Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Строго по правилам. Контрольный заезд

Строго по правилам. Контрольный заезд

Строго по правилам. Контрольный заезд

Сколько времени займет поездка на автомобиле из Чернигова в Киев, если водитель будет ехать по всем правилам, ничего не нарушая? Уложится ли он в час сорок — час тридцать, о которых мы все так часто говорим?

Контрольный автопробег мы проводим вчетвером: водитель новенького «форда-фиесты» Юрий (водительский стаж 8 лет, расстояние Чернигов — Киев преодолевает в среднем раз в неделю), зам. командира Черниговского взвода ДПС Юрий Шавро (автодорогу Киев — Чернигов — Новые Яриловичи патрулирует с 2000 года), фотограф Антон Конопацкий и я. Местом отправки выбрали стоянку неподалеку от гостиницы «Украина». Время — 9.38. Мы выезжаем. Практически одновременно с нами от «Украины» отъезжает маршрутка. Интересно, а когда она приедет в столицу?

Два наркомана едут на машине. Вдруг на дорогу выбегает котенок. — Ой, Вася, Вася, котеночек на дороге, Вася, тормози, аа! Проехали. Едут дальше — на дороге цыпленок. — Ой, Вася, Вася, цыпленочек на дороге, желтый, пушистый, тормози, Вася! Проехали. За следующим поворотом: — Ой, Вась, смотри, щеночек, Вася, тормози давай! — Слушай, надоел уже. Ты за рулем — ты и тормози!

Вспоминая этот анекдот, я опасаюсь — не будет ли наша беседа мешать водителю? Но похоже, он только рад, получив возможность напрямую пообщаться с сотрудником Госавтоинспекции.

— Я на дальние расстояния всегда пристегиваюсь. А вот по городу пристегнутым ездить неудобно. — Так Юрий-водитель начинает первую дискуссию с Юрием-инспектором. — Все равно ведь далеко не ездишь, зачем ремень дергать туда-сюда…

— Ну вы знаете, когда водитель думает не только о своем удобстве, но и о своей безопасности, и о безопасности своих пассажиров, он будет пристегиваться.

— А после 17 ноября, если вы остановите водителя и увидите, что он не пристегнут, какой штраф ему придется заплатить? — встреваю я.

— От 51 до 85 гривен. Не так и мало.

— Ну если бы это не по городу… — упрямо договаривает наш водитель.

— А что насчет превышения скорости? Тоже ведь штрафы возрастут?

— Да, причем предусмотрены два пункта — превышение скорости свыше 20 км/ч, и отдельно — превышение скорости свыше 50 км/ч. И штрафы разные, за превышение свыше 20 — от 255 до 340 грн., а уже свыше 50 — 510—680 грн., или общественные работы сроком от 30 до 40 часов. 

Мимо Екатерининской церкви выезжаем на киевскую дорогу… Но мы до сих пор находимся в населенном пункте, то есть скорость нашего автомобиля не должна превышать 60 км/час.  Перед мостом еще сбавляем скорость. До моста было две полосы, здесь — сужение дороги и, собственно, мост — аварийно-опасный участок. Мы тащимся со скоростью 40 км/ч, впереди — никого, за нами небольшая вереница недовольных. Ну а что делать? Зато мы едем правильно!

Разговор заходит про мост на объездной – больше года там идет ремонт, устанавливают отбойники… Когда же он закончится?! И пока мы обсуждаем волнующую тему, Чернигов остается позади. А значит, наконец можно поехать быстрее… Но не намного: 90 км/ч.

— Большинство водителей здесь начинают возмущаться: а почему здесь 90? Если бы был знак «Автомагистраль» — допустимая скорость была бы 130 км/ч, автодорога – 110 км/ч. На данном участке ни знака «Автомагистраль», ни знака «Дорога для автомобилей» не установлено. Соответственно, разрешенная скорость — 90 км/ч.

— А если я поеду со скоростью 100? — интересуется водитель. — Это не нарушение?

— Нарушение. Но за него не предусмотрено административное наказание.

Мы въезжаем в Количевку. Опять сбавляем скорость, а Юрий Шавро комментирует:

— Эти два села, Количевка и Ивановка, очень опасный участок в плане ДТП, в основном — наездов на пешеходов. Причиной бывает как выход пешеходов на дорогу в неустановленном месте, так и превышение водителями допустимой скорости…

— И выезд на встречку, — добавляет Юрий-водитель. — Иногда приходится вылетать на обочину, чтобы «спрятаться».

— И это тоже. И пассажиры, которых высаживают прямо у обочины — и они идут к своим домам прямо по проезжей части… Особенно это опасно в темное время суток.

— Они что, не понимают, что выходят на трассу?

— Возможно, считают, что так ближе и проще… А ведь большинство водителей, если нету наряда госавтоинспекции, не снижают скорость, стараются пролететь через село.

Иллюстрацию к диалогу искать не надо: дорогу переходит бабушка — там, где ей удобно и где, конечно, нет никакого знака перехода… 

Отношения пешеходов и водителей — тема острая. Учитывая, что по новому закону штраф за то, что ты не уступил дорогу пешеходу, предусмотрен приличный, наш водитель решает уточнить:

— Когда же именно я должен останавливаться? Пешеход ведь должен как-то показать мне, что собирается переходить дорогу? Ступить на переход?

—  А знаешь, как-то не хочется рисковать… Вот будут штрафы по 300 гривен, тогда, может, остановятся. А сейчас — нет.

— В новой интерпретации закона, — поддерживает меня Юрий Шавро, — штраф за непредоставление преимущества пешеходу будет составлять от 255 до 340 гривен. Но речь идет о явном «непредоставлении». Если водитель сигналит пешеходу «уйди с дороги», например, — это очевидное нарушение. А если пешеход только ступил на «зебру», а водитель уже приблизился, это не будет непредоставлением преимущества.

Мы проезжаем Ягодное — на скорости 77 км. В разговоре выясняется, что водителям мешают не только пешеходы.

— А скутеристов вообще по-хорошему надо отлавливать и… (не буду целиком приводить мнение нашего кровожадного водителя).

Инспектор все-таки помягче:

— Мы летом проводили отработки, в нескольких точках стояли патрули, например, возле «Мегацентра», стоял там эвакуатор, мы изымали скутеры за нарушения, за которые предусмотрена постановка на штрафплощадку, проводили беседы…

— Да если у них даже прав нету, о чем с ними говорить!

— Надо, наверное, не с ними говорить, с родителями? У нас в криминальной хронике только и мелькают сообщения о том, что на скутере разбился очередной подросток… А то и совсем малыш, которого скутерист посадил покататься…

— Конечно, надо прежде всего думать родителям о безопасности своего ребенка. И прежде чем дарить сыну на день рождения скутер или мопед — подарить хотя бы правила дорожного движения. Убедиться, что ребенок понимает, что такое безопасная езда…

В новой трактовке правил скутеристов и пешеходов касается одна статья: за создание аварийной ситуации они заплатят штраф. Но изъять скутер мы не сможем. 

В Красном мы проезжаем мимо, как мне кажется, патрульной машины ГАИ — но водитель спокоен и невозмутим… Через несколько секунд понимаю и я: это просто макет. Срабатывает ли эта хитрость?

— Как вам сказать. В той или иной мере на водителей это действует. Чаще как напоминание: стоит патрульный автомобиль ГАИ, значит, надо сбрасывать скорость, я в населенном пункте. Второй такой макет установлен в Еркове: это у нас два наиболее аварийных участка. В этом году, например, при выезде из Красного было два наезда на пешехода…

Чаще всего ДТП происходят у нас с 16.00 до 20.00, осенью в это время уже темно, а водители уже уставшие… Повышают опасность еще и расположенные у дороги забегаловки, питейные заведения. Вообще нетрезвый водитель — это беда.

Возникают у нас порой конфликты с докторами районных больниц. Бывает, останавливаешь водителя: слышен стойкий запах алкоголя, глаза покрасневшие, походка неровная… «Вы употребляли?» И у нас каждый водитель говорит: «Нет. Я трезвый еду как стеклышко!». Предлагаем продуть трубку, контроль трезвости, в присутствии двух понятых. Он отказывается.  Это его право — отказаться! «Проедемте в медучреждение для освидетельствования?» — «Проедем!» И вот, допустим, водитель из района. В райцентре у него кум-сват работает в больнице наркологом. И он смело выписывает заключение: «Водитель трезв». Берем этот акт, берем водителя — и едем в Чернигов, на Щорса, 3, для медосвидетельствования. Час пути — и получаем уже от черниговского врача второй акт, о том, что водитель пьян. Как же доктора-наркологи проводят освидетельствования водителей? Если он в 19.00 в райцентре был трезв, а в 20.00 в Чернигове — пьян. Что, по дороге напоили?

— Штрафы за вождение в пьяном виде сейчас определены огромные, 2550 — 3400 грн. А вы как считаете, действительно ли будут платить? Я не очень представляю, как это можно исполнить! Если сейчас маленькие штрафы не могут собрать.

—  А за большими штрафами и следить будут по-другому. Суммы очень приличные, у иного водителя и зарплата меньше, чем этот штраф, это может быть двух-трехмесячный заработок. Исполнители будут следить. Если кто-то попадется за рулем пьяным, то у него и транспортное средство изымут и отвезут на штрафплощадку, и водительское удостоверение… И будет заводиться на такого водителя алфавитная карточка, где будут фиксироваться баллы за нарушение. 

— Юрий, как бы вы эту трассу охарактеризовали? Вы ведь на ней работаете уже восьмой год. Каждый метр знаете, наверное.

Юрий Шавро улыбается:

— Пожалуй, что так. Дорога эта международного значения, по международной классификации — М01, ведет из Киева в сторону Республики Беларусь. Поток транспорта на ней очень большой, особенно летом. Область у нас пограничная, а значит — идет товарообмен, и по этой трассе перевозятся грузы. И столица рядом… Движение транспорта очень интенсивное, вы же сами видите. Очень серьезная дорога. А водители часто рискуют. «У меня машина позволяет ехать 200 км/час — я и буду ехать 200». Может быть, машина и позволяет… Но поток транспорта, те же населенные пункты… Сумеет ли водитель на такой скорости отреагировать, принять верное решение?

Деньги на ремонт дороги выделяются, но капитальный ремонт покрытия не проводится. Только ямочный. Капитальный ремонт у нас проводился на участке,  который ведет из Коптей в сторону Москвы.

— Это на Батурин? Понятно… Вы бы хотели к водителям обратиться, напомнить о каких-то самых серьезных местах здесь?

— Прежде всего, я хотел бы их попросить, чтобы они соблюдали правила дорожного движения. Просто помнить: если населенный пункт — надо ехать 60 км/час, если пешеход переходит дорогу — пропустить… А прежде всего, думать о собственной безопасности. Думать о своем здоровье. Наше главное дело — сохранить жизни. Вы же видите, какие сводки идут по Украине, что происходит на автодорогах… Иногда водители проводят за рулем по 12—14 часов, а в итоге усталость, сон за рулем и — трагедия.

Не так давно на этой трассе перевернулся пассажирский автобус, следовавший из Молдавии. Водителя останавливали дважды и предлагали ему отдохнуть. Он отказался….

— Я лично беседовал с этим водителем. Он пересек таможенный переход в Сеньковке, его останавливали в Городне и уже непосредственно при въезде в Чернигов. Говорит, что нормально себя чувствовал и не знает, как объяснить произошедшее. На мой взгляд — это простая усталость. Просто водитель не отдыхал.

— Переоценил свои силы?

— Возможно. Он на таможне простоял, потом сел за руль, доехал до Чернигова… Все это без сна. Почему он не отдохнул? У него был сменщик, их ведь двое ехало. Кстати, теперь вводятся штрафы для водителей транспортных средств, движущихся по маршруту, которые от точки отправления до конечной точки проезжают больше чем 500 км. Нельзя будет отправлять в такой рейс одного водителя. И будет наказываться не только водитель, но прежде всего организация, которая его выпустила в рейс без напарника.

Юрия, который за рулем, продолжает интересовать тема ограничения скорости:

— Нередко знаки «Дорожные работы» оставляют на трассе там, где дорожные работы уже закончились, причем давно. А знаки стоят. Это только раздражает!

