Объединение громад: назад дороги нет!
Сегодня, 14 сентября в Черниговской ОГА опять говорили об объединении громад. Что это такое и «с чем его едят», знают далеко не все. Да и о последствиях такого объединения, вряд ли кто-то может догадываться. Ну, представьте сами: десятилетиями существовали города, райцентры, сельсоветы, а тут, бац – и какие-то громады, со своими, не до конца прописанными законами и правилами!
Недавно Верховная Рада проголосовала за законопроект №3008. Этим Законом областной совет был выключен из процесса создания территориальных громад и процесса назначения выборов. Эти полномочия были переданы ЦВК. Об этом входе пресс-конференции в Черниговской ОГА журналистам сообщили руководитель Офиса реформ в Черниговской области Ярослав Жиденко и эксперт Офиса реформ в Черниговской области Николай Силенко.


В связи с принятием Закона, Офисом реформ Черниговской области были подготовлены соответствующие документы и поданы на ЦВК. Таким образом, 25 октября в Черниговской области состоятся выборы в первых пяти территориальных громадах. В области пройдут выборы голов громад и Совета объединенных территориальных громад.
Пионерами в вопросе объединения стали:

1. Парафиевская громада Ичнянского района,

2. Вертиевская громада Нежинского района,

3. Коптивская громада Козелецкого района;

4. Деснянская громада Козелецкого района;

5. Макеевская громада Носовского района.
Можем предположить, что на поддержку этих громад будут брошены все силы. Главная задача действующей власти – не «завалить» начинание и привлечь количество населенных пунктов, как говорится, по максимуму. Почему-то тема создания объединенных громад напоминает создание ОСББ в Украине. И здесь, и там власть хочет «спихнуть» с себя ярмо неразрешимых проблем: в случае ОСББ – проблем содержания домов, а в случае объединения громад – проблем с финансированием сел и районов. При этом первым, начавшим объединение, обещают «золотые горы», а что будет на самом деле – мало кто представляет.
Ярослав Жиденко заявил, что Офис реформ будет оказывать максимальное содействие новосозданным громадам в подготовке документации, подготовке социально-экономических программ развития, а также в юридической поддержке объединения, т. к. впереди – процедура ликвидации сельских и поселковых советов. По остальным громадам, которые готовы объединятся, ЦВК будет принимать решение уже после проведения выборов 25 октября.
Если на Черниговщине на выборы идет 5 объединённых территориальных громад, то по Украине таких громад будет 159. Это больше, чем 1/10 часть от запланированного к объединению количества громад. В то же время Черниговская область входит в пятерку объединенных громад, которые сейчас идут на выборы. Первое место по объединению занимает Тернопольская область – создается 26 объединённых громад (запланировано 39).
По мнению Николая Силенко громады, которые объединяются, являются самодостаточными. У них неплохие бюджетные поступления, а значит и средства для существования и развития. Кроме того, Николай Силенко надеется, что кроме доходов самих громад будут и какие-то бюджетные «вливания» на развитие.

В то же время при принятии решения об объединении вышеназванных громад, проявились и нюансы объединения. Так, например, громады Чемера и села Хрещатое не согласились объединяться в Коптивскую объединенную территориальную громаду. Как было заявлено, в селе Чемер приняли решение о том, что нельзя присоединяться к «меньшему» селу. Громаде села Чемер предлагали даже объединение путем компромисса: дескать, в Коптях создать Центр предоставления админуслуг, поскольку село практически расположено на трассе, а в Чемере оставить школу и другие объекты социальных услуг. Однако громада Чемера на такой компромисс не пошла. В селе Хрещатое на сессии приняли решение о присоединении к Коптивской объединенной территориальной громаде, но потом, по каким-то причинам решили не продолжать процесс.
Следует отметить, что механизм объединения громад более или менее проработан и определен законодательно. А вот механизма выхода из состава объединенной территориальной громады – не предусмотрено. А то, что какие-то населенные пункты могут захотеть выйти из объединения – в принципе не исключено. Ведь не известно, как объединённые громады будут распределять финансирование социальной сферы и т.п., ведь можно предположить, что Центры предоставления админуслуг будут подтягивать финансирование на себя. Также не совсем понятно, каким образом и куда будут присоединяться громады населенных пунктов, которые считают «неперспективными». Если громады таких сел готовы присоединиться, к «перспективным» центрам, то это не означает, что их захотят взять в такое объединение.
Есть изменения и в работе самого Офиса реформ. Первый договор с сотрудниками закончился 4 сентября. Он включал в себя разработку перспективного плана и утверждение его Кабмином. С 7 сентября опять было предложено продолжить контракты по работе в Офисе реформ до 25 декабря, но, вместо пяти человек будет финансироваться только два сотрудника: Ярослав Жиденко и Николай Силенко, которые займутся вопросами информационной поддержки проекта.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




