Опять идут вагоны в Круты…
«Об этом еще слишком рано судить» —
так ответил Чжоу Эньлай в середине 90-х
на вопрос о Великой Французской
Каждый из нас по-своему трактует исторические события, в зависимости от мировоззрения, преобладающей в нем доли критического восприятия мира или же, наоборот, идеализации его. Не исключение в этом смысле и события под Крутами. Кто-то говорит о погибших как о горстке романтически-националистически настроенных подростков, которые случайно попали в этот бой и так же случайно и нелепо погибли. Другие отзываются исключительно поэтично – «Крути є однiєю з найвеличнiших легенд нашої нацiї»... Но как сказал журналист Алексей Симонов, «мифы возникают там, где не хватает фактов. Легенды – там, где они кого-то не устраивают». Вариации исторического экстремизма весьма разнообразны, и читать их так увлекательно!
«Бедные мальчики…»
Существующую вольную трактовку событий, возможно, максимально приблизит к истине вторая часть мемориально-музейного комплекса «Пам’яті Героїв Крут». Авторы его — Анатолий Гайдамака, народный художник Украины, и Борис Дедов, заслуженный деятель искусств Украины, — сейчас ищут и воссоздают вещественные свидетельства того времени: оружие, одежду. Откуда бы ни поступали экспонаты – из Луганска, Львова, Донецка — все передают их со словами «Бiднi хлопцi». На месте событий воссоздается платформа Киевского вокзала, с которой отправился поезд со студентами и юнкерами (кстати, многие из них уже воевали на фронте и были обстреляны). Вагоны, еще на рессорах, изготовленные в 1911 году, пригнаны из Харькова. Когда Дедов увидел их впервые – был в шоке, настолько они были разбиты и обожжены. В ходе реставрации пришлось переложить заново каждую дощечку, дезинфицировать и покрасить заново. Их перевезли на место стоянки в Круты, и это было тоже зрелище.
Краны, КРАЗы и замминистра
Семь вагонов и платформу, подталкивая с двух сторон тепловозами, транспортировали из Чернигова на запасной путь станции Круты. В этом месте проходит железнодорожная линия Нежин – Москва и очень оживленное движение, поэтому надо было, перегружая вагоны в трейлер, вписаться в 15-минутный промежуток времени, когда закрывали железнодорожный переезд и можно было проскочить. Загружая вагоны кранами, боялись повредить их нависающие крыши, тому же вагоны оказались длиннее трейлера и свисали с него на пару метров. Уже в Крутах сначала ставили на проложенных рельсах колесную пару с торчащим штырем, а потом уже нанизывали на него вагон. Всего в этой операции было задействовано шесть кранов, КРАЗы, автодоровский трейлер — плюс максимальное участие заместителя министра транспорта Украины .Василия Шевченко. В три намеченных для операции дня не уложились бы, если бы все происходящее не корректировал на своем высоком уровне заместитель губернатора Владимир Приходько.
Восстановили так называемую «вошебойку» — камеру из стали, в которой бойцов дезинфицировали горячим паром. В одном из вагонов устроили бытовую комнату — печка, стол, скамейки – будто бы только сейчас студенты и юнкера пили чай и пели песни, подъезжая к Крутам. Теперь попить чаек здесь смогут группы туристов, приезжающие на электричке из Киева.
Так что же там произошло?
При создании экспозиции музейщики вынуждены заботиться об охране, будут установлены видеокамеры – ведь так и не найдены вандалы, которые дважды краской наносили на мемориале провокационные надписи. На это придется потратить весомую долю средств, выделенных спонсором – партией «Наша Украина».
Представитель Украинского института национальной памяти в Черниговской области Сергей Бутко, который занимается сбором письменных источников, отмечает, что никогда не работал в такой благоприятной обстановке. Все интересующие его документы — из Института истории Украины, Госархива, библиотеки им. Ольжича, Музея вооруженных сил Украины — передают безвозмездно, о деньгах никто даже не заикается. Cреди экспонатов — копия личного дела генерала Муравьева, кстати, впоследствии большевиками же и расстрелянного. Но все достоверные источники – это свидетельства эпохи. Непосредственных документов о самих событиях в Крутах пока так и не найдено, картину происшедшего приходится черпать из воспоминаний участников, в которых неизбежны личностные моменты и погрешности.
Археологи в окрестностях Крут раскопали две большие могилы, каждая примерно на тридцать человек. В больших холщовых покрывалах схоронены там останки и красногвардейцев, и студентов. Кстати, больше пока останков в окрестностях не найдено (это – к вопросу о 300 погибших). Но раскопки ведутся рядом, в селе Печи, жители которого вспоминают, как их родители хоронили заколотых штыками парней.
Присматривают и ухаживают за памятником жители окрестных сел. За Мемориалом вырыли крестообразный ров (события происходили на Крещение ) для отвода воды, а на берегах посадили и огородили молоденькие калины.
«Зачем и кому это нужно?»
Борис Дедов:
— Как бы то ни было, а ребята погибли, защищая суверенитет Украины, и не надо говорить, что они не понимали серьезности всей ситуации. Когда человек, пусть даже 16-летний, берет винтовку с патронами – он понимает, на что идет. И случилось так, что в обольшевиченной Украине, прельщенной идеей всеобщего равенства, они оказались чуть ли не единственными защитниками Украинской Республики.
А в общем мы делаем музей не только Крут, но и революционной ситуации в стране, грызни политиков, за ошибки которых расплатились своей жизнью десятки молодых людей.


Лариса Добрынина (еженедельник "Взгляд")
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




