Тайна пациента

Тайна пациента



Если, отболев положенный срок,  в своем больничном вы не обнаружите диагноз, не спешите подсказывать доктору, что он забыл его проставить: за этой пустой строкой кроется  длинная  история.


В 2006 году анестезиолог Винницкой больницы Светлана Побережец, ставшая на время пациенткой, пожелала сохранить свой диагноз в тайне и обжаловала в суде форму больничного листа. Печерский суд Киева признал незаконным размещение на больничном листе первичного диагноза пациента и кода заболевания. Эту информацию о пациенте писали согласно межведомственному приказу, подписанному четырьмя государственными органами: Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной политики, Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности и Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, они же стали ответчиками в суде. 

Иск Побережец выиграла, тем самым облегчив жизнь многим жителям Украины — теперь всеведущие работницы отделов кадров и бухгалтерия не имеют возможности сообщать всему производству и городу диагноз работника  — а это может быть хроническое заболевание сердечно-сосудистой или дыхательной системы, психическое, онкологическое, гинекологическое, венерическое или связанное с ВИЧ-СПИДом, о которых не всегда хочется говорить руководителям. Кроме того, на больничном листке ставится печать медучреждения. Если это наркологический или СПИД-центр, то нетрудно догадаться о заболевании человека. Согласно существовавшему до этого инцидента положению дел человек просто обязан был предоставлять приватную информацию по месту работы без собственного согласия. Это противоречит Конституции Украины, основам законодательства Украины об охране здоровья, Европейской конвенции по правам человека.  


В конце декабря 2006 года после длительного обсуждения министерствами  и фондами в инструкцию о порядке заполнения больничных листов были внесены радикальные изменения. Теперь лечащий врач  не заполняет графы «Диагноз первичный», «Диагноз заключительный» и  МКХ –10 – «міжнародна класифікація хвороб» по десятому перечню.  Или может проставить не фактический, а измененный  диагноз, например, ОРЗ  или просто «заболевание», но обязательно согласовать это с заведующим отделением, а в медицинской карте больного сделать запись, обосновывающую такие изменения.
Но  «чистый»  больничный лист не означает, что заболевание ваше вообще нигде не будет зафиксировано. Диагноз и фактический шифр все же проставляют в медицинской карточке.  


Если пациент хочет, чтобы диагноз был проставлен, то он пишет заявление с просьбой об этом. Случаи, когда пациент требует указания диагноза в больничном листе, редки и связаны обычно с требованием руководителя предприятия, которому небезразлично, какое заболевание он оплачивает в течение первых пяти дней. Такой любопытный руководитель  в случае сомнений в истинности заболевания может письменно затребовать из лечебного учреждения фактический диагноз. Существенными для оплаты больничных  руководством предприятия и Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности являются особые примечания. В случае алкогольного опьянения, курения, дебоша, самовольного побега из стационара этот факт обязательно фиксируют в больничном листе, который, естественно, не оплачивают.


Новые правила, без сомнения, гораздо удобнее заболевшим людям, так как ограждают личную жизнь от излишнего любопытства. Но они повлекли за собой и некоторые неудобства. Если раньше медики проводили анализ заболеваний, основываясь  именно  на записях  больничных листов, то теперь они лишены такой возможности. А сделать выборки из медицинских карт почти невозможно в силу трудоемкости этого процесса. Например, в Черниговской поликлинике №2 ежегодно фиксируется 60 — 80 тысяч посещений, больничных листов  выдается примерно 30 тысяч. Да и медицинскую карту сейчас многие хранят дома, имея, кстати, возможности для самостоятельных записей в ней.  Также значительно расширилось поле деятельности докторов для злоупотреблений больничными. Доктор имеет ничем не ограниченную возможность, не указывая диагноз, продлить больничный на столько дней, на сколько его «попросит» пациент.


В советские времена на основе анализа больничных проводили «мероприятия» по улучшению здоровья трудящихся на предприятиях и в масштабах государства — рекомендовали диетическое питание, оздоровление в санаториях-профилакториях. Возможно, эффективность этих мер не была особенно высока, но, во всяком случае, как свидетельствуют медики, заболеваемость  народа была значительно ниже.
И хотя обсуждение и согласование нового порядка оформления больничных закончилось год-два тому назад, но придерживаться их доктора стали сравнительно недавно.

Лариса ДОБРЫНИНА, "Взгляд"

 

 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: