Имя беды – наркотик

Утро. Закрываю за собой двери своей квартиры. Выхожу на лестничную площадку. Спускаюсь по ступенькам: ездить на лифтах никогда не любил да и живу невысоко – четвертый этаж. Между третьим и вторым этажами моя нога на что-то наступает. Раздается хруст. Смотрю под ноги – использованный шприц с остатками какой-то жидкости.

Первое, что приходит в голову: «Вряд ли кто-то в подобном месте занимался самолечением». Но особенно размышлять некогда, пора на работу.



История употребления человечеством наркотиков и история самого человечества всегда тесно переплетались. Иной вопрос: кто имел доступ к психотропным средствам, а, следовательно, и опыт их использования? История подсказывает, что это была особая категория людей, стоявших во главе того или иного племени или группы. Чаще всего это были жрецы культа или вожди племен. Цель употребления одурманивающего зелья сводилась, в основном, к приобщению к миру духов, у которых испрашивались ответы на те или иные вопросы. Племя безоговорочно верило «духовникам», подчинялось им, а те, в свою очередь, держали в строжайшем секрете название зелья и строго обороняли доступ к нему.

Существовала и другая практика применения таких веществ. В мусульманской секте ассасинов употребление наркотика (конкретно, гашиша) в средние века являлось фундаментом, основой вероучения. Молодых людей, так называемых адептов, вводили в состояние наркотического транса, где им чудилось, что они находятся в окружении прекрасных дев, изысканных яств. После того, как человек «опускался на землю», руководители секты убеждали, что Аллах подарует ему это «чудо» в вечное пользование, если он исполнит тот или иной приказ. Почти всегда исполнение приказа влекло за собой смерть самого исполнителя (к примеру, требовалось убить видного человека, у которого была круглосуточная охрана). Так, ничего не ведая, ничему не научившись, молодежь бросалась в объятия смерти.

Наркотический «прорыв в массы» произошел после изобретения иглы для подкожных инъекций. Появилась возможность приобщиться к «потустороннему» здесь и сейчас. Не дремала и фармакология. «Во благо» народу синтезировались новые наркотические вещества: морфин, кодеин, некоторое время спустя – «белая смерть» - героин, чуть позже – метадон. Все это напоминает катящийся с горы комок снега, который, достигнув основания, превращается в огромный ком. Только в данном случае, в смертельный клубок сплетаются человеческие судьбы, а нередко - и сама жизнь.

Михаил Шаповалов, участник конкурса «Свежее слово», еженедельник «Семь дней» №19 (183), 11 мая 2005 года

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: наркотики, наркомания, «Семь дней», «Свежее слово», Михаил Шаповалов

Додати в: