Борис Дедов против застройки Вала гостиницами и барами
Борис Степанович, из стратегических направлений развитии Чернигова — туризм. Что необходимо сегодня делать для привлечения туристов в город?
— Мы обречены, в хорошем смысле этого слова, на развитие туризма, потому что такой историей, как здесь на каждом шагу, даже Киев не всегда похвастается. В Чернигове сплелись и древняя славянская Русь, и гетманство, и другие исторические периоды. Если Киев — «мать городов русских», то Чернигов — «пуповина», колыбель зарождения трех славянских народов. Это золотой фундамент, на которой наш город может строить свое туристическое будущее. Но относиться к этому наследию надо крайне аккуратно. Если говорить о развитии туризма и возрождении славы города, то, наверное, надо начинать с Вала. Но делать это бережно и талантливо, исключая нелепые, чуждые новоделы. Необходимо привести в порядок территорию, восстановить памятники. На Валу много остатков древних зданий, захоронений — их надо возрождать. Нужно сохранять историческое наследие города, а не относиться по-варварски, как сейчас.
Например, сегодня на Валу якобы восстанавливается дом дворянского собрания, а на самом деле, как оказалось, — развлекательный центр, из числа тех, которых «так не хватает» для развития духовности и воспитания молодежи. В свое время жителям города показали проект этого строения. Люди повелись. А теперь, оказывается, оно будет в несколько раз больше, да еще и «съест» метрое сто территории Детинца под стоянку автомобилей, вплоть до самого Спасо-Преображенского собора. И можно только представить, каким привлекательным станет после этого Вал для черниговцев и гостей города.
Кстати, ЮНЕСКО, благодаря таким псевдо возрождениям памятников, может удалить черниговский Вал из списка шедевров мировой архитектуры, как потеряввший исторический облик. И тогда о туристах из дальнего зарубежья можно забыть.
Какая-то часть людей бизнеса ошибочно полагает, что если будет больше кабаков на Валу, то появится больше туристов. Кабаков хватает во всех странах мира, ими никого не удивишь, а фундамент церкви XI века — это нечто другое. На Валу нужно развивать музейную линию, а не ресторанную. В городе хватает мест, куда можно зайти выпить. А Вал один. Он должен стать зоной музеефикации. У нас в архитектурно-историческом заповеднике колоссальная коллекция археологический материалов, а их просто негде показывать! У меня есть проект восстановления спального корпуса мужской гимназии, который мог бы стать прекрасным археологическим музеем, в котором остро нуждается и город, и национальный историко-архитектурный заповедник "Чернигов Древний», и туристический бизнес. Кроме того, остро нуждается в расширении экспозиционных и архивных площадей исторический музей. Я считаю, что можно спроектировать расширение музея так, чтобы не повредить ландшафту Вала. И это даст заповеднику и историческому музею как минимум по 2 тысячи квадратных метров экспозиционные площадей, без которых они задыхаются.
Кроме того, крайне необходимо закончить ремонт выставочных залов и фасада художественного музея, в запасниках которого «прозябают» шедевры изобрази тельного искусства мирового значения.
Территорию Вала нужно оградить лаконично, ажурно, декоративно — не бастионами. Заповедник не должен быть местом для «шныряния» автомобилей, он должен стать зоной соприкосновения с историческим прошлым — территорией души, защищенной от вандалов, как Летний сад в Петербурге. Хочется, чтобы уже в недалеком будущем Чернигов был представлен как древний европейский город, где было бы все максимально сохранено, буквально до самой мелкой архитектурной детали. Тогда это будет интересно людям, и только тогда туристы будут возвращаться сюда снова и снова, как в Ригу, Таллинн, Дрезден.
Сейчас наша организация разработала проект мемориала святим князю Михаилу и боярину Федору, который предусматривает мост при въезде в город — от Вала до Екатерининской церкви. Очень обнадёживает тот факт, что нынешнее руководство облгосадминистрации проявляет пристальный интерес к сохранению исторического наследия города, развитию туризма, и я надеюсь, что этим людям удастся сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.
— Кок вы видите город в целом?
— Я не е восторге от того, что сейчас строится. Строительство ведется унифицированное, типовое. Мне очень бы хотелось, чтобы был сохранен старый город. Нужно не просто сохранить ветхие дома, а, отреставрировав, сделать из них произведения искусства. И если уж и строить что-то новое, то оно должно гармонично вписываться в стиль старого города. А он в Чернигове был. Его непременными атрибутами являются: каменный цоколь, деревянный верх, уникальная резьба. И этот неповторимый стиль мы сейчас теряем. Тысячу раз был прав Андрей Антонович Карнабед, когда говорил, о том, что нужно сохранить этот уникальный стиль. Ведь это наша особая культура! И именно ее захотят увидеть туристы. Но чтобы за это браться, надо быть очень талантливым архитектором. А не снимать проекты с диске «Тысяча проектов» и лепить как попало, лишь бы заказчику понравилось. Безликих многоэтажных монстров, которые сейчас строятся в Чернигове, критиковали еще в 70-е годы.
Я так говорю в отношении современной архитектуры Чернигова, потому что в других городах Украины ситуации намного лучше. Недавно был в Черновцах, где тоже строит новые дома но в стилевом единстве со старыми. Черновцы сегодня расцвели, хотя у них архитектура гораздо более позднего периода, чем в Чернигове.
И еще на одном моменте, я бы хотел акцентировать снимание. После войны проекты жилых домов, зданий, памятников, всего, что строилось в городе, выставлялись в кинотеатре им. Щорса (самом людном на то время месте) на всеобщее обозрение и обсуждение; и общественность имела возможность ознакомиться с архитектурно-строительными предложениями, выразить свое мнение. И власти опирались на мнение жителей города. А теперь?
Совершенно отсутствует единая концепции монументально-декорвтивного оформления города. Это важнейший аспект развития туристического города. Сейчас это всё происходит хаотично, безграмотно, зачастую вообще без участия профессионалов: архитекторов, скульпторов, художников-монументалистов.
— Что нужно для того, чтобы город развивался гармонично?
— Нужно гармоничное общество. В Чернигове были американцы, они откровенно заявили: "У вас совершенно не работает общественный сектор». А он должен работать.
В городе много интеллигентных образованных людей, которые могут высказать свое мнение, которые сейчас, слава Богу, поездили по разным странам мира, видели и Восток, и Запад. Наши люди достойны того, чтобы жить в европейском городе с уникальным историческим наследием.
Для выполнения этой сложной задачи нужно объединение творчески мыслящих профессионалов, любящих свой город.
Что касается современной архитектуры Чернигова, то и считаю, что градостроительный совет, который дает разрешения на строительство, должен состоять не только из архитекторов и строителей, у которых один интерес — получить площадку под застройку. В него должны обязательно входить представители общественности. Профессионалы должны давать ответы на профессиональные вопросы. Например, можно или нельзя строить здесь. Но какой вид и предназначение будет иметь то или иное здание, нужно обсуждать всем вместе. А у нас сейчас все кулуарно.
Справка
Борис Степанович Дедов, Председатель правления Черниговской городской общественной организации «Пласт-Арт», Заслуженный деятель искусств Украины, художник-монументалист, проектант.
Наиболее известные проекты: Церковь памяти погибших на водах и музей морских катастроф в с. Малореченское (АР Крым), мемориал памяти Героев Крут, реконструкция сквера им. Попудренко в Чернигове, историко-мемориапьный музей-заповедник Пантелеймона Кулиша «Ганнина Пустынь» в с. Мотроновка Борзнянс кого района, мемориальный крест в Батурине.
Беседовал Николай Игнатенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




