Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Как журналистка ночной город патрулировала

Как журналистка ночной город патрулировала

Младший лейтенант Игорь Полевик и старший прапорщик Олег Шумал

Улицы вечернего Чернигова, как и любого другого города, контролируют машины милицейского патруля. Все об этом знают, но все ли их видели? Чтобы удостовериться в их существовании, а также по-настоящему окунуться в атмосферу ночного города, я попросилась с милиционерами  в патруль. О том, что я видела и слышала, читайте дальше.

«Корсар-14»* мчится на помощь
Голос по рации тревожно, повторяя каждую фразу, называет адрес, подъезд, этаж и предупреждает: «Возможно, у него есть оружие». Водитель разворачивает белую «семерку», молча едет и останавливается около указанного подъезда.

— Вы, наверное, останьтесь лучше в машине, — заботливо говорит мне один из милиционеров.
Мои попутчики, прямо как в фильмах о героической милиции, в одном ритме выходят из авто, хлопают дверцами и бегом направляются ко входу в подъезд.

Через несколько минут они выходят и ведут парня лет семнадцати, худенького, в наручниках. Он садится в машину, шмыгая носом: «Можно хоть высморкаться?». Голос дрожит — видно, испуган. Тут он замечает меня, смотрит. «Добрый вечер,» — говорю ему я спокойно. «Добрый вечер,» — робко отвечает он.

Задержанного расспрашивают, что же случилось, он сбивчиво рассказывает — коротко говоря, кто-то что-то не то сказал и за это получил по лицу.
Тем временем машина отъезжает от подъезда и бравый милиционер докладывает по рации: «Едем в опорный пункт. Информация не подтвердилась».

В Багдаде все спокойно
— С нашим опытом службы мы, можно сказать, уже умеем предвидеть, будет ли дежурство беспокойным, или тихим, — рассказывает мой попутчик, младший лейтенант Игорь Полевик. — Например, если луна полная — все, скучно не будет. А если к тому еще и пятница!..

Скучно на патрулировании бывает редко. Конечно, ездить всю ночь запасы бензина не позволяют: хватает только на 100—120 километров. Иногда, рассказывают, весь бензин на смену можно выездить по одним только вызовам до десяти часов вечера, а тогда уже всю ночь приходится стоять — на своей территории, поближе к «злачным местам».

В основном патруль действует по распоряжениям дежурного «102» — он получает звонки от населения, ориентируется, какая машина где находится, и передает вызов патрулю. Непорядки в городе обычно начинаются с того времени, как люди возвращаются с работы: мужская половина домой идет не сразу, по дороге заходит в питейные заведения, а некоторые и без таких визитов себе приключения находят. Если же дошли домой благополучно, то приключения начинаются дома с женой — тогда начинаются «семейные» вызовы, это обычно с 22.00 до 24.00. Милиционеры смеются: «Кровать без милиции поделить не могут!». В среднем за ночь автопатруль объезжает 5—6 вызовов, иногда их бывает и 10—12. Если все вызовы, например, по грабежам, то и горючего не хватит, не говоря уже о том, чтобы полноценно все отработать. Когда весь бензин использован, задания «перебрасывают» на другие патрули.

В автопатруль человека «пускают» только когда видят, что он уже «набил руку» на пеших патрулях, когда понятно, что он может принимать ответственные и адекватные решения

Изысканный вкус водки
Независимо от фазы луны и дня недели самые неспокойные места в городе —  там, где скапливается народ. В ночное время — возле питейных заведений, возле дискотек, в районах Центрального рынка, «Дружбы».
Разницу между «культурными» и «бескультурными» заведениями, рассказывают опытные блюстители, можно заметить сразу же — прежде всего по контингенту. В «культурные» люди приезжают на дорогих машинах и такси, так же, обычно, и уезжают. А в «некультурные» приходят на своих двоих. Уходят, правда, на четырех...

— Нельзя сказать, что с какой-то конкретной группой людей проблем меньше, — ведет речь старший прапорщик Олег Шумал, внимательно вглядываясь в сумерки. — Ведь есть и чернорабочие вежливые и скромные, даже когда нетрезвые, а есть и люди на дорогих машинах, которые в случае неприятности не даются в руки патрулю, обещают расправу и увольнение. Сложнее всего милиции приходится с малолетними правонарушителями. Да, в общем, со всеми проблем хватает.

