Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Как мы подарили Рождество черниговцам (фото)

Как мы подарили Рождество черниговцам (фото)

Каждый год под Рождество я испытываю грусть: этот праздник должен быть одним из самых радостных в году, а проходит он обычно вяло и сонно... То есть, конечно, для верующих людей праздничные дни в любом случае светлы. Но, во-первых, таких людей не много, а во-вторых, каждый, даже религиозный праздник, имеет определенную общественную окраску. А вот она уже и «выцвела»...

Возвращаем празднику цвет
И каждый год под Рождество я углубляюсь в этнографические книги, лезу в интернет и пытаюсь выяснить, хотя бы для себя, что же на самом деле обычно происходило на праздник, и почему ничего не происходит сегодня. Одухотворенная прочитанным и понятым... я становлюсь еще грустнее: должно же быть так весело — колядки, танцы, игры, радость! А вместо этого к нам приходит только несколько детей в спортивных костюмах с пакетами ближайшего супер-маркета и выпрашивают деньги.

 
Правда, несколько лет назад мне посчастливилось принимать участие в рождественском Вертепе. Мы составили сценарий, разоделись и пошли в один из микрорайонов города — нести людям радость. Кажется, у нас получилось: мы видели столько счастливых глаз, столько визжащих от удивления и удовольствия детей, столько растрогавшихся взрослых — сомнений не оставалось. Наколядовали мы тогда целый мешок съестного и немало денег. Воодушевляет, однако!


Воодушевили эти воспоминания и меня в этом году. «А давайте-ка сделаем Вертеп!» — разослала я сообщения в аську друзьям и знакомым. На мое счастье, многие с интересом приняли приглашение. Ну, все, начинается!
Выбрать сценарий было не очень сложно. Сложнее было его «подчистить» и привести в более-менее понятную форму: убрать устаревшие слова, поправить рифму. Все желающие приглашены в гости — на репетицию. У нас будут и цари, и пастушки, и Черт, и Жид, и Воин, и Смерть. Все, чтобы в упрощенной форме показать борьбу Добра со Злом и, конечно, победу первого.

«Тогда» и «теперь»

Культурологические отличия Рождества сегодня и Рождества пару веков назад налицо. В былые времена праздники были возможностью закрыть глаза на обыденность, возможностью «отпустить себя». Люди готовили еду на неделю вперед, заканчивали все домашние дела — и пускались в гулянья.
Сердце стучит бешено, в руках все горит и — вот... Ты наряжаешься, скажем, чертом — и все дороги (конечно, в границах пристойности) тебе открыты. Можно визжать, танцевать, падать в снег, шутить с противоположным полом... В общем, за несколько дней такого гулянья весь «пар» выпускается — и до следующих праздников можно продолжать держать себя в строгости и жить воспоминаниями о былых праздниках и в предчувствии следующих.


Как же обстоят дела сегодня? Сегодня вы, скорее всего, днями работаете-работаете-работаете. С 9 утра и иногда до поздней ночи. Дома — спите и смотрите фильмы. Со времени последнего отпуска, конечно же, вы очень устали. И вот — еще неделя отдыха! Какое у вас будет самое большое желание? Понятно же: отоспаться, наесться и, может быть, попить алкоголя со старыми товарищами. Переодеваться? Валяться в снегу?? Изображать из себя сказочного персонажа??? Вряд ли кого-то это заинтересует. Разве что... если и правда — вам очень интересно и хочется чего-то новенького, а не просто выспаться.

Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.
Игорь Северянин

Именно таких товарищей — которым интересно все, не смотря на усталость и на работу в Святвечер, — я и собрала для нашего Вертепа. Всего нас получилось 10 человек — четыре парня и шесть девушек, в возрасте от 17 до 28 лет. Две репетиции прошли бурно: надо же и роль раскрыть, и костюмы придумать, и рассчитать, чтобы представление шло не затянуто, но и не слишком быстро. Да и колядки же нужно научиться петь — а оказалось, что только трое из нас знают нотную грамоту! Но вот — все готово. Тексты вроде бы знаем, поочередность выходов тоже, костюмы готовы. Ждем вечера шестого числа, чтоб оправиться в путь.

Два в одном?
Прежде всего, Рождество — праздник религиозный. По традиции, он проходит так: с первой звездой семья садиться за вечерю — из 12 постных блюд. За столом ведут себя тихо, разговаривают шепотом, из-за стола до окончания трапезы не встают. После этого все оправляются на праздничную службу. А уже после службы можно и повеселиться: столы дополняют долгожданными после поста мясными блюдами, достают горилку, сладости — и начинается гулянка. Все ходят друг к другу в гости, поют песни, колядки. «Цивилизованный» же Вертеп — при участии множества разодетых персонажей — обычно проводят, начиная с 7 числа и до самого Иордана, 19 января.


В нашем желании напомнить людям одновременно и о рождении Спасителя, и об украинской традиции, конечно же, присутствовала ошибка: мы собрались напоминать обо всем этом тогда, когда в идеале семьи должны тихо ужинать за столом или быть в церкви. Но другой возможности, получается, и нету: мы привыкли к тому, что колядовать ходят один вечер в году. И я себе только представляю лица соседей, к которым седьмого утром, когда все пытаются выспаться перед завтрашним рабочим днем, заваливается десяток людей и поет о том, о чем петь надо было бы вчера... Признаться, меня эта неурядица очень даже беспокоила. Но что поделаешь? Лучше — с ошибками, чем вообще никак.

Вертеп по-черниговски
Вечер. Все собрались, все нарядились, нарисовали себе бороды и брови. Под подъездом потренировались последний раз — нашей публикой было двое приятных, но уже выпивших людей, которым наше выступление очень понравилось. Они вручили нам три гривны, и с таким авансом мы отправились в Александровку. Почему туда? Да потому, что в квартирах в многоэтажках десять человек гостей принять трудно. Да и ощутить зиму и восемнадцатиградусный морозец хотелось...


За два часа мы обошли около десятка домов. То есть, прошли мы, конечно же, намного больше, а вот впустили нас далеко не все. Кто-то просто не открывал, кто-то выключал свет, кто-то говорил кратко: «Идите дальше». И мы шли. Из ожидаемого потока счастья и радости в домах мы получили, возможно, десятую часть. Только одна женщина так расчувствовалась, что долго-долго желала нам всего самого хорошего, благодарила за приятную  неожиданность, одарила нас деньгами, вином и целым пакетом орехов. Остальные настроены были скорее скептически — и слушали просто из вежливости. Кто-то давал деньги и благодарил на первых же словах. Были люди, которые все обрывали и говорили «Спасибо, спасибо, и вас с праздником!»

 
Самое главное, что принес нам наш экперимент: мы все, его участники, без сомнения прочувствовали Праздник. Мы напомнили себе о радости рождения Христа, о том, что добро всегда побеждает зло. Замерзли, налюбовались ярким месяцем в рождественском небе, наобщались вдоволь. «Это Рождество никто из нас точно не забудет», — сказала под конец вечера изображавшая Ангела Лена.
Но при этом все мы задумались: может, так действует кризис?.. Люди попадались нам невеселые, а мешок, которым мы запаслись для угощений, оказался не нужен: за два часа мы наколядовали две бутылки вина, полулитровую бутыль самогонки (в восторге не был никто), тарелку конфет, пакет орехов... и 186 грн. 50 коп. В любом случае, все порадовались, что «отбили» проезд на маршрутке в обе стороны, а семнадцати гривен, которые получил каждый, хватило на такси домой.
***
Конечно же, мы устраивали Вертеп не для денег, а для радости. И радость была — и та, что удалось донести к людям, и наша личная. Все мероприятие я бы оценила, по пятибалльной шкале, в четыре балла. Хочется верить, что прохладное отношение к шумным гостям в Рождество вызвано быстро проходящим кризисом экономическим, а вовсе, не дай Бог, не духовным. Через год проверим!

Справка:
Обычное содержание вертепной драмы таково: царь Ирод узнал от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол. Желая избавиться от опасного соперника, он призывает воина и приказывает ему избить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже». За злодеяния Ирод платится жизнью: Смерть отрубает ему голову, а черти тащат его труп в ад. После гибели Ирода — с пением, пляской, поздравительными виршами появляются, один за другим, на сцене цыган, еврей, еврейка, москаль, венгерец, дед, баба, пономарь, — словом, все персонажи театральной интермедии XVII и начала XVIII века.

Мы племя пастушье и неба послы, пришли вознести вам обоим хвалы

«Ирод окаянный»

«Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся!»



Анна ПРЕЙС, фото автора. Еженедельник "Взгляд", № 3 (084)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: