Советы преподавателю иностранного языка
Начало нового учебного года всегда связано со стрессом и напряжением. При этом оно задает тон всей дальнейшей работы – не важно, предстоит вам преподавать в новой группе или продолжить обучение уже знакомых вам по предыдущему году учеников. Чтобы первый день был по-настоящему веселым, запоминающимся, и одновременно настроил вас и ваш класс на работу, попробуйте начать с одной или даже нескольких из предлагаемых ниже игр. Помимо прочего, они еще и помогут ученикам познакомиться – или узнать друг друга получше.
Цепочка имен
Если ученики просто представятся, назвав свои имена, – вероятнее всего, ни вы, ни одноклассники их не запомнят. Поступите по-другому: предложите составить цепочку из имен, когда первый человек называет свое имя, второй – имя первого и свое, и так далее. Конечно, такая игра подойдет для новичков и для тех групп, в которых учащиеся совершенно не знают друг друга.
Если предстоит работа с теми, кто знает английский язык на среднем либо высоком уровне, а также в классе, в котором вы уже преподавали, усложните задачу. К имени можно прибавить род занятий, хобби, интересный факт о себе, любимое блюдо, или даже любимое слово на английском языке – словом, все, что, по мнению ученика, может выделить его в группе.
Задачи на год
Обычно мы начинаем новый календарный год, обещая себе добиться определенных целей. Почему бы не сделать то же самое в начале учебного года? Пусть ваши ученики составят список достижений, которых они хотели бы добиться за будущие девять месяцев, и поделятся ими друг с другом. Не забудьте поучаствовать в разговоре и расскажите, чего вы ожидаете от своей работы и от них. В конце обязательно запишите то, что прозвучало, и сохраните список до конца года, чтобы понять, получилось ли у вас достичь задуманного.
«Угадайте, кто это?»
Предложите эту игру в незнакомой группе после того, как все успели представиться (и, возможно, несколько раз без ошибок повторить «Цепочку имен»). В группе, которая уже какое-то время учится вместе, можно начать с нее занятие. Суть в том, чтобы каждый написал на карточке 2 – 3 факта о себе (конечно, на иностранном языке). Информация должна быть не слишком известной, и при этом достаточно занимательной.
Соберите карточки, перемешайте и зачитывайте по одной. Задача группы – угадать, чью именно карточку вы держите в руках.

Альтернативы
Играть можно и с новой группой, и с уже знакомой вам. Пусть ученики по цепочке задают друг другу альтернативные вопросы, начинающиеся со слов «Что ты выберешь?». Например: «Что ты выберешь на обед: пиццу или салат?», «Что ты выберешь: детективную историю или любовный роман?» и так далее. Чем более интересными будут альтернативы – тем лучше. Ответив на вопрос, ученик получает право задать собственный, и так далее.
Если людей в группе или классе немного, можно организовать игру в форме интервью, когда у каждого будет возможность выйти и ответить на вопросы своих коллег. Более сложный вариант – когда вопросы об определенном человеке задаете вы, а группа пытается угадать ответ, предлагая объяснения.
Этот предмет похож на меня…
Пусть ученики найдут в своих вещах один-два предмета, которые, по их мнению, чем-то похожи на них, или могут описать их характер, привычки и так далее. Выйдя с этими предметами на середину аудитории, их нужно назвать и пояснить, в чем именно заключается сходство.
Чтобы усложнить игру – начните с того, что ученик просто покажет предметы аудитории и назовет их, а остальные постараются догадаться, почему были выбраны именно эти вещи.
Ассоциации
Отличная возможность раскрепостить аудиторию – как уже знакомую между собой, так и ту, которая встретилась впервые. Игра ведется по цепочке: первому ученику нужно назвать любое слово на иностранном языке, а следующему – продолжить тем словом, которое у него ассоциируется с предыдущим. Если у кого-то возникают сомнения в их связи, дайте шанс тому, кто назвал слово, пояснить возникшие у него ассоциации.
Более продвинутый вариант, который подойдет для группы с достаточно высоким уровнем владения языком, – когда следующее слово не только связывается с предыдущим на уровне ассоциаций, но еще и начинается с его последней буквы.
Самореклама
Дайте ученикам возможность предстать в самом выгодном свете – разрешите похвастаться тем, что они сами считают наибольшим своим достижением. Это может быть покорение горного пика или владение еще несколькими языками, умение готовить или способность развеселить любого. Важно, чтобы сам говорящий считал это собственной победой. Помимо позитивного настроя на грядущий год, такое начало еще и поможет ученикам запомнить друг друга.
Три к одному
Разделите группу на три-четыре человека, и пусть они найдут 3 факта, которые их объединяют. Затем пусть каждый подыщет одну вещь, которая присуща только ему – например, цвет глаз или то, что он побывал в стране, где больше никто не был. Дайте на это определенное количество времени – скажем, от пяти до восьми минут.
Когда время истечет, попросите группу представиться, рассказав о трех объединяющих их фактах, и о тех, которые различны. Пусть остальные ученики догадаются, кому принадлежит каждое из уникальных описаний.
Когда у всех групп будет возможность выступить, обязательно найдите три факта, которые являются общими для всего класса – даже если это будут тривиальные вещи вроде «Мы дышим одним воздухом».
Не бойтесь отдать на развлечения целый урок – впоследствии такая расточительность обернется позитивной мотивацией учеников, их большей расслабленностью на занятиях и дружескими отношениями в группе.
Статья подготовлена проектом - бюро переводов "Какаду"
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




