Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Три года жители общежития по проспекту Мира боролись за то, чтобы не лишиться крыши над головой, и победили

Три года жители общежития по проспекту Мира боролись за то, чтобы не лишиться крыши над головой, и победили

Три года жители общежития по проспекту Мира боролись за то, чтобы не лишиться крыши над головой, и победили

Ретроспектива
«Разваленное, построенное, по данным бюро технической инвентаризации, в 1968 году двухэтажное здание приютило работников ремонтно-механического завода «Октябрьский молот».
— Сегодня в общежитии проживает тридцать семей. Это приблизительно  восемьдесят человек, — говорит жительница общежития Лариса Антоненко. — Большинство из нас проработали на «Молоте» по двадцать и более лет. Сейчас тут проживает четырнадцать семей, которые уже не работают на заводе. Нас увольняют с формулировкой «без предоставления жилья». А люди тут живут много лет, семьями обросли. Другого жилья у нас нет, хотят лишить и этого.
Обещаниям руководства о строительстве нового дома на месте полуразрушенного общежития жители не поверили и обратились за помощью в прокуратуру».

Из публикаций  черниговских сми

Приватизировали общежития…   заодно и жильцов
Лилия Федорченко, начальник отдела представительства интересов граждан и государства в судах областной прокуратуры,  отстаивая их интересы, пошла по пути доказательства незаконности приватизации общежития в составе целостного имущественного комплекса.   „Прихватизация” конца 90-х, предоставив возможность растаскивать государственное имущество по закромам, опиралась на несовершенное законодательство. То ли не додумав, то ли с определенным умыслом народные депутаты заложили в Закон «О приватизации государственного жилого фонда» обтекаемую норму: «Государственный жилой фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность с последующей его приватизацией». Слово «может» послужило сигналом к включению общежитий, клубов, поликлиник, детских учреждений и так далее в уставные фонды открытых акционерных обществ.
Но уже через несколько лет, когда руководители предприятий получили контрольные пакеты акций предприятий и на первый план вышли личные интересы, когда содержать соцкультбыт становилось все накладней, эти  помещения стали приспосабливать  для получения выгоды. Интересы людей, заселяющих их, как правило,  при этом вообще не рассматривались. Общежития продавали, перепродавали, сдавали в аренду, устанавливали неадекватную плату за проживание, — обитатели собственникам мешали, не давая развернуться.

Запоздавшее покаяние
Все это происходило при молчаливом попустительстве государственных и местных властей — «таков закон». И только в 2005 году Фонд государственного имущества  заговорил о незаконности прошедшей приватизации. По словам заместителя председателя Фонда Александра Потимкова, это стало возможным после детального изучения ситуации, вызванного «сменой ключевой команды» ФГИ.
— Фонд госимущества, проанализировав итоги приватизации за пятнадцать лет, признал, что общежития были включены в уставные фонды предприятий и переданы в частные руки ошибочно. Согласно законодательству, общежития являются частью государственного жилого фонда, а такой фонд не подлежит приватизации. Эта непростительная юридическая ошибка стала фатальной для десятков тысяч жильцов, и ее нужно исправлять.  Тем более, что сегодня у многих новых владельцев нет доказательств права собственности, — процесс оформления документов еще не завершен. В наших руках есть решения судов, признающих приватизацию незаконной, и решения о возвращении таких объектов в государственную собственность.

Годы борьбы и сомнений
Защищать обездоленных – прямое задание прокуратуры. Но, окажись на месте Лилии Федорченко другой прокурор, менее настойчивый и профессиональный, кто знает, чем закончилось бы дело.
Прокуратура выступала в этом судебном процессе в интересах Черниговского горсовета, по законодательству иск прокуратуры в интересах жителей города должен поддержать представительский орган. В 2006 году в Хозяйственный суд Черниговской области поступило сразу  два иска: о признании недействительной приватизации в части включения в уставный фонд объекта государственного жилого фонда  и, как следствие, — о принуждении к передаче этого объекта жилого фонда в коммунальную собственность. Ответчиками по первому иску  выступили открытое акционерное общество «Черниговский ремонтно-механический завод «Октябрьский молот» и ФГИ, по второму – завод. После положительного решения по первому иску ответчик  тут же  стал оспаривать  решение суда в  Киевском апелляционном административном суде.
Но на тот момент вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. По новым порядкам, если в правовом споре хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, то  дело передается во вновь создаваемый Киевский апелляционный административный суд. А так как в споре участвовал высший орган исполнительной власти — ФГИ,  то законность  решения хозяйственного суда должна была перепроверяться  в Киеве. Рассмотрение второго иска в хозяйственном суде было приостановлено, так как он связан с первым. 
Киевский апелляционный административный суд не скоро начал свою работу. Пока ему передавались сотни тысяч апелляционных жалоб, пока переезжал с окраины города в Печерский район, пока сформировался судейский состав, административное дело просто лежало в суде в течение двух лет. Вот тогда  Лилия Федорченко действительно засомневалась в победе,  дело могло «зависнуть» на многие годы.  Неизвестно, как происходили бы дальнейшие события, но государство и ФГИ «созрели» к переменам,  а 1 января 2009 года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий».  

Выселение отменяется
Новый закон при определенных условиях  дает возможность жителям общежитий приватизировать свои комнаты и распоряжаться ими по своему усмотрению. Конечно, не все так просто — нормы закона не простираются на общежития,  уже приватизированные  скорыми собственниками. Отныне общежития, которые не находятся в частной собственности, в течение трех лет передаются в коммунальную собственность с последующей приватизацией.
С появлением этого закона прокуратуре не надо было ждать рассмотрения своего дела в  Киеве. Хозяйственный суд Черниговской области рассмотрел иск и вынес решение о  передаче объекта жилого фонда в коммунальную собственность. 
Как долго будет происходить передача его в коммунальную собственность, а вслед за этим приватизация — это отдельная история. Но жители дома  уже могут не бояться, что их лишат крыши над головой, а претендентам на это разваленное здание, а скорее, на земельный участок в бойком месте не удастся вышвырнуть людей. По закону  «выселение, переселение и отселение жителей общежитий без предоставления им (их семьям) другого жилья, пригодного для постоянного проживания людей, кроме случая признания общежития находящимся в аварийном или  не пригодном для проживания людей состоянии, запрещается». Теперь пойдет другой разговор.

Справка

Согласно статистике, озвученной Фондом госимущества, в Украине насчитывается 883 общежития, вошедших в уставные фонды организаций в 90-е годы.  На сегодня в 14 тыс. общежитиях страны (без учета студенческих) проживает порядка 1,5 млн. семей, или 4 млн. человек, и их судьба пока не определена.

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд» №9 (090)

 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: