Председатель ГК «Евротэк» рассказал о будущем торговой сети «Союз»
АКТУАЛЬНО Ситуация вокруг фирмы «Союз» по-прежнему остается в зоне внимания. Жителей города эта проблема волнует потому, что они привыкли к хорошему «магазину у дома». Для трех тысяч работников «Союза» и членов их семей это вопрос получения доходов, а следовательно - выживания. Для властей – остросоциальный вопрос, который нужно урегулировать в срочном порядке. Для политиков – еще один повод для пиара. В начале апреля мы встретились с Михаилом Весельским, председателем совета директоров ГК «Евротэк», и попытались узнать его точку зрения на будущее торговой сети, до недавнего времени столь популярной на территории Чернигова.
- Михаил Николаевич, с чего начинался «Евротэк» и чем компания занимается сегодня?
- Как и все компании с предпринимательской инициативой в сфере торговли. Только мы занимались продажей сельхозпродукции, потом переместились в производство и более 10-ти лет занимались производством. В том числе брали развалившиеся или полуразвалившиеся предприятия, на которых люди «по уши в грязи», в безысходности, без перспективы и надежды, давно не видели зарплаты и ходят «на работу» с одной целью – что-нибудь доукрасть. Мы реконструировали и реструктуризировали эти предприятия - и в итоге получили неплохой продукт, посмотрев на который, становится приятно и в какой-то степени возникает чувство гордости.
В 2006-м году у нас появился новый проект. Если смотреть на этот проект в целом – то нам хотелось создать хорошую национальную розничную торговую сеть. Мы задумали построить сеть, которая будет ориентирована на потребителя. Покупатель во всей этой структуре – главное звено. Все идет от него, он – главный инвестор. Деньгами из своего кошелька покупатель инвестирует всю цепь от прилавка магазина и до поля фермера.
Мы определили себе миссию: формировать культуру и стандарты розничной торговли, улучшая тем самым качество жизни в Украине. И положили это в основу проекта.
Фактически начав с нуля, в конце 2007 года мы построили свой первый минигипермаркет. За 2008-й год – еще восемь магазинов большой площади по территории всей Украины. Сейчас мы работаем с проектом розничной торговли, развивая его не только в Чернигове, но и во Львове и других городах.
- Почему от производства «Евротэк» перешел в розничную торговлю?
- Захотелось создать и выполнить более масштабный проект, более важный, вот и приняли решение о розничном проекте. Сейчас мы хотим занять значительный сегмент на рынке. В предыдущие годы мы брали земельные площадки и что-то строили. В настоящее время строить нет смысла. Лучше брать вот такое и находить решения выхода из кризисных ситуаций. Поэтому в ситуации с «Союзом» нет ничего сложного. Есть Чернигов, есть магазины, есть фирма, которая попала в кризисную ситуацию – и больше ничего. И если компания попала в кризис - или Весельский, или кто-то другой, но пришел бы на это место. Потому что это - потенциально интересная вещь.
«Союз» - это сеть «магазинов у дома», и в этом есть ряд плюсов и минусов. Первый плюс - сеть «Союза» сильно локализована и при этом занимает довольно большую долю рынка на ограниченном пространстве. Второй плюс - эконом-формат в кризисное время работает несколько эффективней: покупатели - большинство населения. Минус, по крайней мере, для нас, – это не наш формат, и с ним нужно немножко поработать, чтобы перезапустить.
- Отразится ли, на ваш взгляд, на бюджете Чернигова смена места регистрации торговой сети?
- ЗАО «Евротэк» - киевское предприятие. Тем не менее, в Чернигове мы будем платить все налоги, которые остаются в местном бюджете. Я пока в деталях не знаю ситуации с налогами по персоналу, но есть понимание того, что если есть возможность платить их здесь – то так оно и будет. Все другие налоги, которые «транзитом» проходят в государственный бюджет, - от них для жителей региона толку мало. Для налоговых служб это - принципиально, для губернатора - принципиально. А для жителей Чернигова – какая разница, сколько собрали НДС, который пошел прямиком на Киев? Те деньги, которые остаются в использовании общины, – они для города важны.
