Размышления у театрального разъезда
По случаю завершения XIX Международного фестиваля «Славянские театральные встречи»
Театр — это светоч, а сцена — священная трибуна, с которой выступают творцы в защиту своего народа, родного слова и родной культуры…
П.К. Саксаганский
…Эти замечательные слова взяты с обложки программы XIX Международного фестиваля «Славянские театральные встречи», который проходил в Чернигове с 22 по 29 октября. Почему-то твердо верилось, что праздник состоится — ведь встречи все-таки, да еще театральные!..
…Конечно, в какой-то мере он действительно состоялся. Восемь дней фестиваль собирал в Черниговском областном академическом театре, где и проходили встречи, местных театралов. Зал был почти всегда полон. После окончания спектаклей гремели традиционные зрительские овации и традиционно доброжелательный черниговский зритель приветствовал актеров вставанием. И все же…
Есть такой замечательный анекдот про мужика, который все жаловался, что ему продали фальшивые новогодние елочные игрушки. Анекдот, как водится, бородатый, всем известный, поэтому позволю себе напомнить исключительно суть содержащегося в нем прикола: игрушки казались мужику фальшивыми потому, что не радовали. Вот и с фестивальными спектаклями как-то так же: не обрадовали.
И горький привкус на губах…
Открылся фестиваль спектаклем Московского «Театра Комедии» по пьесе С. Гергеля «13-я пуговица Наполеона». В главных ролях Татьяна Васильева и Сергей Рост. Никаких замен в творческом составе — вопреки сформировавшемуся уже грустному правилу гастрольных антреприз. Комедия положений, как и было обещано в программе, предстала перед зрителями во всей своей красе. Иногда было даже весело. Но в основном, скорее, грустно — от того, что постановка совершенно сырая, что актеры забывают текст, что на сцене уместна только главная героиня, исполняемая Т. Васильевой, а остальные совершенно незаметны и невыразительны. Кажется, и самим актерам было чуть неловко за то, что зрители им не верят. И они старались. Иногда возникало ощущение, что вот сейчас еще чуть-чуть и … шарики станут настоящими. Но чуда так и не случилось. Это было досадно, но как-то тоже привычной досадой, поскольку мы уже начинаем привыкать к тому, что антрепризы иными и не бывают.
Второй день фестиваля встретил зрителей спектаклем «Та, что слушает шаги». Давал Харьковский государственный академический театр. В основе — две пьесы: «Девушка моей мечты» Н. Коляды и «Звук шагов» С. Беккета. Вещь сугубо философская. Причем, видимо, философская настолько, что зрительный зал покинули не менее ста (!) зрителей.
Днем позже на сцену выкатился закулисный фарс от Полтавского академического музыкально-драматического театра «В ожидании короля, или Обманутый муж». Позиционировался спектакль как поставленный по пьесе Жана Батиста Мольера. Хотя честнее было бы признать, что поставлен он по мотивам мольеровского произведения — причем режиссер-постановщик явно находился под влиянием «Театрального романа» М. Булгакова.
И тут просто грех не сделать лирическое отступление. Несколько лет назад подобная же идея посетила режиссера Черниговского академического театра Сергея Кузыка. Помнится, и тот спектакль вызвал множество противоречивых отзывов критики — и за определенную вольность в трактовках известных исторических деталей, и за излишнюю фривольность. Но, при всем при том, никто и не сомневался, что это была работа, достойная разговора о ней.
То, что изобразили на фестивальной сцене полтавчане, не идет ни в какое сравнение с упомянутой выше черниговской «мольерианой». Речь идет уже не о сомнительной фривольности, а о недопустимой непристойности действа. В принципе, мы все уже давно взрослые люди и знаем кое-что о сугубо физиологической стороне отношений между мужчиной и женщиной. Во всяком случае, знаем достаточно, чтобы на фоне изящного сценического намека додумать остальное, и вряд ли так уж остро нуждаемся в натуралистической демонстрации половой любви. И никакая кабарешная пластика, никакие «костюмные изыски» не помогут скрыть вульгарность происходящего на сцене. Увы.
Замечательно, однако, что к концу этого фарса (вот где подлинное соответствие содержания и формы!) зрительские ряды так же сильно поредели: это наводит на мысль, что не все так безнадежно в соотношении «зрительский спрос — творческое предложение».
Смешно, вероятно, но на фоне заезжих сценических шедевров «Сватання на Гончарівці» и «Стеклянный зверинец» в постановке Черниговского академического, также ранее очень сдержанно воспринятые местной критикой, смотрелись почти изысканно. Воистину, чем ночь темней… Эти два спектакля успешно заполнили четвертый и пятый фестивальные дни.
Шестой день фестиваля принес зрителям спектакль «Теплое место» по пьесе А. Островского, седьмой — встречу с Гомельским областным театром драмы в фарсе-водевиле В. Дудина-Марцинкевича «Пинская шляхта». Когда этот номер готовился к печати, проползли слухи, что завершающий фестивальный день тоже будет «черниговским»: по неизвестным широкой публике причинам вместо драмы-феерии «Лісова пісня» в постановке Киевского академического театра юного зрителя на сцену выйдут черниговцы с тем же спектаклем.
Не ради злопыхательства окаянного…
Нет, совсем не ради злопыхательства сделан приведенный выше кратенький обзор. Просто нынешний фестиваль собрал, как казалось, далеко не самые худшие театры и работы. Ведь сплошь академические были на сцене — а уровень действа в целом невысок, и удовлетворения от него никакого. А ведь так хотелось… Неужели все шарики — поддельные?! Да быть того не может! Просто, не исключено, заигрались мы все в «чернуху» во всех ее проявлениях, заигрались в цинизм, во фривольность заигрались — да так, что уже немного приташнивает от потока, хлещущего с экранов и со сцены. Ведь если зритель тихо уходит из зрительного зала — значит, ЭТО ему не нужно?
Майя РУДЕНКО, фото Вадима ИВКИНА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




