Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Уходим от кризиса? Десять дней после запрета

Уходим от кризиса? Десять дней после запрета

Уходим от кризиса? Десять дней после запрета

С 13 октября постановлением НБУ №319 украинцы лишены возможности досрочно забрать из банков свои депозитные вклады. Прошло десять дней. Паники стало меньше — чего не скажешь об определенности

…Знакомая пенсионерка, женщина немолодая, но вполне энергичная, устроилась на работу в одно из городских детских учебных заведений гардеробщицей. Зарплата там, ясное дело, не велика, но и она оказалась существенной поддержкой к пенсии, которую назначило ей, ветерану труда с невероятным стажем, украинское государство. Тетя Тома (назовем ее так – хотя бы потому, что зовут ее совсем по-другому) оказалась очень бережливой  и сумела сэкономить из своих гардеробно-пенсионных доходов 7 тысяч гривен. Экономила на «черный день», то есть на то время, когда подработать сил уже не будет, а есть, платить за квартиру и одеваться-обуваться все же придется. Женщина практичная и дальновидная, она еще в январе 2008 года — в то время народ как раз валом повалил за «Юлиной тысячей» — поняла, что инфляции при выбросе на небогатый украинский рынок такой денежной массы не избежать. Чтобы спасти с трудом накопленные гривны, положила их на депозитный вклад в «Проминвестбанке». Дальнейшее понятно без пояснений. События последних недель совсем выбили женщину из колеи — ей и деньги страшно потерять, и обидно, что в очередной раз попалась на мякине. И за державу обидно тоже…

Банковый удар
В аналогичной ситуации оказались сотни черниговцев — владельцев депозитных вкладов и «карточных зарплатных» счетов. Автор этих строк испытал все прелести подобной ситуации на себе. И правда, замечательно себя чувствуешь, когда ни в одном банкомате нет наличных, а касса в банке закрыта, поскольку и здесь налички нет. Расплатиться платежной картой в кафе или супермаркете тоже не удается — счет блокирован. При условии, что последнее время подавляющее большинство украинцев перешли на систему электронных расчетов и получения заработной платы, неизбежность возникновения паники в народе очевидна.
Первыми «банковый» удар приняли вкладчики «Проминвестбанка». Причем не в Чернигове. Все началось после того, как на одном из телеканалов был показан сюжет о возможном банкротстве этого финансового учреждения. По рассказам вкладчиков, после телесюжета на электронные адреса многих жителей восточного региона пришли сообщения якобы от администрации банка с предложением как можно быстрее забрать свои вклады. К немалому количеству вкладчиков неизвестные обратились  с тем же предложением по телефону.
Это было начало процесса, но еще не паника. Паника началась, когда клиенты донецкого отделения «Проминвестбанка» не смогли снять деньги с карточных счетов —  сначала в банкоматах своего банка, а затем и других финучреждений. Если в финансово стабильные времена  по картам «Виза», «Мастер-кард» и др. можно было снять деньги с проминвестовских счетов через банкоматы других банков, заплатив при этом определенную комиссию, то с наступлением ажиотажного спроса большинство банков запретило проведение этой операции.

«Доброжелатели» не дремлют
В принципе, если бы подобного рода ситуация коснулась только «Проминвестбанка», озадаченность вкладчиков была бы не столь уж и велика. В конце концов, по поводу этого банка НБУ принял вполне конкретные решения, призванные стабилизировать ситуацию. Во-первых, в конце сентября — первых числах октября НБУ выделил «Проминвестбанку» сначала миллиард гривен, а затем увеличил эту помощь сразу до 5 миллиардов. Во-вторых, НБУ применил к этому банку целый ряд организационных мер, призванных стабилизировать ситуацию. Причем ограничение при снятии с «зарплатного» счета суммы, не превышающей тысячу гривен в сутки, — не самая агрессивная из них.
(Отметим в скобках, что председатель наблюдательного совета Национального банка Украины Петр Порошенко заявил: нагнетание нездорового ажиотажа вокруг «Проминвестбанка» выгодно тем, кто стремился создать ситуацию, когда можно легко завладеть банком. То есть это обычная полукриминальная атака. При этом банкир отметил, что правоохранительным органам целесообразно провести расследование относительно причин возникновения такой ситуации вокруг этого кредитно-финансового учреждения. По мнению Петра Порошенко, к увеличению давления на банк могут быть причастны высокопоставленные чиновники.)
Приблизительно в то же время — и вновь же из телесюжета, правда, выполненного в более сдержанных тонах, — украинцы узнали о том, что в сложной ситуации пребывает и банк «Надра». Намек на то, что выделенный этому банку кредит НБУ в размере 1,5 миллиарда гривен вряд ли спасет ситуацию, в которой пребывает это финансовое учреждение, был слишком прозрачен.
Что касается черниговцев, то специально для них неизвестные «разорили» «Демарк», порекомендовав вкладчикам срочно забрать свои деньги и даже сославшись на уважаемое в городе интернет-издание, где якобы размещена подробная информация. К слову, подобного рода рейдерскими штучками в  Чернигове уже никого не удивишь.
В общем, массированное давление на нервы вкладчиков завершилось тем, чем и должно было завершиться: народ бросился забирать деньги с депозитных счетов. Процесс оказался масштабным: с 1  по 10 октября, по данным НБУ, депозитные портфели украинских банков сократились на 6,2 миллиарда гривен.

НБУ принимает меры
Что сделал сильно озадаченный ситуацией НБУ? Правильно, принял постановление №319, которым запретил коммерческим банкам досрочно возвращать депозитные вклады. Теперь банки должны выполнять обязательства по всем видам договоров по привлечению средств в любой валюте только в случае наступления срока завершения обязательств. То есть получить деньги, положенные в банк на какой-то срок, вкладчик сможет только по истечении этого срока, но никак не раньше. В случае завершения срока деньги должны возвращаться незамедлительно.
Кроме того, Национальный банк принял меры для ограничения объемов выдаваемых кредитов. Он разрешил выдавать новые займы только за счет погашения ранее выданных кредитов. Таким образом, кредитные портфели банков пока что возрастать не будут. В то же время заемщикам, не имеющим валютной выручки, Нацбанк рекомендует новые кредиты вообще не выдавать.
При этом следует признать и следующую малоприятную для украинской экономики перспективу. Полностью избежать негативных последствий, скорее всего, не удастся, поскольку те вкладчики, сроки договоров которых закончились, вероятнее всего, не станут их продлевать, а предпочтут подержать деньги дома, и, следовательно, депозитные портфели банков все равно будут сокращаться, пока кризис не уляжется.
Еще одна мера Нацбанка призвана сбить панику и волну спекуляций на валютном рынке. НБУ установил, что маржа между курсами покупки и продажи наличной валюты не должна превышать пяти процентов.
Рассчитывать на то, что все эти меры в полной мере стабилизируют деструктивные процессы в украинской финансовой сфере, не приходится: в мире — и не на минуточку — финансовый кризис. В то же время прогнозы в отношении нашей страны, достаточно радужные: украинская экономика — в силу целого ряда причин — гораздо менее зависима от международных экономических и финансовых процессов, чем более развитые страны. Еще вчера украинские экономисты говорили об этом с явным сожалением. Сегодня это, оказывается, почти что благо…

Куда бедному крестьянину податься?
Что же делать «пересічному громадянину», попавшему в жернова Большой Экономики? А ничего, собственно, поскольку ничего он сделать и не может. Есть ли смысл создавать различного рода «особые условия» (форс-мажорные обстоятельства особо оговорены в каждом договоре между вкладчиком и банком!), чтобы вырвать у финансового учреждения свои кровные, положенные на депозит? Нет, уверены специалисты в области финансов: во-первых, вкладчик теряет проценты по своему вкладу, нарывается на штрафные санкции. Во-вторых, курс доллара, в покупку которого сегодня лихорадочно вкладывает средства большинство украинцев, разуверившихся в выгоде банковских вкладов, практически стабилизировался, то есть рассчитывать на дальнейшую прибыль, скупая американскую валюту, скорее всего, не приходится. В-третьих, на прошлой неделе Нацбанк заявил о том, что для уменьшения паники  собирается увеличить гарантии вкладчиков. Как ранее сообщал председатель совета Национального банка Украины Петр Порошенко, совет НБУ направил правлению рекомендации увеличить размер компенсации по депозитам из фонда гарантирования вкладов с 50 до 100 тысяч гривен. На сегодняшний день сумма гарантирования вклада в 50 тысяч гривен покрывает потребности 90 процентов вкладчиков украинских банков. «Тем не менее мы считаем целесообразным увеличить эту сумму и ставим об этом вопрос перед правлением», — отметил Петр Порошенко. По словам главного банкира Украины, те, кто в период паники снял деньги с депозита и купил на них американскую валюту, потерял до 20 процентов своих сбережений.
Верить или не верить официальному Киеву — каждый решает сам.

 

Майя РУДЕНКО, «Взгляд»

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: