Какие правовые акты регламентируют действия контролеров?
Недавно я был очевидцем конфликта между пассажиром и контролером, а какие правовые акты регламентируют действия контролеров?

На ваши вопросы отвечает начальник службы линейного контроля и охраны предприятия КП "ЧТУ" Толстой Юрий Петрович.
- Каким документом регламентируется наложение штрафа при безбилетном проезде в троллейбусе?
- Статья 135 Административного кодекса Украины гласит: безбилетный проезд пассажира. а также провоз без билета ребенка в возрасте от семи до шестнадцати лет в городском транспорте тянет за собой наложение штрафа в двадцатикратном размере от стоимости проезда. Штраф составляет восемь гривен. При этом пассажиру должна обязательно выдаваться квитанция установленного образца.
- Каковы действия контролера в случае отказа пассажиром от уплаты штрафа?
- Это регламентируется статьей 1859. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника транспорта, который осуществляет контроль над перевозкой пассажиров. Это же, связанное с физическим сопротивлением, или оскорблением, а также с другими противоправными действиями, тянет за собой наложение штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы сроком от одного до двух месяцев с вычетом двадцати процентов заработка.
- Имеет ли право контролер при этом применять физическую силу?
- Согласно Правилам пользования троллейбусом это запрещено, но все контролеры, их у нас 10 человек, - члены ДНД и на них распространяется закон "Об участии граждан в охране гражданского порядка и государственной границы". Согласно статье 14 этого закона контролеры могут применять не только физическую силу, но и специальные средства защиты.
- В какой момент пассажир должен приобретать билет?
- Сразу же, как вошел в троллейбус.
- А если кондуктор находится в этот момент в другом конце салона?
- Кондуктор не обязан подходить к Вам персонально. Пассажир должен сразу же передать деньги за билет, если он это не сделал, то считается, что он едет без билета, и нарушает Правила пользования троллейбусом.
- То есть получается, что пассажир считается безбилетным с момента посадки в троллейбус и сразу же может быть оштрафован?
- Формально да. Но обычно наши контролеры проезжают остановку в троллейбусе, а затем уже начинают проверять билеты, причем кондуктор два раза проходит перед этим по салону и предлагает пассажирам приобрести билеты. Если же пассажир только вошел в салон, то контролер предлагает кондуктору продать ему билет.
- Есть ли у контролеров план по штрафам?
- Такого плана нет. Но часть денег, которые изымает контролер в виде штрафа, идут ему в виде поощрения: за 10 штрафов и меньше - 50%, 11-15 штрафов - 60%, 16-20 - 70%, более 20 штрафов - 80%.
- А сколько граждан было оштрафовано за 2006 год?
- В январе -166; феврале -201 ; марте - 397; апреле - 385:
- Можно ли по троллейбусным проездным ездить в автобусах, принадлежащих троллейбусному управлению?
- Нет. Мы хотели ввести такой проездной, но, по нашим подсчетам, его стоимость составляет 65 гривен.
- А откуда такая заоблачная цифра?
- Мы считаем, что каждый пассажир пользуется проездным не менее 130 раз в месяц.
- Жалуются ли пассажиры на контролеров?
- Да, жалобы иногда поступают, но они необъективны.
- Кто проверяет объективность этих жалоб?
- Руководство троллейбусного управления.
- Разрешена ли проблема с поддельными документами?
- Да, действительно долгое время эта проблема очень волновала руководство троллейбусного управления. Но, благодаря умелым действиям наших контролеров и работников милиции, она не стоит теперь так остро. Приведу такие статистические данные в 1999 году у пассажиров изъято 6898 поддельных документов, в 2001 - 8746, в 2002 - 6057, в 2003 - 4204, в 2004 - 2972, в 2005 - 1705.
Чаще всего подделывают пенсионные удостоверения по инвалидности, по возрасту; удостоверения участников боевых действий, участников войны, пользуются просроченными документами. В отделе есть целый архив фальшивых документов.
Существуют определенные способы, позволяющие отличить подлинные документы от фальшивых (определенные знаки), но для этого нужны специальные знания, которыми обладают наши контролеры.
Подделка документов карается по статье 385КК Украины. В 2001 году эта статья была применена к 108 человекам, в 2002 - к 137, в 2003 - к 185, в 2004 - к 140. В 2006 году по этой статье заведено где-то около 20 уголовных дел. А это - штраф в размере 70-ти не облагающихся налогом минимумов или же лишение свободы от шести месяцев до трех лет.
Послесловие.
После беседы с начальником службы линейного контроля у меня сложилось стойкое мнение о несовершенстве правового поля, в котором действуют контролеры, что оставляет определенное место для злоупотреблений. Вообще-то по закону вроде бы, как и нельзя бить и оскорблять пассажиров, даже безбилетных, но если контролеру уж очень хочется, то всегда пожалуйста, пару раз по шее, в рамках закона.
Пассажир, помни, у контролера тоже есть дети, которых надо кормить, а большая часть штрафа идет ему в карман. Не теряй бдительности, оплачивай проезд вовремя!
И последнее, господа троллейбусники, помните, что без нас, пассажиров, не будет и общественного транспорта.
А вообще-то, ребята, давайте жить дружно!
Беседовала Елена Березкина, «Семейная газета» №23 (40) от 8.06.2006
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




