Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » “Алкоголику надо лечить и тело, и душу”

“Алкоголику надо лечить и тело, и душу”

 

черниговский врач-нарколог Петр СЕДНЬ

По данным Всемирной организации здравоохранения, Украина – на первом месте в мире по темпам употребления спиртных напитков подростками. Это страшно. Но еще страшнее то, что 70% наших детей впервые попробовали алкоголь в семье – об этом свидетельствуют данные социологических опросов. По словам черниговского врача-нарколога Петра СЕДНЯ, в первом полугодии 2008 года на профилактическом учете в наркодиспансере числилось более 100 подростков, зависимых от алкоголя, наркотиков или токсических веществ. В первом полугодии прошлого года эта цифра была вдвое больше.

Нежеланный ребенок “накажет маму”

 - Петр Михайлович, в своих выступлениях вы постоянно подчеркиваете, что корни алкоголизма, в том числе и подросткового – в семье. На чем основано такое убеждение?
    Микросреда, конечно же, играет роль в формировании характера человека, в его развитии, но все-таки гены не обманешь! Если дедушка и бабушка были нормальные, папа и мама - тоже, то и ребенок будет нормальный. Может, у него и случится срыв в какой-то период жизни - с кем не бывает, но в итоге все образуется! Любовь в семье – это самое главное! Я вот вспомнил крылатую фразу моего отца (он у меня педагог): “Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся”. А ведь все мы,  родители, – тоже учителя. Дети ведь у нас учатся. Об этом нужно помнить постоянно! Очень часто родители подают дурной пример: и праздники без выпивки не обходятся, и предлагают попробовать ребенку то пиво, то вино. Стоит ли удивляться последствиям?
Важно учитывать еще и такой момент: если женщина беременна, но хочет избавиться от ребенка, то в будущем этот человек скорее становится зависимым от психоактивного вещества, он “накажет” свою маму за этот грех, за то, что не был желанным. Это мое наблюдение подтверждено и собственным опытом, и научными данными. Ведь в утробе матери ребенок уже улыбается, он уже все чувствует!

“Чтобы лечить душу, надо о ней знать!”

- Какие самые эффективные методы лечения или помощи больным вы можете назвать?
    Самое главное – это профилактика заболевания! Любого, в том числе и алкоголизма. Но если уже случилось заболевание, то лечение должно быть комплексным. Надо лечить и тело, и душу. Причем душу – в первую очередь. Но для того, чтобы лечить душу, надо о ней хотя бы знать, надо ее иметь! Таким образом, наш разговор переходит в сферу духовности, морали, религиозного воспитания. А ведь очень длительное время - более 70-ти лет! - церковь была у нас под запретом. Теперь вод пожинаем плоды. Ну, и второй момент – это соматическая сторона. Абстинентный синдром, который возникает у больного алкоголизмом, – это физическая зависимость. Это состояние характеризуется выраженным тремором пальцев рук, тоскливо-злобным настроением, когда жить не хочется. У больного страдает печень, развивается гепатит, дело доходит до цирроза, поражается нервная система, развивается атрофия мозга. Одновременно с болезнью сердечно-сосудистой системы развивается гипертония. Лечением физического тела занимаются, конечно же, врачи, но нужно лечить и душу. Поэтому нам необходимо взаимодействовать с церковными организациями.

“Детям нужна хорошая альтернатива”

- Какой же может быть выход из сложившейся в нашей стране катастрофической ситуации?
    Самый лучший метод профилактики – это когда наше общество осознает, что модно быть здоровым! Но о какой профилактике можно говорить, когда на телеэкранах широко рекламируются и алкоголь, и табак?! Когда продавцы открыто продают этот товар несовершеннолетним?! Кроме того, необходимо изменить Закон о психиатрической помощи, чтобы мы имели возможность выявлять болезнь у подростков на ранних стадиях. Изменения начнутся, когда у каждого из нас появится возможность проживать свою жизнь качественно. Только для этого нужны годы. Вот тогда качество жизни начнет переходить в количество. Нас когда-то учили, что количество рано или поздно переходит в качество, но в этом случае происходит совсем наоборот! И, как говорил когда-то один великий паталогоанатом и философ Давыдовский: “Самое главное - добавлять не годы к жизни, а жизнь к годам!” А нашим детям нужна хорошая альтернатива - чтобы они не сидели с бутылкой пива, а могли бы пойти на спортплощадку, в бассейн, в клуб по интересам. Только за все это в наше время нужно платить деньги, и немалые...

цифра

19000 мужчин и женщин на Черниговщине состоят на учете с диагнозом “алкоголизм”. По этому показателю область занимает TРЕTЬЕ место в Украине.

Откровения поднявшихся со дна

Борьба с этим заболеванием может продолжаться годами. Очень часто у зависимых от алкоголя людей просто опускаются руки. И тогда им кажется, что никакой надежды на излечение нет и не может быть. Но реальные истории жителей Чернигова убеждают нас в том, что выздоровление не только возможно, но и необходимо!

“Женщина становится собутыльником”

У Светланы – двое детей, они уже почти взрослые и самостоятельные. Они были рядом с мамой в то время, которое сегодня Светлана называет “периодом жестокого алкоголизма”. Он продолжался с 1994 по 1999 год.
   

А до этого долгое время были наркотики, которые я начала употреблять после смерти мамы. Так что у меня произошла подмена одной зависимости на другую. Я творила такие вещи, что сейчас у меня даже и в голове не укладывается, как можно было до этого дойти! Я понимаю, что это была я, но в то же время и не могу найти объяснений, почему алкоголь в то время был для меня важнее семьи, детей, работы, почему я позволила этому произойти! Самое страшное в алкоголизме — человек не осознает, что с ним происходит. Он стремится найти себе выпивку любой ценой. Стадию протрезвления, когда можно оглянуться вокруг и задуматься, алкоголики как раз и пропускают. Такой вот замкнутый круг.

У меня были запои, а потом - очень тяжелые выходы. Ведь алкоголь - это самый настоящий депресант. Я не верю тем, кто говорит, что алкоголь поднимает настроение - это неправда! Человек перестает быть человеком, а женщина перестает быть женщиной и переходит в разряд собутыльника. Свое рабочее место я сохранила просто чудом, просто потому что мне с трудом, но  все же удавалось поддерживать свой внеший вид! Хотя приходилось и в темных очках выходить, чтобы скрыть «фингалы» под глазами, и прибегать к другим хитростям. Зарплату мою дети забирали сразу же, чтобы я ее не пропила. А им ведь нужно было одеваться, покупать продукты. Я кодировалась, но однажды сделала глоток пива – и... не умерла! Для того, чтобы покончить с этим, мне нужно было осознать, что происходит, а все никак не получалось.

Но вот как-то я попала в больницу, и там одна женщина показал мне Библию и сказала, что в ней есть ответы на все вопросы. А я ведь в тот момент была протрезвевшая и вдруг поняла, как я живу, что я делаю. Я тогда поняла, что сама или же с чьей-то помощью, но я вырвусь, должна вырваться!. Но потом я выписалась и пила еще с полгода, ведь и во мне, и вокруг меня ничего не изменилось. Я резала вены, а для храбрости выпила бутылку вина - это была такая попытка устрашить родных. Они отвезли меня в больницу, в Халявин. Рану зашили, а меня на три дня закрыли в женском отделении. Это был кошмар! Среди нездоровых людей я почувствовала такое дикое одиночество! Но вскоре меня выпустили. Муж попытался меня образумить: “Ну ладно, я пью, но ты же мать! У тебя двое детей!” - и отвел меня в общество анонимных алкоголиков (АА). Там мы оба и остались. Я не пью уже восемь лет, в октябре будет как раз очередная годовщина.

Сейчас мне попросту не хватает времени на все то, чем бы хотелось заниматься. У меня свой сетевой бизнес. У меня есть любимая работа, ведь по профессии я музыкант, преподаватель. Я общаюсь с людьми, которым интересна эзотерика. Мои дети уже выросли. Сын работает, а дочь еще учится. Летом я потеряла горячо любимого мужа. Его погубила водка. Но я верю, что еще буду счастлива, потому что всё ведь в наших руках.

Алкоголикам же я хочу сказать: «Нужно твердо ЗАХОТЕТЬ стать трезвым! Захотеть так, чтобы ничего не толкнуло назад. И тогда не будут пугать любые трудности. Важно знать, что впереди будет лучше, хуже - не будет никогда!» Жить - трудно, но в этом и заключается счастье. Родителям же следует помнить, что дети всегда готовы их простить. Я, например, даже не представляла, как мои дети смогут простить меня. А мне даже не пришлось просить у них прощения... Детям алкоголиков нельзя ненавидеть и презирать родителей, ведь они больные, глубоко несчастные люди! Однако проявляйте твердость и не поддавайтесь на уловки вроде “Дай мне денег” или “Пойди купи мне выпить”. Цените вашу собственную жизнь!

“Утром не хотелось просыпаться, не хотелось жить”
Игорю 46 лет, 24 года из них он был зависимым. 23 сентября исполнилось девять лет с того момента, когда в его жизни начался новый этап – без алкоголя. Недавно он во второй раз женился и стал отцом. Длительное время мужчина работал консультантом в реабилитационном центре “Ступени”. Его помощь была эффективной, потому что он очень хорошо  знал, что такое быть алкоголиком.
   

Когда встречаю моих бывших подопечных, вижу радость в их глазах, появляется такое чувство, что жизнь прожита не зря. Когда же вспоминаю себя прежнего, мне становится и грустно, и страшно. Зачем я себя добровольно убивал? Я был зависимым 24 года! Десять лет из них употреблял наркотики. С чего все началось? Просто хотел, как и многие молодые люди, попробовать в жизни всего. В студенческие годы ни одна вечеринка не обходилась без алкоголя. Нам всем нужен был допинг. Так я стал зависимым.

Возвращение к нормальной жизни продолжалось долго. Вначале я пришел к выводу, что пора завязывать с наркотиками. Как-то проведывал в больнице бывшую жену и закашлялся. Доктор меня послушал и в срочном порядке уложил в стационар на обследование и лечение. По словам врачей, жить мне оставалось недолго, но меня спасли. Достаточно сказать, что у меня был сепсис, двустороннее воспаление легких, предотечное состояние. Я тогда очень испугался. С наркотиками было покончено, но я заменил их алкоголем. Еще лет семь пил. Болезнь в том и проявляется, что у человека отказывают тормоза. Я понимал, что нужно остановиться, но не мог! Состояние было жестокое: утром не хотелось просыпаться, жить не хотелось. И так несколько лет. Я пытался бросить, самое долгое - не пил семь месяцев, но потом опять срывался, наверстывал упущенное. Потом как-то встретил в подземном переходе бывшего собутыльника, он и позвал меня в общество анонимных алкоголиков. Я не пью уже девять лет.

Тяжелее всего было пережить недоверие окружающих. Месяца через три я устроился на новую работу. Бывало, задерживался до полуночи, но дома меня все равно ждали. Когда приходил, родные смотрели мне в глаза, а потом ложились спать. Доверие восстанавливалось не один месяц. А помогли мне люди, такие же люди, как и я сам, которые приходили в АА и рассказывали свои истории. Важно, что меня поняли и приняли. Через некоторое время я поступил в университет, устроился волонтером в центр “Ступени”, консультировал людей. При работе с зависимым самое важное – уловить момент, когда у человека трезвые мозги и он готов тебя услышать.

Сейчас я сознательно выбираю трезвый способ жизни, чтобы заниматься тем, что мне нравится. Я купил дом, женился, у нас родился сын, ему всего несколько месяцев. Мы занимаемся ремонтом, жена мне помогает. Я счастлив, чувствую себя хорошо! Каждый день замечаю, как прекрасен этот мир, сколько в нем всего удивительного, и я могу все это оценить. Мир дарит мне новые встречи, знакомства, перспективы. Сейчас я уже не понимаю, как можно добровольно приводить себя в дебильное состояние. Иногда выхожу на улицу в выходной – и так обидно! Везде молодые люди курят, везде выпивают. Неужели не представляют, что их ждет?

Виктория Сидорова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: