Многолика печаль в поминальные дни
В ночь на воскресенье неожиданно ударил гром, и небольшой дождь, шурша, сыпанул на спящую землю. Кто-то из черниговцев уже проснулся, вопросительно глядя в окно: "Какой же будет погода в этот поминальный день?"

Но утро разогнало клочья свинцовых туч, солнечные лучи раскали верхушки зеленеющих деревьев, заглядывали в окна домов. Пора, пора собираться на святые для нас места - туда, где обрели вечный покой наши родные и близкие, друзья и знакомые...
Транспорт с самого утра был на линейке готовности. Со всех уголков Чернигова на кладбище устремились автобусы, маршрутные такси, подбирая на остановках пассажиров с цветами, веночками, сумками с поминальным обедом. В основном ехали на кладбище "Яцево", наибольшее в городе. У входа на территорию кладбища - десятки продавцов, тороргующих ритуальными принадлежностями, а в торговых палатках изобилие продуктов и прохладительных иапитков.
Подхожу к настоятелю Свято-Феодосисвского храма в "Яцево" протоиерею Петру Казновецко-му. Вид у него немного усталый, но глаза светятся каким-то необычным, источающим благоговение светом.
- Мы служили всенощную об апостоле Фоме, который удостоился быть свидетелем воскрешения Господа нашего Иисуса Христа. С утра прихожане заполнили храм. В людях живет и память об усопших, и долг перед ними. К сожалению, не все его правильно понимают. Почившие в эти дни ждут не изобильных вкушений, а пасхального приветствия и молитвенного ходатайствования о них.
С благословения отца Петра иду по кладбищу. Вот пенсионер Павел Сапун, многие годы проработавший в учреждениях культуры.
- Пришел поклониться светлой памти брата и тети Елизаветы Ивановны. Побывал на могилке друга детства - заслуженного артиста Украины Валерия Свитюка. Он в прошлом году ушел из жизни. Царство им небесное.
А вот и могила Ивана Кондратьевича Навозенко - известного в прошлом в городе человека. К нему с семьей пришла вдова Людмила Степановна. Рано ушел из жизни этот неспокойный человек, и боль утраты еще жива в глазах пришедших.
Чем дальше заходишь в печальные ряды надгробий и крестов, тем больше встречаешь маленьких поминальных процессий. Пьют вино за упокой усопших, поправляют венки и букеты цветов. Кто-то плачет. Василий Герасимович Ильенко тоже не сдержал слез. Он всегда с женой приходит на могилу трагически погибшего сына. И хотя с той поры прошло уже немало лет, но так и не успокоятся их сердца. Вместе с женой расстилают на могиле сыночка скатерть. Выпьют по рюмочке, может легче станет...
Особенно больно проходить мимо могилок Аленок, Викторов, Маринок, Иринок, чей путь на земле ограничился двумя, тремя, пятью, десятью годочками. Смотрят эти дети с надгробных памятников с доброй и доверчивой улыбкой, как бы спращивая у нас, живых: "А почему мы не с вами?" И не найдешь ответа на этот страшный вопрос.
... Поминальный обряд заканчивается. На автобусной остановке - сотни людей. Транспорт следует буквально через каждую минуту. И вот тут мы себя "показываем" во всем нашем менталитете. Кто помоложе - атакуют двери подходящих автобусов, сметая в сторону стариков и старух. Кто с детьми на руках - тоже в сторону - подождут. И они ждали - по часу и больше. Ведь кто рискнет пробираться к автобусу с ребенком на руках, того и гляди - сметут. Тут нужно отдать должное й выразить большое чувство благодарности работникам милиции и Госавтоинспекции, сумевшим все-таки удерживать на остановке надлежащий порядок.
С трудом протиснувшись в микроавтобус, сажу на колени случайную попутчицу - десятилетнюю Катеньку.
- Я была с мамой у папы. Он заболел раком и умер в 20 лет. Он не дождался меня всего лишь две недели. Так я его и не увидела, а он меня. Так жалко. А к папе ездить буду всегда. Вот только назад уезжать плохо. Ведь можно было всем в очередь стать и спокойно уехать.
Права Катенька, права. И я верю, что не забудет девочка могилки отца, не будет отталкивать пожилых людей от автобусов. Ведь на святое мест приедет. Как и мы с вами.
Андрей Терещенко, "Семь дней" №19 (77) от 7 мая 2003
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




