Донор: дарящий себя самого
Мысль сделать что-нибудь доброе и полезное в честь зимних праздников не оставляет меня уже длительное время. Конечно же, я бы хотела подарить каждому бедному ребенку по ноутбуку, а всем остальным — по килограмму золота. К сожалению, на такие добрые дела я еще не заработала. Поэтому начать решила с самого простого, доступного и при этом благородного — со сдачи крови.
Уверять себя в важности задуманного и утихомиривать страхи мне не приходится, потому отправляюсь сразу к старому трехэтажному дому из красного кирпича на улице Пирогова — на станцию переливания крови.
Стоит отметить, что любителям старины тут должно понравиться: высокие окна и дверные проемы, старые белые двери. Тут по-больничному чисто, но совсем не пахнет больницей.
Если каждый человек раз в жизни сдаст кровь, то вся проблема с ее нехваткой для больных будет решена.
Путешествие
В регистратуре у меня берут паспорт и заполняют карточку: на одной стороне мои данные, на другой — соглашение, в котором указано, что я не болела гепатитом и другими серьезными инфекционными заболеваниями, не болею СПИДом, не употребляю наркотики, не веду беспорядочной половой жизни, в недавнее время не принимала лекарств, не употребляла алкоголь и еще много чего в таком же духе. Это соглашение я подписываю и отправляюсь в первый из предстоящих для моего посещения кабинетов.
Сразу обращу внимание читателей на то, что очереди в этой больнице — не больнице увидеть тяжело. Для меня как посетителя это, конечно же, приятно. Но как для болеющего за успех кровепереливания — не очень. Как рассказал позже главный врач станции, заслуженный врач Украины Василий Зуб, за последние десять лет количество доноров уменьшилось в несколько раз.
— В советские времена, — говорит Василий Сергеевич, — ежедневно мы принимали до 200 доноров в день. Сегодня же их — максимум 40. С чем это связано, объяснить довольно легко. Во-первых, упала социальная мотивация граждан. Во-вторых, все большему количеству желающих сдать кровь приходится отказывать, даже молодежи: многие нездоровы, многие злоупотребляют алкоголем или еще чем-то. Нельзя не сказать и об уменьшении просветительской работы с потенциальными донорами. Ведь раньше один процент от финансирования нашего учреждения мы тратили на брошюры, на распространение информации о своей деятельности, даже на подарки особо активным донорам. Сейчас, к большому сожалению, этого всего нету.
Я захожу в кабинет, меня усаживают на стул и берут кровь из пальца. Процедура обыкновенная и интереса у меня не вызывает. Но после забора меня из кабинета не просят, а оставляют посидеть минутку и тут же сообщают мою группу крови и уровень гемоглобина.
Слово «донор» происходит от латинского dono — «дарю». Если говорить о медицинском значении этого термина, то донор — это человек,
дарящий себя самого…
Гемоглобин — один из первых элементов, по уровню которого судят о пригодности человека к донорской работе. Уровень должен быть достаточно высоким, но не слишком. Этот показатель зависит, конечно же, от особенностей каждого человека, но также в немалой степени — от питания.
— Бедные и богатые кровь не сдают — так однозначно и чуть сокрушенно говорит главный врач. — У бедных слишком низкий гемоглобин, а богатые... кто их знает.
После этого кабинета — терапевт. Улыбчивая спокойная женщина меряет мое давление, слушает дыхание и задает много вопросов, заполняя анкету: выезжала ли я за границу на протяжении последних трех лет, делала ли недавно пирсинг или татуировки, страдает ли кто-нибудь в моей семье сахарным диабетом... Уйма очень важных вопросов. И все это необходимо для оценки моего здоровья.
— Если вы сдаете кровь — значит, вы здоровый человек, — объясняет главная медсестра станции переливания крови Нина Калиновская.
От терапевта я иду в «буфет» — маленькую комнату со столом и стулом. Тут мне в старомодный стакан с толстыми стенками наливают сладкий «столовский» теплый чай и угощают печеньем. Подобный «завтрак» получает каждый донор перед процедурой — такова технология.
И вот по узкой лесенке я поднимаюсь на второй этаж. Тут все белое и стеклянное, на кушетках ждут своей очереди люди. Когда в кабинет захожу я, меня спрашивают, из какой руки мне будет удобнее сдавать кровь, усаживают в кресло, а руку «выводят» через небольшое окошко в помещение, где принимают кровь.
***
Первый раз у желающего стать донором берут 300 мл крови — бесплатно — и дают 13 гривен на обед. Эту кровь на станции несколько раз проверяют. Сначала определяют резус-фактор, а потом исследуют разные ее показатели. Результаты можно забрать на следующий день. Если есть необходимость, можно даже получить специальный документ, в котором описаны все результаты. Все последующие разы за свою кровь можно получать деньги: 100 мл — 16 гривен. Конечно, это немного. В Польше, к примеру, за такой же объем платят 20 долларов. Но у нас и до такой отметки выплата поднялась только прошлой зимой. Медработники ожидали, что это будет стимулировать население делиться своей кровью, особенно молодежь, но в силу ряда причин этого не произошло.
Перерыв на подсчеты
За один раз у донора берут до 500 мл крови. Кроме того, на станции есть прибор, который у донора забирает только плазму крови, а эритроциты «возвращает» назад. В таком случае отдать можно до 800 мл жидкости. Эти порции медики не считают потерей крови. Их часто называют даже полезными.
— Особенно полезна сдача крови для мужчин. Ведь женщины и так, по велению природы, ежемесячно теряют около 300 мл. А во время родов, например, нормой является утрата 400—500 мл, — рассказывает главный врач. — Мужчинам же нужно самостоятельно беспокоиться об обновлении своего жидкого органа. Есть у нас доноры, которые регулярно сдают кровь и так к этому привыкли, что даже сознаются: «Когда не сдам, то чувствую себя, как дурной».
Кроме морального и материального фактора, у сдачи крови есть еще один заметный плюс: после процедуры донор получает два дня гарантированного отпуска с сохранением заработной платы. Эти два дня можно использовать сразу, а можно их «прикрепить» к отпуску на протяжении года или же использовать на свое усмотрение.
Бедные и богатые кровь не сдают. У бедных слишком низкий
гемоглобин, а богатые... кто их знает.
Вот и займемся подсчетами. Кровь можно сдавать один раз в два месяца. То есть шесть раз за год — и за это получить 12 дополнительных отпускных дней. Уже неплохо. Плазму же можно сдавать даже раз в две недели! Вряд ли у кого-то хватит сил и здоровья на протяжении всего года ходить на станцию так часто, но посещая ее даже раз в месяц, можно получить к отпуску еще 24 дополнительных дня! Звучит красиво, но вряд ли какой-нибудь работодатель, особенно частный предприниматель, разрешит своему работнику столько отдыхать...
— Для доноров и для станции это тоже довольно большая проблема, — подтверждает главврач. — Работодатели не хотят давать рабочим отгулы. Часто их просто не отпускают с работы для сдачи крови. Поэтому у нас есть практика выездных заборов крови. Два раза в год мы выезжаем в почти каждое медучреждение города, иногда на предприятия или в учебные заведения. Конечно, таким образом мы увеличиваем запасы в нашем банке, но сегоднящнее количество доноров все равно не идет ни в какое сравнение с тем, которое было раньше: вместо 600—700 человек на предприятиях и в больницах к нам приходят 30—60...
И, конечно же, деньги. За сдачу порции крови в 300 граммов мы получим 16х3 гривен плюс 13 гривен на обед, итого — 61 гривна.
А если донор откажется брать деньги за сданную кровь, то взамен он получает возможность стать почетным донором. Для этого нужно в общей сложности за жизнь сдать ее 16 л.
— Я сдавала кровь 53 раза, — рассказывает старшая сестра Нина Григорьевна. — У меня редкая группа, четвертая отрицательная, поэтому ко мне всегда обращались. Сегодня, как почетный донор, я бесплатно езжу в троллейбусе, получаю 50-процентную скидку на препараты по рецепту в аптеках и 60 гривен дополнительно к пенсии.
Мыши, кролики и люди
Забор 300 мл моей крови отнял пять минут. После процедуры мне предложили несколько минут посидеть, а потом расписаться в большой тетради и получить деньги на обед.
Внимание я обратила на емкости, в которые набирают кровь — они пластиковые. Как рассказал главврач, на них перешли несколько лет назад. До этого емкости были стеклянные, что не соответствовало мировым стандартам. Сегодня же все оборудование на станции — новое, весь процесс тоже соответствует мировым стандартам.
Что произойдет с моей кровью после того, как я с ней рассталась, мне, как не медику, сообразить немного сложно. Но мне объяснили, что из сданной крови на станции изготовляют 18 различных препаратов, которые используют чуть ли не при всех возможных операциях. Сначала каждый из приготовленных препаратов тестируют на... кроликах и мышах. Уже потом их дают людям. Этих кроликов и мышек в хозяйстве на станции переливания крови больше двух сотен. Работники уверяют, что умирают подопытные животные крайне редко. Безопасность и натуральность лекарств, которые им дают, косвенно подтверждает то, что чаще всего свою жизнь кролики заканчивают на кухне кого-нибудь из медработников.
Завершение
Чувства после сдачи крови? Никаких особенных. Разве что — совсем рано захотелось спать. Чтоб возобновить количество и качество крови после утраты нескольких сотен миллилитров медики советуют есть шоколад, гранаты, черную смородину, говяжью печень и яблоки. Так что, кроме всего прочего, сдача крови — это еще одна возможность поваляться в кровати и поддаться ублажению со стороны близких: «Позаботьтесь обо мне, я ведь сегодня такое хорошее дело сделала!»
Опрос
Почему вы сдаете кровь?
Анна Алексеевна, повар:
— На протяжении 37 лет, что я проработала поваром в больнице, я сдаю кровь. У меня очень болеет ребенок, потому и я понимаю, что моя кровь будет кому-то нужна.
Анатолий Владимирович, медбрат:
— Я делаю это для себя. Когда сдаешь кровь, организм лучше себя чувствует.
Елена Алексеевна, психолог:
— Общеизвестно, для чего люди сдают кровь: она кому-то нужна. Я считаю так же и занимаюсь этим еще со студенческих времен.
Наталия Михайловна, медсестра:
— Кровь я сдавала уже раз пять. Делаю это для того, чтоб помочь другим людям и поправить свое здоровье. Когда сдаешь кровь, она потом хорошо восстанавливается, хорошо работает костный мозг, начинаешь лучше себя чувствовать. И настроение улучшается, и давление стабилизируется.
Вадим Ивкин, фотокорреспондент «Взгляда»:
— Я донор со студенческих лет. Приходилось кровь сдавать для коллег, для друзей. Я знаю, что с медицинской точки зрения сдача крови полезна для организма. Но главное не в этом и не в материальной компенсации — просто важно ощущение, что ты кому-то помогаешь.
Анна ПРЕЙС, еженедельник «Взгляд», №52
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