Пример его словам мы наблюдаем немного позже, уже выехав в Киевскую область, за Семиполками: видно, что дорожное покрытие здесь обновили, дорога ровная, гладкая… И действительно, работы закончены, а знаки стоят. Мы сбрасываем скорость и нам сразу же возмущенно сигналят из фуры сзади: «Эй, вы чего?» Но по правилам — так.

Перед Броварами обращаем внимание на другой знак: он указывает «70». Объективных причин к снижению скорости вроде бы нет — но  слева по трассе придорожное кафе. Не его ли хозяин позаботился о том, чтобы водители вовремя притормаживали?

От «частных» дорожных знаков беседа переходит к частным номерным знакам, а потом и к вип-номерам. Может ли инспектор составить протокол на народного депутата? Остановится ли вообще это транспортное средство у поста ГАИ? Все дружно качают головами.

— Обидно, конечно, когда я еду, меня останавливают, составляют админпротокол… Но вдвойне обидней, когда рядом с явным превышением скорости проносится «лексус», подрезает всех, инспектор пытается его остановить — и он не реагируя проезжает мимо… Обидно и то, что инспектор не может ничего сделать.

Мы проезжаем Бровары, Киев уже близко, а вопросов у одного Юрия к другому еще достаточно.

— Я всегда хотел спросить. С какой дальностью работают приборы, определяющие скорость проезжающих машин? Меня периодически ловят у въезда в Киев, и мы с инспектором начинаем друг другу доказывать, на какой скорости я таки проехал знак!

— В зависимости от местности, но в среднем 400 — 600 м.

— Но ведь он может замерить и уходящий транспорт?

— Нет. Дело в том, что в приборах, которые мы сейчас используем, идет распределение функций, в том числе можно выставить, что именно измеряется: приближающаяся либо удаляющаяся скорость. Это в старых приборах, типа советских «Барьер 2М», с большой пушкой, если помните, не было возможности различать скорость по направлению. В современных приборах есть также режим стационарного измерения скорости и измерения на ходу.

Путаница может возникнуть, если за одним транспортным средством следом идет другое, с высокой скоростью. Прибор среагирует на большую скорость. Но в этом приборе есть возможность определять скорость двух транспортных средств сразу. Хорошо бы, чтоб у нас были все приборы с камерами, но пока…

Разговор интересный, и время пути проходит быстро. Вот уже и «Лесная», я делаю пометку: 11. 25. Конечно, мы ехали больше, чем полтора часа. Ну что ж, сейчас отдохнем, гуляя по столице…

Дорога назад занимает у нас меньше времени — водитель, конечно, не лихачит, но, без контролирующего автоинспектора в салоне, едет несколько вольнее. И мы добираемся — да, за час сорок. Что интересно — на обратном пути нас ни разу не обгоняли маршрутки. А это значит, что наши скорости практически совпадали…


Хронометраж поездки

9.38 — выезд из Чернигова.

9.46 — съехали с моста через Десну.

9.47 — миновали знак «Чернигов».

9.56 — Ягодное. Хочется остановиться у корзин с румяными крупными яблоками, но… нам эксперимент не предполагает остановок.

10.06 — проехали Топчиевку.

10.07 — въезжаем в Козелецкий район.

10.15 — «Прогресс» (37 минут в пути).

10.23 — Копти.

10.31 — мы подъезжаем к Козельцу.

10.48 — вот и Киевская область.

Длинные Семиполки проезжаем за пять минут. Кажется, что это о-очень долго. Зато спокойно. И можно рассмотреть, чем торгуют бабушки у дороги.

11.02 — слева маячат красные банки «Кока-Колы».

В 11.10 мы в Броварах (на перекрестке наблюдаем ДТП).

И наконец, в 11.25 — подъезжаем к «Лесной».

Общее время пути — час 47 минут. Ненамного, кажется, дольше, чем привыкли думать. Но намного безопаснее!


 

Самоуверенности пешеходов, выходящих на трассу «где удобнее», не хочется завидовать


Юрий Шавро: «Прежде всего, хочу попросить водителей думать о собственной безопасности»


Корзины, полные румяных яблок, крупных грибов, золотые связки лука выглядят очень заманчиво. Но мы проезжаем мимо: условия поездки не предусматривают остановок

 

Вера ЕДЕМСКАЯ

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: