый люк, какие при этом возникают трудности и насколько большие доходы этот промысел приносит.
Естественно, никто заниматься воровством не стал, даже и понарошку, так сказать, «с подставой». Мы нашли более надёжный, лёгкий и безопасный путь, не чреватый каким-либо образом возможным конфликтом «с органами»: «Черниговводоканал» пошёл навстречу нашей затее и предоставил старый, непригодный для дальнейшего использования чугунный люк, который мы и попробовали «спихнуть» под видом ворованного.
Отрицательный результат – положительный вывод
В окрУге Чернигова есть четыре крупных предприятия, которые принимают чёрный металл. Подъезжаем к первому, оставляем автомобиль за углом, а люк перегружаем на тележку-кравчучку. В таком виде, стараясь представить себя в образе «нищих люмпенов», и закатываем наш чермет на территорию базы.
- Почём металл нынче принимаете? - спрашиваем у загорелого мужика возле весов, который стоял к нам спиной.
- Девяносто пять копеек за кэгэ, - процедил тот, не оборачиваясь.
Если помножить эту цену на вес крышки люка, равный пятидесяти килограммам, то выручим мы за него 47 с половиной гривен. Неплохо. Вполне достаточно, чтобы «сообразить на троих».
Тем временем приёмщик обернулся к нам и совсем другим тоном заявил, как отрезал:
- Ничего я у вас принимать не буду!
- Почему?
- Потому, что вы украли люк! Все люки – ворованные!
После такого диалога нам ничего не оставалось, как поспешить обратно к машине. Впереди оставалось еще три металлобазы - авось, где-нибудь да примут…
Но ни на второй, ни на третьей базах мы так ничего сдать и не смогли. А на последней нас вообще собирались сдать в милицию! Пришлось представиться, кто мы на самом деле, и пояснить, зачем притащили сюда люк. Хозяин предприятия Виктор Владимирович своё резко негативное отношение к такой «сдаче металлолома» объяснил так:
- И снимать люки, и принимать их на металлолом – это чистый криминал! Я сам живу в этом городе, езжу по его улицам, и проваливаться в дыры на мостовых желания у меня нет никакого! Поэтому люки ни при каких обстоятельства я принимать не буду! По тем же причинам не берём мы ничего с железной дороги, с кладбища. Никто у вас не примет водосливные решётки, снаряды, баллоны.
Рыбные места надо знать!
Не удалось нам сдать «ворованный» люк на легальных предприятиях по приёму чёрного металла. Это и понятно: никто не захочет рисковать дорогой лицензией ради нескольких десятков килограммов лишнего металла. Ну что ж: придётся обращаться в «подпольные точки»…
Ещё каких-то пять лет назад такие «приёмные пункты», расположенные в гараже или частном доме, были на каждом шагу. Теперь их количество заметно поубавилось: то ли их милиция разогнала, то ли бизнес этот стал невыгодным и хлопотным… Хозяева «точек» принимают железо в среднем по 40 копеек за килограмм, а потом сдают на те же металлопредприятия, но ужЕ по 95. Главное их преимущество – близкое расположение к потенциальному «металлоискателю-охотнику». Если кому-то с утра позарез нужны деньги, то он понесёт свой «товар» в ближайшее место, где его у него примут. Пусть и вдвое дешевле, но зато не нужно тащить тяжесть в другой конец города. Надеясь получить хоть двадцатку за свой люк, мы и «прошвырнулись» по известным нам таким «точкам».
Но, похоже, что «мордой для этого мы не вышли» - ни в одной из трёх хат люк не приняли. Всюду хозяева, то перепуганно озираясь, то хитро прищурясь, отказывались брать люк.
Даже подумалось нам: неужели в нашем городе некуда сдать ворованный люк? Тогда куда же они все пропадают?
Наши раздумия прервал незнакомый бомжеватого вида мужичок, который перед нами сдал шесть килограммов железа.
- ТАК вы люк нигде сейчас не сдадите! – «обнадёжил» он нас, когда мы уходили за порог последней известной нам «точки». – Но я вам за полцены помогу. Лады?
- Ладно. Чёрт с ним, с этим железом! Согласны. Сдаём люк - деньги пополам, – нарочито недовольно, но бодро ответили мы ему.
- Вам для начала разбить его нужно, тогда у вас могут его принять. Могут, но… - тут он запнулся, очевидно, раздумывая, стОит ли дальше открывать секреты своего «ремесла». - Кроме того, если тебя никто не знает, то у тебя никто и ничего не возьмет! – прояснил ситуацию так и не представившийся собеседник.
Ладно, спасибо и на том. Мы зашли в какой-то гаражный кооператив. Несколько ударов кувалдой – и вместо люка остались лежать куски железа разных размеров. Поскидывали мы это всё это добро в одну сумку, наваляли ещё немного разного бытового лома - и без особых проблем сдали хозяину «приёмного пункта» в паре сотен метров оттуда, где нас ожидал «от ворот поворот». Как «честные воры», мы поделили выручку. Мне досталось всего-то десять гривен. Вот так можно заработать двадцатку на двоих, нанеся городу убытков на тысячу гривен.
Проблемы негров шерифа не волнуют?
Пока ещё крышка люка была у нас в руках в целости и сохранности, хотелось проверить, как относятся граждане к расхитителям металла. Для этого мы нарочно катали люк на тележке сквозь людные места, для пущей видимости частично прикрыв крышку старой замызганной фуфайкой. Увы, сколько мы ни ездили, сколько мы ни колесили, никто даже и не попытался нас задержать, или хотя бы спросить, откуда у нас люк, а уж тем более - сдать в милицию! Только пару раз сзади слышалось недовольное бормотание прохожих: «Опять люк где-то скоммуниздили!» Когда же мы тащили кравчучку со злополучным люком (уж руки нам оборвал!) мимо остановки, порыв ветра сбросил фуфайку. Руки в рукавицах были заняты, пришлось обратиться за помощью к людям. Одна из сидящих поблизости женщин - добрая душа! - тут же подняла нашу маскировку и повесила её на место. Похоже, что всем эти люки просто «до лампочки»!..
Развивая эксперимент, мы решили таким же образом пройтись с люком мимо милиционеров. Может, хоть они поинтересуются, откуда у нас «водоканаловское» добро. Для начала мы протащили люк на тележке мимо Деснянского райотдела. БОльшая часть люка была прикрыта, но всё равно прекрасно было видно, что у нас за груз, да и круглая форма угадывалась ясно и чётко! Такая «маскировка», согласно здравому смыслу, должна была бы насторожить стражей порядка.
Идём от Красного моста по чётной стороне улицы. Возле милицейского крыльца стоял и оживленно беседовал по телефону типичного вида опер в штатском. На нас он не обратил никакого внимания! Миновав уже управление СБУ, мы сбросили с люка всю маскировку – эх, гулять так гулять! - и пошли обратно по тому же маршруту. Навстречу идёт прапорщик милиции, в форме. Ну, одновременно думаем и тихо переговариваемся: «Вот она удача!» Мысленно готовимся к объяснению. Оставалось между нами каких-то три шага, как прапорщик вдруг резко свернул и перешёл дорогу… в неположенном месте. Вот те на! Уже миновав во второй раз райотдел, замечаем пристальный взгляд молодого милиционера, стоявшего возле «Союза», на противоположной стороне улицы. Ну, думаем: сейчас догонит нас и спросит, да по всей строгости закона. Ага, не тут-то было! Он всё стоял и внимательно смотрел на нас, пока мы не исчезли из поля зрения, завернув за угол. Такая же самая реакция (вернее, полное её отсутствие!) ожидала нас и возле горотдела милиции на улице Шевченко, 13. Дважды(!) мы проезжали мимо милицейских дверей, но никто не бросился нас арестовывать. Получается, что окажись на нашем месте настоящие расхитители железа, они будут иметь очень хорошие шансы унести люк куда угодно?
Григорий Коломийчук, заместитель начальника КП «Чернігівводоканал»:
- По всему Чернигову разбросано более 32-х тысяч колодцев. В этом году уже своровали 87 люков. А в целом почти 800 шахт на сегодняшний день требуют ремонта и представляют опасность для людей. По мере возможностей мы их приводим в порядок. За четыре месяца этого года мы отремонтировали 84 колодца. В комплекте с обоймой новый чугунный люк стоит около 1000 гривен. На закупку новых люков уже потрачено более 86-ти тысяч гривен. Получается, что мы успеваем только покрывать текущие потери, а ещё несколько сотен шахт ждут своей очереди.
Самым «урожайным» для воров металла был 2005-й год. Тогда исчезло 557 люков. В 2006-м – 549, в 2007-м – 422, а в 2008-м – 334. Теперь, слава богу, количество краж идёт на спад. Во-первых, цена металлолома резко упала, во-вторых, положительно повлияли профилактические меры со стороны «Водоканала» и правоохранительных органов. Мы постоянно обращаем внимание людей на эту проблему через газеты и телевидение, а недавно сотрудники милиции впервые задержали воров с люками.
В последнее время на непроезжей части мы начали ставить пластиковые люки. Понятно, что воровать их не станут. В некоторых местах шахты пока пришлось накрыть бетонными крышками.
Факты:
количество краж идёт на спад:
2005 г. - 557 люков
2006 г. – 549 люков
2007 г. - 422 люка
2008 г. - 334 люка
2009 г. - пока 87 люков…
Иван Логин
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Иван Логин, люки, Григорий Коломийчук