- Можно слышать мнения о реприватизации «Союза», создана депутатская комиссия, люди выходят на митинги протеста. Как вы к этому относитесь?
- Вопрос реприватизации – это на самом деле смешно. Но даже теоретически, если допустить, что эта комиссия придет к выводам об отмене приватизации, то становится очень злободневным вопрос о возврате денег, заплаченных в бюджет. И цена на самом деле не такая уж и «смехотворная», как пишут, особенно в преломлении сегодняшнего дня. Она значительна и становится неподъемной для местного бюджета. И если посмотреть на принятое на последней сессии городским советом решение об отмене приватизации трех магазинов, то, по крайней мере, становится непонятным их смысл. Я не хочу никого обижать, но я бы, например, на месте депутатов заставил выполнить план приватизации и выкупить эти три магазина. Стоимость одного квадратного метра по условиям приватизации составляла 10 тыс. грн. Если вы сегодня найдете покупателя, который реально способен заплатить 2-3 тыс. грн. за квадратный метр – это будет супер! Но депутаты, введенные в заблуждения некоторыми предпринимателями, принимают решение об отмене приватизации. И что дальше? Отменили – и…? И ничего! Вместо того, чтобы бюджет получил доход по 10 тыс. грн. за квадратный метр – бюджет не получил ничего. Такие решения сродни принципу «Выколю себе глаз – пусть у тещи зять будет кривой!»
Митинг протеста – явление интересное. Во всем должен быть здравый смысл. Я предприниматель, я должен «порождать» прибавочную стоимость – такое мое предназначение. А когда предприниматели (не политики) организовывают митинги, то где же добавочная стоимость? Поможет ли митинг кредиторам вернуть деньги? Скорее всего, таким инструментом, как митинг, можно пугать политиков, но реально это денег не приносит. Хотите - верьте, хотите - нет, но деньги пропали. Деньги банально потеряны, в основном, по вине кризиса.
Как эти деньги потерялись? Первый момент: кредитный портфель в долларах. Курсовая разница - это уже 60% прямой потери. Второй момент: деньги за товар не сразу возвращались поставщикам, а инвестировались в долгосрочные проекты в надежде получить долгосрочные кредиты. И это глобальная ошибка многих наших ритейлеров.
А что получил в этой ситуации «Евротэк»? На сегодня – это право пообщаться с поставщиками «Союза», право пообщаться с банками и взять в аренду «коробки» (которые фактически принадлежат банкам) с обязательством сохранить магазины работающими. Если завтра я с банками не договорюсь, у меня эти «коробки» из аренды просто заберут.
- Есть ли у вас программа выхода из сложившейся ситуации?
- Мы предлагаем продолжить дальнейшую работу и через некоторое время вернуть часть денег. Когда деньги потеряны, но находятся люди, которые говорят, что могут отдать какую-то часть денег – это, на мой взгляд, хорошее предложение. Теперь о том, какую часть денег возвращать. Безусловно, поставщики - разные компании, у которых разная маржа, разная эффективность работы. К примеру, «Молокозавод» - долг 1,8 млн. грн. Для регионального «молочника» потерять такую сумму – это банкротство. В итоге мы приняли все 100% долга. Производство хлеба – опять принято 100% долга. В то же время «водочникам» говорим – берите немного потерь на себя. Потому что на водке другая маржа, это не хлеб и не молоко. С кем-то договорились, с кем-то нет.
В отношении с поставщиками: чтобы уйти от дискуссии о сроках погашения долга, мы предложили отдавать долги «от оборота». Это будет, на наш взгляд, честно. Хотите быстрее – делайте большим оборот. Сейчас этот механизм заработал - и вроде бы выглядит неплохо. На сегодняшний день из 640 поставщиков сети «Союз» около 230 подписали договора. В товарообороте – это около 60%. Расчеты с поставщиками мы проводим день в день, по условиям договоров.
Сегодня мы получили разрешение на торговлю и забрали «на себя» весь персонал. Задача №1 – сохранить магазины работающими, а следовательно, и сохранить рабочие места. По поводу наполняемости магазина товаром, то я обещал жителям города, что она будет восстановлена через два месяца, хотя для себя я поставил более сжатые сроки. Пока прошла неделя - и изменения уже заметны.
- Планируете ли вы менять систему продаж «Союза»?
- Мы постараемся сохранить и реанимировать существовавшую систему продаж. Сеть «Союза», если убрать нюансы, достаточно неплохо работала для покупателя. В отношении ценовой политики и действовавшей системы скидок – мы ничего менять не планируем. Нельзя ставить высокие цены, поскольку это формат социальных магазинов и высокие цены здесь «работать» не будут. По поводу брэндов «Союз» и «Квартал» я пока особо не думал. Это проблема по важности попадает на двадцатое место - сегодня есть более важные вещи. Если торговая марка не дискредитирована в глазах покупателя, то она имеет место быть.
Мы планируем заниматься только продуктами питания. Успех может быть в чем-то одном. Я не верю в дифференцированные бизнесы, разносторонние направления, когда один человек может вмещать в себе кучу всяких знаний. Это все настолько тяжело, нужно принимать и обрабатывать столько информации, а если эта информация еще и из разных секторов экономики, то это становится вообще нереальным!
- Какие отношения сложились у вас с городскими властями?
- Была встреча и с Александром Соколовым, и с Олегом Белоусовым. Они меня удивили хорошим отношением. Обычно власть - это такая субстанция, которая заботится больше о каких-то личных вещах и абстрагируется от интересов тех, кого они должна защищать по должности. В данной ситуации можно было бы от нас чего-то потребовать, но не последовало даже никаких намеков «на личное». Власти достаточно четко структурировали то, что они просят. Мне сказали: «Нам все равно, кто будет собственником, но если будет решен ряд вопросов, то мы будем помогать». Первое требование – сохранить магазины, сохранить рабочие места и не выставлять людей на улицу. Это нужно как для людей, которые работают в магазинах, так и для тех, кто живет в городе и ходит в магазины за покупками. Если магазины закрыть, то может быть социальный взрыв. Второй вопрос – решить проблему возврата долгов черниговских производителей. Именно производителей, потому что это базообразующие предприятия города, это рабочие места, это налоги. И здесь наше желание полностью совпало с желанием городской власти.
- Ваше отношение к пиар-акциям и благотворительности?
- Помочь детскому дому или какой-нибудь больнице – такое мы делаем. Можем помочь детскому саду, где воспитываются социально незащищенные дети. А на гулянье – денег нет. Пиар-вещи: «мы такие модные, и спонсируем, например, Масленицу в городе», где народ упивается и непонятно что делает – мне это не нравится.
Цитата
Для меня есть два важных момента. Первый: я достаточно проукраинский и никак не могу понять, как 48- миллионная нация может стоять с протянутой рукой? И второй: когда все это закончится и что для этого нужно делать? Про нацию в целом я не могу говорить – для этого у нас есть политики. В свою очередь, в меру своих возможностей, я делаю какие-то «точечные» вещи, строю объекты, создаю рабочие места, за которые не стыдно и которыми можно гордиться, как достижениями украинцев.
Михаил Весельский, г.Чернигов,2 апреля 2009 года
Справка
1995 – год основания ЗАО «Евротэк».
1998-2000 – компания приобретает ряд производственных предприятий и образовывает Группу компаний «Евротэк», в состав которой входят 2 маслоэкстракционных завода, 13 предприятий по хранению и переработке зерна, хлебозавод.
2003 – «Евротэк» приступает к выпуску рафинированного растительного масла в ПЭТ- бутылке и регистрирует ТМ «Стожар».
2004 – Система управления ГК «Евротэк» сертифицирована в соответствии с ISO 9001:2000.
2005 – торговая марка "Стожар" занимает третье место среди украинских торговых марок растительных масел.
2006 – акционеры ЗАО "Евротэк" принимают решение о продаже производственных активов и об инвестировании средств в динамично развивающийся рынок розничной торговли продуктами питания.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Михаил Весельский, «Евротэк», «Союз», Игорь Грищенко




