Евгения Чудновская: Где спасутся черниговцы?
Любопытство заставляет меня заглянуть внутрь проветриваемого подземелья у нас на рабочем дворе. Через решетку я вижу только крутую лестницу, полную темноту глубоко внутри и чувствую запах сырости. На двери висит табличка «Укрытие № …».
Чуть позже я узнаю, что это – лучшее убежище в Чернигове, в котором сохранилось все оборудование и работают все автономные системы. Это скорее исключение из правила.
Из 100 черниговских бомбоубежищ 41 – не соответствует нормам.
У многих может возникнуть вопрос, зачем нам нужны убежища такого типа? На случай войны? При чрезвычайных ситуациях?
В новой инструкции о содержании защитных сооружений гражданской обороны в мирное время выпуска 2007 года говорится о том, что защитные сооружения предназначены для укрытия населения от средств массового поражения в особый период и чрезвычайных ситуаций в мирное время, и являются основным видом коллективной защиты населения.
В нашей стране, где часто не понимают, кто за что несет ответственность, где существует проблема с захоронением токсических отходов (4 млрд. тонн), где случаются аварии, подобные Львовской, когда на перегоне Красное-Ожидов Буского района перевернулись 15 цистерн с фосфором, возможны ЧП самые неожиданные. Смогли бы укрытия в таких ситуациях спасти людей от катастроф? МЧС в Черниговской области отвечает категорично – нет, не смогли бы. Людей необходимо «не прятать», - говорят МЧС-ники, - а эвакуировать. Укрытия могут «пригодиться» исключительно при особых обстоятельствах, т.е. в случае войны.
После развала СССР ни одно новое укрытие в Чернигове (да и в Украине тоже) построено не было. Тех, что сохранились с советских времен - ровно 100 единиц. Цифра немалая.
Если условно количество населения нашего города (300 000) разделить на количество укрытий, то получится по 3 000 человек на одно укрытие. Обычно укрытие рассчитано на гораздо меньшее количество людей. Да и укрытий, пригодных для защиты людей, всего 59,а не 100.
Потому что только 59 – соответствует нормам, а 41 – нет. В число несоответствующих нормам входят те укрытия, в которых разворованы электродвигатели, отключено водоснабжение, разворовано оборудование.
МЧС-ники жалуются, что нет законодательной базы для того, чтобы четко знать, кто и за что отвечает: неизвестно, кому принадлежат укрытия, многие из них находятся на балансе предприятий, но считаются государственной собственностью. Государство же выделяет мизерные деньги для поддержания укрытий в более-менее рабочем состоянии.
Восстанавливать те укрытия, которые не соответствуют нормам, слишком затратно, легче построить новые, но средства на это не выделяются. Как поступать с полуразрушенными, а то и затопленными, укрытиями?
Еще одно допущение – если на каждое укрытие тратить по 500 грн. в месяц, то для того, чтобы содержать все черниговские укрытия, необходима сумма в 600 000 грн. в год. А в Украине на все (!!!) укрытия страны заложена в бюджет сумма 762 тысячи гривен (в 2005 году на эти же нужды - около 25 млн. грн., а профинансировано 14 млн. грн.)!
Существует предложение по решению этой проблемы министерства МЧС – относить на валовые расходы предприятий те средства, которые они будут тратить на содержание в надлежащем состоянии укрытий, находящихся вблизи их территории. Возможно, это выход, а учитывая менталитет – тупик. Очень удобно будет отмывать деньги с помощью списания расходов на содержание при реальной стоимости работ во много раз ниже.
Как у других?
В Москве бомбоубежища для себя начинают строить люди с достатком выше среднего, а к старым укрытиям сейчас – пристальное внимание государства. В Киеве целые войны ведутся из-за бомбоубежищ, расположенных в центре города. В Черновцах укрытия выставляют на продажу.
Как в Чернигове? В Чернигове пока тихо.
Евгения Чудновская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




