Клавдия Артюх почти 36 лет за рулем
74-летняя Клавдия Артюх колесит по Чернигову и области на оранжевом «Москвиче». И так с 1978 года. Сейчас выезжает редко, разве что в Стольное Менского района. Там родительский дом. В салоне машины, как в оранжерее — все заставлено цветами в вазонах. Их Клавдия Афанасьевна тоже везет на лето в Стольное.

— Привыкла, что на меня все с удивлением смотрят, — смеется. — В 1978-ом женщина за рулем была диковинкой. Теперь необычно, что женщина в возрасте катается. Смотрят, как на раритет. Я, наверное, самая пожилая женщина-водитель в Чернигове. В советские времена,, помню, стою на светофоре. Рядом — мужчина с ребенком на велосипеде. Мальчик с широко открытыми глазами обращается к папе: «Па, смотри за рулем тетя!». И оба глазеют. Сейчас то же самое. Меня даже на телефон снимают.
«Москвич» достался женщине по случайности.
— Нам с мужем свою очередь семья военных уступила, — вспоминает Клавдия Афанасьевна. — Мы сначала и не думали брать — денег на тот момент не было. Тогда поразмышляли-поразмышляли и решили, что другой возможности может и не быть. Поэтому купили. Изначально машина была красной. Мне цвет нравился. Но от времени краска поизносилась, нужно было обновить. Стал наш «Москвич» оранжевым по ошибке. Хотели снова в красный покрасить, но что-то не получилось. Так и езжу на оранжевом.
— В советское время было тяжело сдать на права?
— Нет. Мне как-то учеба давалась. По вождению я получила «пятерку», по технике — отметку «четыре». Хотя, тогда на права сдавала без особой нужды. Ведь когда купили машину, я думала, что она с водителем будет. Но муж умер, и «Москвич» остался без водителя. Хорошо, что права были — пришлось самой за рулем постоянно ездить, не время от времени, как раньше.
Женщина себя водителем-асом не считает. Чтобы выехать с СТО на Масанах, просит помочь автослесаря. Мужчина довозит клиентку до церкви. Сзади едет еще один работник СТО на машине. Слесарь пересаживается в свое авто, а за руль «Москвича» садится Клавдия Артюх. Мчит на Стольное.
— Всегда за рулем волновалась, — делится Клавдия Афанасьевна. — И так до сих пор. Ведь на мне такая ответственность. Нервничаю, пока не доеду до нужного места.
В машине особо не разбираюсь. Не слышу никаких стуков, не вижу поломок. На СТО обращаюсь, когда мой «Москвич» стоит, как вкопанный, не едет. Тогда я знаю — пора в ремонт.
Кстати, на СТО бабушку любят, по-доброму помогают и даже восхищаются такой клиенткой.
— С гаишниками проблемы были?
— В молодости могли останавливать по десять раз на день. Но все заканчивалось благополучно. Когда-то ехала по проспекту Мира, остановили меня. Гаишник так удивился: «Я думал, это мужчина на такой скорости ехал, а это женщина! Езжайте дальше». Теперь останавливают, чтобы узнать, как бабуля себя чувствует. В Новоселовке как-то остановил то ли полковник, то ли подполковник. Увидел меня, спросил, не было ли проблем на дороге, как самочувствие.
А то раз ехала с похорон, немного превысила скорость. Тоже остановили за Сновянкой. Гаишники вошли в мое положение, поняли, что состояние после похорон не самое лучшее, и не оштрафовали. Но в большинстве случаев я стараюсь не нарушать Правила дорожного движения. Езжу аккуратно.
Виктория Товстоног, "Весть" №17 (589) от 24 апреля 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Клавдия Артюх, водитель, «Москвич», Виктория Товстоног, "Весть"




