Коропский феномен

Почти две сотни лет коропчане отмечают день св. Николая, которого нет ни в одном церковном календаре

Из досье «Семи дней»: 400 лет назад Короп был одним из главных центров торговли на Черниговщине. До революции 1017 года здесь ежегодно проходили три ярмарки с торговым оборотом 10 тыс. рублей. Торговали кожей, обувью, сбруей, глиняной, стеклянной и деревянной посудой, сельхозпродукцией. Корейские купцы и казаки «держали торговлю» также в Батурине, Брянске, Воронеже, Глухове, Гомеле, Кролевце, Полтаве. В списках Московской таможни сохранилось немало фамилий коропских торговых людей — только в течение 1693 года они привезли в столицу «всея Руси» различных товаров на 95 тыс. рублей. Для сравнения: в ценах того времени тельная корова стоила 18 — 25 рублей.



Две коропские ярмарки традиционно проходили весной и летом. А вот история возникновения третьей, можно сказать, эксклюзивна. Согласно документам, в 1848 году на Короп обрушилась эпидемия холеры. Лето стояло жаркое, как нынче, и болезнь начала свирепствовать, ежедневно унося десятки жизней. Тогда из Свято-Николаевского монастыря была принесена чудотворная икона Николая-угодника. Крестным ходом верующие преодолели все долгие сорок километров пути, отделяющих монастырь от городка. По легенде, после того, как икону трижды обнесли вокруг Коропа, мор прекрати лея. С тех пор и до 1917-го крестные ходы повторялись ежегодно. На них сходилось немало народу из окрестных сел. Сегодня уже, конечно, не установишь имен тех предприимчивых коропчан, которые прикинули, что покровителю города святому Николаю вполне по силам взять под свою опеку еще и неурочную летнюю ярмарку...

В рамках ярмарки коропчане не пытаются решать определенных коммерческих целей. Их задача — привлечь в район как можно больше туристов. Всяческих — религиозных, научных, познавательных. Для них — грандиозное фольклорное шоу с парадом исторических коропских персонажей, стрельбой из пушки, дегустацией напитков разной степени крепости (включая самогон непосредственно из «бульбулятора» — с пылу, с жару, так сказать) и блюд национальной кухни. Для них прямо в ярмарочных рядах чеканятся специальные ярмарочные монеты — «коропцы». Для них — аттракционы в народном стиле, изделия местных мастеров народных ремесел и заезжий двор, раскинувшийся прямо в городском парке. О, об этом надо рассказать отдельно! Для тех, кто всячески устал и не прочь приникнуть к мощному телу матушки Земли в каком-нибудь экстазе — от тяжко-алкогольного до глубоко эротического, — прямо в парке поставили полуоткрытые шатры. Расселения по принципу «мальчики — налево, девочки — направо» не предполагалось. Всего за две гривны желающие могли примостить свои тела, утомленные всякого рода ярмарочными излишествами, на мягком сене, покрытом чистыми льняными простынями.



Для них же — буклеты с самой подробной информацией: где можно отдохнуть в системе «зеленого» туризма, как добраться до знаменитой на весь мир Мезенской стоянки — древнейшего из открытых поселений человека разумного — и других любопытных мест. В общем, нормальные, грамотные маркетинговые ходы по продвижению своего региона на туристический рынок страны.

И при всем при этом ярмарка — это праздник, замечательное этно-фольклорное действо, в котором охотно принимает участие практически все население Коропского района. К примеру, разменявший восьмой десяток Федор Коцюра из села Сохачи собрал немалую толпу зрителей: голосистый старик эмоционально распевал украинские народные песни, одновременно ... плетя лапти. Самые настоящие, из лыка. По его словам, с одиннадцати лет, когда дядька обучил его этому хитрому и по нынешним временам экзотическому искусству, ему довелось сплести несколько тысяч (!) пар подобной обувки. До середины пятидесятых украинское село, оказывается, вообще в большинстве своем носило лапти, так что умение Федора Федоровича приносило доход. Старик и сегодня предпочитает носить лапти в качестве домашней обуви и уверен, что ноги у него здоровые только благодаря этому...



Возродилась Николаевская ярмарка четыре года назад по данным разных источников, ее за это время посетило более 100 тыс. человек, причем не только черниговчан, но и жителей Киева и других регионов Украины, а также России и Беларуси. Трижды на ярмарке высаживался журналистский десант Черниговского пресс-клуба. Нынешняя ярмарка исключением не стала. Правда, представители черниговских СМИ были поражены количеством корреспондентов и съемочных групп, прибывших на ярмарку из Киева. Трудно сказать, получается ли у Коропа «перебить» славу Сорочинской ярмарки, но привлечь внимание к крохотному городку на северо-востоке Украины — удается несомненно.

По ярмарке гуляли Майя Руденко и Вадим Ивкин, еженедельник «7 Дней» №31 (142), 28 июля 2004 года

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: ярмарка, Короп, Николаевская ярмарка, Майя Руденко, Вадим Ивкин, «7 Дней»

Додати в: