Как мы побывали в "шкуре" кондуктора (фото)
Ловкие руки, острый язык, гибкий ум - всеми этими качествами должен обладать кондуктор черниговского троллейбуса. В этом наши журналисты убедились на собственном опыте.
"Сказка о Крылатом, Волохатом и Масляном" - как ни странно, но это первое, что пришло мне в голову, когда после небольшого эксперимента мы с коллегой покинули троллейбус. Попрощавшись с кондуктором, с каким-то облегчением мы шли привычной дорогой, которая вела к нам в редакцию, а я все думала: и до чего же народ верно подмечает? Помните, как воробей, мышь и блин, обремененные каждый своим делом, решили поменяться работами и что из этого вышло? Вот только интересно, на кого из них я была похожа больше, когда пробиралась в толпе пассажиров, пытаясь выполнять роль кондуктора? Неужели я напоминала воробья, когда вся "взъерошенная" в спешке роняла мелочь? А может быть, маленького мышонка, когда "метаясь" (хотя в моем случае это громко сказано) от двери к двери несмело просила оплатить проезд или предъявить проездные документы? Да-а-а... и уж точно, как масляный блин, пыталась "выскользнуть из рук" обозленных пассажиров-пенсионеров.
То, что профессия кондукторов в наших троллейбусах дело нелегкое, мы не сомневались никогда. Но все-таки, каково быть ИМИ? Узнать это не составило большого труда. Обратившись в Черниговское троллейбусное управление, мы стали готовиться к выезду. С разрешения и/о начальника ЧТУ Олега Коржова, начальник службы сбора проездной платы Татьяна Клюйко определила нам маршрут троллейбуса и вкратце объяснила обязанности. "У нас 27 льготных категории, по которым пассажиры имеют право на бесплатный проезд, - предупредила она, перечислив "льготников". - По правилам, все удостоверения должны быть предъявлены кондуктору в развернутом виде. Ну а без удостоверения, и без проездного, будьте добры - 60 копеек. Вот и все!".
"Годі, батьку, торгувати, бо вже здачу нічим давати"
Итак, мы на маршруте "Вокзал-Сиверянка", троллейбус №1.
Как выяснилось, "Вокзал-Сиверянка" - это один из лучших маршрутов (в том смысле, что здесь можно взять нормальную выручку и кондукторы идут на такой маршрут более охотно). К "выгодным" можно отнести маршруты №2, №4, ну и №10. А вот один из самых плохих линий- это №5, не говоря уже о №6, который, как вы знаете, не так давно кондукторы и вовсе "покинули". По маршруту №1 ходит семь троллейбусов плюс автобусы, и тем не менее, пассажиров всегда более чем достаточно.
Передав рулон с билетиками и рабочую жилетку, кондуктор Наташа быстренько объясняет специфику своей работы и делится маленькими секретами, выработанными на протяжении нескольких лет: "В этом кармане у меня мелочь по 25 копеек, здесь по 50, ну а тут разменные монеты по 10 и 5. Купюры по гривне две и "крупняк" тоже находятся по отдельным карманам". "Да-а-а, главное - не запутаться", - подумала я, и троллейбус тронулся в путь.
Пошли первые пассажиры - кто-то сразу же протягивал приготовленные заранее 60 копеек, кто-то долго копался в сумке, кошельке или карманах. В принципе, ничего особенно... пока на одной из остановок не завалила целая толпа народа.
Гривна, две, пять - протягивали пассажиры один за другим. Приблизительно так выглядела моя торговля троллейбусными билетами: "Вот, возьмите, пожалуйста, билетик и сдачу - 40 копеек, ...гривна сорок, ...четыре сорок. Вот вам и вам тоже... Ой, а больше 40-а копеек у меня никак нет. Одни "двадцатьпятки" и "пятидесятки" остались, а с ними уже никак не разойтись. А вы далеко едете? Подождите, пожалуйста, сейчас кто-то даст мне мелкими монетами, и я вам верну сдачу... Ой, а у Вас 50 гривен?!!! В каком же это кармане у меня "крупняк" лежит?!!!"
Представляете мое состояние? А еще нужно пробираться к другой двери, где того и гляди вот-вот выйдут мои пассажиры, так и не успев оплатить за проезд. Мало-помалу продвигаюсь дальше...
И что мы имеем? Зашло-то людей много, а вот билетов продано совсем ничего.
"У меня проездной, у меня сквозной, а я тоже без билета"
Да, чуть не забыла, ведь все проездные документы нужно проверять. "А заодно я расскажу, на что нужно обращать внимание - печать, обложка, фото...", - говорит Наташа.
"Мужчина, у вас что за проезд?" - "Удостоверение" - "Предъявите, пожалуйста". Пенсионер нервно начинает искать по карманам документ. Всего-то пару-тройку минут... и вот - смотрите, мол, подавитесь! Открываю "корочку", из которой выпадает фотография. "Вот, это первое нарушение, - объясняет Наташа. - Фотография обязательно должна быть вклеена, а на ней должна стоять печать. Здесь же никакой печати на фото нет!"
"Да как вы смеете! Да я служил!!
Вы посмотрите на них, сама фотокарточку оторвала, еще что-то хочет!!!" - завелся старик.
"Как вам не стыдно требовать у пожилого человека документы?!!" - вмешалась одна из пассажирок.
"Это что получается, кондуктора не имеют права выполнять свою работу?!!" - добавила другая.
"Остановите троллейбус, раз здесь такое отношение!!" - взволновался "пострадавший", грубо отпихнув кондуктора.
Честно говоря, что-то объяснять или рассказывать было уже просто бесполезно, да и нереально. В мгновение пассажиры троллейбуса условно разделились на два лагеря - "за дедушку" и "за кондуктора":
"Как вы смеете?!"
"Да как вы смеете?!!"
"И, вообще, что за молодежь пошла, совсем нам, бедным пенсионерам, проходу не дают! Куда не зайди, везде "потыкают". Они думают, что всегда будут бегать молодыми! Ага, как-бы не так!"
"А вы молодым даете проход? Им тоже зарабатывать надо и семьи кормить. Да и проблем у них не меньше, чем у вас! А не нравится, так сидите дома!!"
...Люди заходили и выходили, а разговор (если так можно назвать эту перекличку) поддерживался. Все, кто хотел высказать свое мнение, высказывались от души.
***
Чтобы не потерять выручку, когда в очередной раз троллейбус "трещал по швам", Наташа на полпути сняла с меня кондукторскую жилетку. У нее-то точно больше шансов вычислить и обилетить всех платежеспособных пассажиров. Она ловко перебирала в руках мелочь, сразу же сортируя ее и разбрасывая по разным карманам, так же быстро давала сдачу, отрывала билетик, смотрела при необходимости удостоверения, одновременно давая ответы на все глупые и неглупые вопросы и замечания... и шла дальше.
P.S. Готова поспорить, что побыв в "шкуре" кондуктора, ни один человек не станет по-хамски относиться к этой профессии.
Когда мы работали кондукторами:
Женщина пенсионного возраста делилась с пассажирами: "Я считаю, что пенсионеры должны оплачивать проезд. А вот зачем со школьников брать деньги на проезд? Откуда у них такая сумма?
Когда попросили предъявить документы, которые дают право на бесплатный проезд, одна из бабушек возмущалась: "А по мне что не видно? Удостоверение у меня в сумке, но показывать не буду. Я честно отработала и заслуживаю здесь ездить бесплатно".
Женщина с коляской подбегала к троллейбусу. Когда двери стали закрываться она стала кричать, чтобы ее подождали. Водитель остановился и женщина с коляской благополучно зашла в салон. Когда же наш кондуктор подошел ее обилечивать, женщина недовольным голосом заявила: "Передайте водителю, пусть смотрит и следит за тем, что к троллейбусу бегут пассажиры". Эту ситуацию прокомментировала кондуктор ЧТУ: "Водитель обязан следить только за теми пассажирами, что садятся в салон с остановки. Представьте, что будет, если он будет смотреть за всеми, кто бежит к остановке?".
Наташа: "Работаю кондуктором в ЧТУ уже девять лет. За это время перевидала много людей, была в разных ситуациях. Хоть труд у нас и тяжелый, но настолько привыкаешь к людям, что потом не хочется менять работу. Да и коллектив у нас хороший, поэтому на работу иду с радостью.
Обычно у троллейбусных кондукторов две смены: в среднем, каждая смена продолжается около двенадцати часов + час на обеденный перерыв. Два дня работаем, два - выходные. Но чтобы получить дополнительные проценты к зарплате (зато, что работаешь в выходной день) - приходится работать по три дня и один день отдыхать. Конечно, выстоять на ногах двенадцать часов очень трудно.
Пассажиры бывают на редкость разговорчивыми - особенно перед выборами. И приходится выслушивать всех, а то и разнимать людей, у которых разные политические взгляды.
К сожалению, наши пассажиры не привыкли оплачивать проезд в троллейбусе. В маршрутке все по-другому - пассажир заходит и сразу протягивает деньги за проезд. А в троллейбусе подходишь к пассажиру и почти выпрашиваешь эти 60 копеек. Параллельно с "выспрашиванием" можно узнать о себе много нового и интересного.
Я закончила херсонский университет, муж работает в Киеве. Воспитываем пятилетнюю дочурку. Большое спасибо маме, ведь я работаю, в среднем, по 12 часов, и у меня просто физически не получается заниматься с ребенком. Вот, например, сегодня (20 ноября) - мы выехали из депо в 5.30, а заедем только после 18".
Екатерина Приступа в роли кондуктора

Настоящий кондуктор

Екатерина Приступа, Ольга Тихонова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