И тут же сам собой всплывает вопрос о возможном разрешении носить украинцам травматическое оружие. Милиционерам такая идея совсем не по вкусу:
— Да вы что! Нашим людям не то что оружие, ложку давать нельзя! Если кто-то считает, что милиция не справляется со своими обязанностями, то идите в ряды милиции, помогайте. А только дай в руки нашим людям пистолет — и после первого стакана не просто мордобои будут, а перестрелки. А милиции за себя нечего бояться — у них же «резинки», а у нас — боевой. Не в каждой ситуации милиционер может определить, что в руках у задерживаемого, и потому может возникнуть необходимость применить свое оружие — причем на поражение. Так что перед тем, как показывать свою «игрушку», хулигану стоит подумать хорошенько.
Особо сложная ситуация сегодня у милиции с пьяными гражданами. И сложность не в том, как с ними справиться, а в том, куда их деть...
— Вот говорят все о правах человека. Но как их можно соблюдать, если для этого нет самых элементарных условий, — возмущается водитель автопатруля Анатолий.

Мои спутники рассказали мне много историй с очень похожей фабулой. Допустим, лежит на остановке пьяный человек без сознания, да еще и с расквашенным носом. Патруль его подбирает... а что делать дальше? Вытрезвитель упразднили, медики к себе его забирать не хотят (придет в себя — начнет всех «гонять»), и остается только вести его в отделение милиции. Если «клиент» хоть в какой-то мере «при себе», у него еще могут выведать адрес и довезти до дома. Если у него есть мобильный — можно попробовать дозвониться до родственников, чтоб забрали. А если нет? Что ж, посадят его в камеру, так называемый «обезьянник». Но это же — нарушение прав человека!

— Приходит гуляка в себя, начинает наезжать на милицию, мол, чего вы меня тут держали. Еще и скажет, что нос его разбитый — наших рук дело, а он, дескать, вообще не пьет и вчера вечером к жене с цветами спешил, — продолжает возмущаться Анатолий.

Бывали, говорят, случаи, когда и опорные пункты не хотели (или не могли) забирать выпивоху к себе — приходилось в машине возить. Один так и умер... от сердечной недостаточности.

Потому-то и мечтают милиционеры о камерах или хотя бы фотоаппаратах для службы, чтобы можно было запечатлеть: вот едет патруль, а вот человек пьяный — и уже готово доказательство.
— Ведь рапорту милиционера в судах последние годы почти не верят, — жалуются мои спутники.

Вот у ГАИ есть «Визир» — им легче. Да и штрафы у ГАИ не по 17 гривен теперь... Подняли бы штрафы и за административные правонарушения, тогда, заплатив однажды, человек бы в следующий раз подумал, прежде чем глупость делать. Да и аппаратурой служащих, может быть, снабдили бы. А пока, как сказал министр внутренних дел Юрий Луценко, деньги есть только на зарплату.

Нужно знать приемы
Разнимать буйных милиции приходится каждый раз по-разному — и тут становятся полезными психологические приемы и знания человеческой души. Иногда можно обойтись просто шуткой, а иногда приходится и «дубинкой по заднице лупануть» — это чтоб человек расслабился. Оказывается, во время задержания, когда надеваются наручники, а нарушитель сопротивляется, в напряжении, сломать ему что-нибудь очень просто.

— А хлопнешь по заднице или по рукам — и он мгновенно расслабляется, тогда легче.
Сидя в машине, милиционеры смеются и рассказывают историю о своем коллеге: раз было, забаррикадировался парень в аптеке, гранату в руке держит, никого к себе не подпускает! Что делать? А выкручиваться же надо — обезопасить... Вот вызвали «скорую», переодели одного сотрудника в белый халат. Заходит он в аптеку, всем видом показывает — делайте тут что хотите, хоть стреляйтесь, а мне позарез препарат нужен! Через несколько минут вышел — в одной руке хулиган, во второй — граната.

Часто при задержании приходится слышать: «Мне положен один телефонный звонок». В таком случае мы говорим:
«Вот я тебе сейчас дам любой кодекс, на твой выбор — и если там ты найдешь свое право на «один телефонный звонок», то мы тебе сто баксов из своих личных кошельков дадим и домой на руках занесем!»

Работа работой, но и беречь свои нервы милиционеры должны уметь.
— Я сознаюсь, и греха в этом нету, — откровенничает Игорь Анатольевич, — что после сложного дня я могу хряпнуть сто грамм и заснуть — лучшего средства для успокоения нету.

Еще для нервов и для психического здоровья милиционера хорошо, когда его... просто благодарят. Бывало, рассказывают опытные стражи порядка, и грабежи по-горячему раскрывали, и убийства. И когда чувствуешь, что ты просто принес людям пользу — ничего лучше нет.

Наша служба и опасна, и грустна
Экипажи для автопатруля, как ни странно, подбираются не под машину, а... сами под себя.
— Важно, чтобы члены одной команды понимали друг друга с полуслова, со взгляда, — делится со мной Анатолий. — Ведь если есть какая-то доля непонимания, то в сложной ситуации можно и растеряться, и превратно понять товарища — а последствия могут быть крайне неприятными...
В автопатруль человека «пускают», только когда видят, что он уже «набил руку» на пеших патрулях, когда понятно, что он может принимать ответственные и адекватные решения.

Не меньше, чем из-за невоспитанных пьяниц, милиционеры страдают от маленьких зарплат. Говорят, что даже десять лет назад так сложно, как сегодня, не было: тогда и льготы были заметные, и паек давали... Хотя не нужны были бы никому никакие льготы, если бы за работу платили достойно:
— Сейчас, бывает, зайдешь в троллейбус, скажешь, что при исполнении, — и смотрят уже на тебя волком... Аж мерзко становится на душе, —  вздыхает Анатолий.

Оттого, что работа нелегкая и зарплата маленькая, молодые парни в милицию идут без особой охоты. Если кто и идет — то от безысходности, кто-то — чтобы перетерпеть немного, а потом прямо по родственным связям «наверх» отправиться. Мало кто просто любит свою работу. Видимо, и на самом деле сложно ее любить, когда то ночное дежурство, то учения, то работа в праздники.

* * *
Когда министр внутренних дел Юрий Луценко вступил в должность, то сказал так: «Мы сделаем все для того, чтобы милиции не плевали в спину».
«Вот и сделали, — гласит милицейская молва, — теперь нам плюют в лицо». Раньше говорили: оторвал у милиционера погон — «трешка (три года тюремного заключения) в руке».
— А теперь что?.. Милиции не доверяют, ее не уважают и не боятся, — делится милицейскими обидами Игорь Анатольевич. — Но независимо от того, как к нам относятся, в случае опасности сразу же набирают 102. Вот недавно слышал в одном фильме фразу, больно она мне понравилась: «Менты — это зло, но без них — беспредел».
Как свидетель рабочей милицейской ночи, я могу сказать: если бы меня  защищали такие люди, как мои трое спутников, я была бы согласна на любые налоги.

Справка
В Черниговском батальоне патрульной службы УМВД по штатному расписанию числится 161 человек. Для того чтобы полностью «покрыть» город, нужны хотя бы 300 человек.
Среди личного состава батальона
10% служат до года,
17% — до трех лет,
51% — до 10 лет,
22% — более 10 лет.
С 1990 года погибло при выполнении служебных обязанностей 6 служащих батальона.
В области патрулированием от МВД занимаются 265 человек — это взводы в Нежине и Прилуках, также отдельные группы по 3—9 человек в других населенных пунктах.
В пяти районах области такого патруля нет вообще.
Ежедневно за счет своего личного времени 30 работников МВД дополнительно патрулируют городские улицы с 18.00 до 23.00.
Автопатрулей МВД в городе пять: четыре несут службу в вечерне-ночное время (с 18.00 до 6.00 или с 20.00 до 8.00), один — днем (с 9.00 до 20.00).
Каждый автопатруль состоит из трех служащих.
За два месяца 2009 года по линии «102» было получено более шести тысяч заявок о происшествиях и преступлениях.
В гараже батальона УМВД стоят такие автомобили:
Volkswagen Transporter
Hyundai Tucson
ВАЗ-2107 — два автомобиля
УАЗ «Патриот»
«Нива»-шевроле
Все автомобили не старше двух лет.

* «Корсар-14» - кодовое название одного их патрульных автомобилей

Анна Прейс,  еженедельник «Взгляд», № 15(096)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: ночь, патруль, Анна Прейс

Додати в: