Кто создает непрозрачность вокруг земли?
Это затрагивает каждого. У одних отберут землю. У других застроят детскую площадку. Около третьих тихонько выделят землю для вредного производства. Время разобраться, кто защищает эту непрозрачность. Тем более, что вот-вот могут исчезнуть деньги, выделенные для ее ликвидации.
К чему приводит непрозрачность?
- Вы же знаете ситуацию по Донецкому ботсаду?
-Нет, не знаю, не знаю я, - с сияющей улыбкой качает головой заместитель председателя Госкомзема Владимир Кулинич.
Он сидит в удобном кресле в маленьком кабинете в обшарпанном здании Госкомзема в Киеве. Вокруг дома – скелеты огромных новостроек, которым явно не хватает земли. До кризиса они подобрались к роддому, где рожали Алла Мазур, Тина Кароль, а месяц тому назад – Иванка Коберник. Вокруг Кулинича – десяток журналистов, которым явно надоело искать ответ на вопрос, когда это кончится. «Это» - бесконечные жалобы людей на махинации вокруг земли. Люди звонят в приемную Кулинича, он внимательно их выслушивает и - как правило - советует обращаться в областные отделения. Но уже с «пропуском» - «скажите, что Кулинич попросил». Журналистов собрали освещать эту «телефонную линию».
В перерыве между звонками журналисты упрямо рассказывают, как в Донецком ботаническом саду построился Виктор Янукович. Это старая история. Кулинич в Госкомземе уже двенадцатый год - молчит и дальше улыбается. Из улыбки нельзя сказать, что он удивлен. Но и что не удивлен, тоже сказать нельзя.
- По-видимому, для гражданина, который имеет в частной собственности такие участки, должны быть прописаны определенные ограничения относительно того, что он не полностью будет владеть этими участками. Но я этого не знал, - продолжает настаивать он.
- Вы этого не знали? - не отстают журналисты.
- Нет.
Люди жалуются и жалуются. Это проблема, которая мучает всех. До кризиса - даже застройщиков с большими деньгами. Где есть земля под застройку? Как ее получить? Платные ответы на эти вопросы, получаемые только избранными, и были одной из причин невероятных цен на жилье. Строительных компаний в Украине – десятки тысяч. А вот застройщиков – просто десятки, потому что это закрытый клуб, где настоящей конкуренции фактически нет, а значит, нет и настоящей цены.
-Количество нарушений в сфере использования и охраны земель приобретает угрожающие масштабы, - констатировала в понедельник комиссия Совета нацбезопасности и обороны. И поручила «принять меры», «обеспечить», «усилить».
Как это действительно можно исправить?
Иногда эксперты, реже – политики, произносят эти слова: «Автоматизированный государственный земельный кадастр», «Надежная регистрация прав собственности», «Размежевание и зонирование земель».
Сделать кадастр – значит разобраться, где какая земля, кому она принадлежит и – с точностью до 30 сантиметров – занести всю информацию в компьютерную базу. Тогда в любую секунду можно посмотреть статус любого участка.
Сделать надежную систему регистрации прав – значит защитить эту компьютерную базу от вмешательства или поломки, четко определить, кто имеет право вносить туда изменения, и поручить этим людям регистрировать соглашения покупки-продажи, аренды – все операции с землей. С уголовной ответственностью за отклонение от процедур. Тогда в любую секунду можно будет подтвердить, что ваша земля – это ваша, а его – это его.
Сделать размежевание земель - значит четко определить, кто конкретно отвечает за землю, не перешедшую в частные руки. За эту – сельсовет, за эту – горсовет, за эту – правительство.
А сделать зонирование земель - значит, что эти ответственные органы должны определить и объявить всем, ЧТО они собираются с землей делать. Эту – сдавать в аренду аграриям. Эту – продать (по закону – только через аукцион!) под застройку. Эту – отвести под парки, скверы и спортивные сооружения. А эту – зарезервировать под строительство автострады, газопровода или украинской Силиконовой долины. Такое зонирование должно согласовываться с людьми, живущими в этих селах или городах. Недавно – как эксперимент – одно зонирование прошло в селе на Полтавщине. Человек, который его организовывал, увлеченно рассказывает, как это увлекло жителей.
Отчего это не сделано по всей стране? Проект закона о зонировании согласовывается в правительстве Юлии Тимошенко. Но его невозможно делать без размежевания. А размежевание невозможно сделать без кадастра. Как и надежную систему регистрации прав.
Почему нет законов об этом? Есть. Еще в 2004 году по предложению депутатов Владимира Демехина из Партии регионов и Владимира Матвеева из Компартии был проголосован закон «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений». Он предусмотрел:
- создание единого Реестра информации о земле, домах и операциях с ними;
- официальное признание и подтверждение государством этой информации;
- внесение информации в Реестр исключительно специальными государственными регистраторами, обязанными иметь юридическое образование и пройти шестимесячную учебу;
- уголовную ответственность этих регистраторов за нарушение закона;
- создание специального фонда, из которого регистраторами возмещались бы пострадавшим от нарушения закона убытки.
Специально под этот закон Мировой банк обязался дать Украине кредит в 350 млн. долларов. Эти деньги должны были быть потрачены на:
- фотографирование всей земли с самолетов и создание полного земельного кадастра;
- создание автоматизированной системы, которая бы защитила и одновременно обеспечила доступ к единому Реестру информации о земле, домах и операциях с ними;
- закупку нужной техники;
- обучение государственных регистраторов;
- консультирование землевладельцев.
Мировой банк гордо называл проект одним из крупнейших и важнейших в своих отношениях с Украиной. Недавно его директор по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер предупредил правительство, что если ситуация не изменится, летом деньги могут быть отозваны.
Кто это заблокировал?
«...не отвечает Конвенции о защите прав человека» - эти слова встречаются в каждом втором письме, которыми четыре последних года обмениваются Министерство юстиции и Государственный комитет по земельным ресурсам. Эта переписка попала в «Свідомо».
И она прозрачно объясняет, почему не был воплощен закон. Для этого правительство должно было утвердить порядок ведения такого Реестра информации о земле, домах и операциях с ними. Определить правила подготовки и подбора государственных регистраторов. Создать фонд возмещения убытков. И так далее. Проекты этих решений готовились Госкомземом и... блокировались Минюстом. И при Романе Зварыче из «Нашей Украины», и при Александре Лавриновиче из Партии регионов, и при нынешнем министре юстиции Николае Онищуке (тоже «Наша Украина») министерство писало «…не отвечает Конвенции».
В прошлогоднем письме Онищук уточнил: «Кабинет Министров определил другую концепцию… Программой «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» предусматривается сделать Минюст специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Это и есть разгадка! Закон 2004 года поручал создать и администрировать единый реестр Госкомзему. А эта информация в Украине – на вес золота. К тому же доступ к такому Реестру закон сделал платным. А это – доходы. Минюст, который создал при себе реестры отдельных операций (запрещений отчуждения недвижимого имущества, наследств, сделок, ипотек, прав собственности на недвижимое имущество), не хочет отдавать их ведение Госкомзему. Наоборот, он продвигает через Раду новый закон, который поручит вести такой Реестр ему, Минюсту.
«Свідомо» направило министру юстиции и главе Госкомзема вопрос «Как прекратить борьбу ваших ведомств за право курировать такую систему?»
Госкомзем промолчал. Минюст ответил аргументами передать это право ему, прибавив: «Ситуация, сложившаяся сегодня вокруг построения в Украине системы защиты прав собственности на недвижимое имущество, является недопустимой. Существующее состояние дел лишь отталкивает потенциальных инвесторов, ослабляет доверие, уверенность и лояльность среди имеющихся инвесторов, а также создает предпосылки для массовых нарушений в сфере государственной регистрации прав».
Вот с чем невозможно спорить. Госкомзем, уходя от ответа на наши вопросы, во время подготовки материала прислал свою новость. О том, как первый заместитель директора черкасского филиала Центра государственного земельного кадастра одновременно зарегистрировался частным предпринимателем, получил лицензию на выполнение землеустроительных работ и сам себе давал заказы. А и.о. начальника Черкасского районного отдела этого филиала попробовал вывезти Книгу записей регистрации государственных актов на право собственности на землю.
Фамилии этих людей мало что скажут. А вот фамилии политиков, которые несут ответственность за работу Госкомзема, стоит знать. Сейчас комитетом руководит Олег Кулинич – выдвиженец Блока Литвина. Справедливо отметить, что назначение произошло более двух месяцев тому назад. Поэтому оценивать его нужно по работе Госкомзема, в частности, и в создании надежного и полного кадастра в ближайший год.
А вот весь прошлый год Госкомземом руководил выдвиженец Блока Юлии Тимошенко Владимир Воеводин.
Тимошенко, дважды премьер-министр за последние четыре года, также делит ответственность за то, что не прекратила противостояния Минюста и Госкомзема, за которое расплачивается вся страна. Вместе с коллегами по премьерскому креслу Юрием Ехануровим и Виктором Януковичем.
Виктор Ющенко формально поддерживает идею единого Реестра информации о земле, домах и операциях с ними. Это требование регулярно появляется в решениях Совета нацбезопасности, возглавляемого Президентом. Он не пропускает закон о возвращении части полномочий Минюсту. Но также правда и в том, что оба министра юстиции, завалившие идею под ковром (Зварыч и Онищук), получили эти должности по квоте Президента.
Пользуясь тем обстоятельством, что значение хорошо сделанного кадастра понимают лишь специалисты, политики и дальше саботируют его создание! Немногие заметили ляп, допущенный комитетом Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений. Он – после полуторагодичного перерыва – опять вынес на голосование закон о Государственном земельном кадастре. (Необходимость отдельного закона о кадастре записана в Земельном кодексе. На его отсутствие депутаты постоянно ссылаются, объясняя, почему они не разрешают легальную продажу земли.) Так вот, комитет подготовил документ не как новый закон, а как повторное преодоление вето Президента, что запрещено Конституцией. Это немедленно заметил тот же Лавринович - и законопроект был снят с рассмотрения. То есть за полтора года закон подготовили так, что его нельзя было принимать!
«Свідомо»: - Почему юристы комитета подготовили закон, что его можно было не рассматривать?
Николай ПРИСЯЖНЮК, депутат Партии регионов, председатель комитета Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений: - Это недоработка комитета. Для того, чтобы эту ошибку исправить, мы срочно будем подавать новый законопроект.
«Свідомо»: - Когда?
Николай ПРИСЯЖНЮК: -Я думаю, что за две-три недели мы предоставим новый законопроект.
Нужно следить за этим! Потому как отсутствием отдельного закона Госкомзем объясняет, почему он до сих пор не создал земельный кадастр. Как сообщил «Свідомо» один из чиновников, имеющих доступ к данным Госкомзема, они охватывают не больше 80% земли вокруг сел и менее половины земли в городах. А главное - эта информация хранится на бумаге! Автоматизированная система – фикция! В феврале Госкомзем опять объявил о создании очередной рабочей группы для разработки принципов такой системы.
Сколько можно? Документы о земле регулярно похищают, жгут, подделывают. Или еще проще - не выдают.
Председатель аграрного комитета Рады рассказал личную историю. Он хочет купить у сельсовета две сотки земли между своим участком и дорогой. Сельсовет дал согласие. А вот представитель районного отделения Госкомзема попросил... 5 тысяч долларов.
Что еще раз доказывает - это проблема, которую почти всем выгодно разрешить.
Кстати
Сделать автоматизированный государственный земельный кадастр – значит разобраться, где какая земля, кому она принадлежит и – с точностью до 30 сантиметров – занести всю информацию в компьютерную базу. Тогда в любую секунду можно посмотреть статус любого участка…
… пользуясь тем обстоятельством, что значение хорошо сделанного кадастра понимают лишь специалисты, политики и дальше саботируют его создание!
Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: земля, земельный вопрос, Свідомо, Егор Соболев




